Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве.
Парадокс Августина
Одним из основных критериев качества работы современного учителя является готовность к самообразованию в различных сферах: профессиональной, творческой, личностной и т.д. Такую готовность можно рассматривать как составляющую профессионально-педагогической компетентности педагога.
Под педагогическим самообразованием я понимаю самостоятельную познавательную деятельность учителя, представленную как:
- творческую самореализацию на основе профессионального самосознания;
- способ профессиональной социализации;
- принцип профессиональной деятельности;
- самоорганизованное личностное и профессиональное развитие.
Профессиональные причины связаны с уровнем развития профессиональных знаний, умений и навыков и определяются профессиограммой специалиста. Наиболее для нас важными из данной группы являются следующие причины:
- осмысление специфики профессии;
- осознание важности фактора конкурентоспособности учителя в современных условиях;
- интеллектуально-познавательная потребность;
- стремление к дидактическому творчеству;
- стремление к организационному творчеству;
- совершенствование профессиональной грамотности;
- желание ознакомиться с передовым опытом с целью трансформации полученного материала для дальнейшего его использования.
Профессиональное саморазвитие – это сложная функциональная система, состоящую из четырех основных этапов:
а) самопознание, которое предполагает
изучение требований, предъявляемых к педагогу,
самоизучение уровня компетентности, рефлексию
собственной профессиональной деятельности, ее
самооценку;
б) планирование состоит из определения
цели и задач, разработки программы саморазвития,
выбора личных правил поведения, форм, средств,
методов и приемов решения задач в работе над
собой;
в) реализация предполагает
непосредственную практическую деятельность;
г) самоконтроль и самокоррекция
включают в себя рефлексию деятельности, ведение
дневника, анализ результатов труда –
обученность и воспитанность учащихся, и
повышение собственного уровня
профессиональной компетентности.
Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способность к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя- профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога
Параметры |
Личностное развитие |
Профессиональное развитие |
Ценности |
Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих деятельность | Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность |
Цель |
Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации | Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация |
Я-концепция |
Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции. | Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности. |
Перспектива |
Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста | Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии |
Задачи развития | Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта. | Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта |
На нашей кафедре были отобраны педагогические технологии, использование которых во время учебного процесса способствует, на наш взгляд, повышению качества обучения. Педагоги используют в своей работе следующие педтехнологии:
- Личностно-ориентированные..
- Игровые технологии.
- Проблемное обучение
- Уровневая дифференциация
- Индивидуализация обучения
- ИКТ-технологии
- здоровьесберегающие технологии
Отобранные нами педтехнологии являются общепедагогическими и гуманистическими, а по подходу к ребенку – гуманно-личностными.
Одной из форм организации совместной деятельности и общения в воспитательном пространстве образовательной области «Математика» стало совершенствование и реализация социально-педагогического проекта «Информатизация МОУ СОШ № 84», целью которого является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию информационных технологий во всех структурных подразделениях школы, для чего необходимо:
- массовое освоение информационных технологий субъектами образовательного процесса;
- начало систематической исследовательской работы по педагогическому освоению информационно-коммуникационных технологий, развитию ранее найденных, но неприменимых при традиционной технологии обучения методов и организационных форм учебной работы, поиск новых составляющих содержания образования;
- развитие необходимимой материально – технической базы (компьютерных лабораторий, мультимедиа-кабинетов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии и т.п.).
В нашей школе сложилась система повышения ИКТ-компетентности педагогов школы. На сегодняшний день 72% учителей школы ИКТ-грамотны, на нашей кафедре этот показатель достигает 89%, наши педагоги используют ИКТ для сбора, обработки и представления информации об учебном процессе и для решения некоторых задач школьного делопроизводства. Однако сейчас перед кафедрой встал вопрос о повышении уровня ИКТ-компетентности наших педагогов, так как работа с принтером, сканером и электронной почтой становится обязательным минимумом педагога, работающего в информационном пространстве.
Среди нетрадиционных форм работы особо хотелось бы отметить активное обучение или работу с интерактивной доской.
Активное обучение – это способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся знаний доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащегося и обеспечивают требуемые уровень мотивации.
В ходе проведения групповых занятий (лекционных или семинарских) учитель использует объяснительно-иллюстративный метод изложения нового материала, работу учащегося у доски и другие наглядные методики.
Наиболее комфортным средством для педагога в этом случае по-прежнему является доска, однако, научно-технический прогресс диктует необходимость использования современных средств. Компромиссом между привычными для преподавателя средствами и требованиями прогресса являются интерактивные доски.
Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость.
Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.
Школьникам – и младшим, и старшим – просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.
Задачи, которые мы решали на уроке помогают ребятам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего они часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.
Областная, районная и школьная администрации много усилий прикладывают для того, чтобы ученикам было интересно и камфортно учиться, а учителям – учить.