Профессиональное самообразование педагога в области информационно-коммуникационнных технологий как фактор развития учебно-познавательной деятельности учащихся (на основе использования интерактивной доски)

Разделы: Математика


Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве.

Парадокс Августина

Одним из основных критериев качества работы современного учителя является готовность к самообразованию в различных сферах: профессиональной, творческой, личностной и т.д. Такую готовность можно рассматривать как составляющую профессионально-педагогической компетентности педагога.

Под педагогическим самообразованием я понимаю самостоятельную познавательную деятельность учителя, представленную как:

  • творческую самореализацию  на основе профессионального самосознания;
  • способ профессиональной социализации;
  • принцип профессиональной деятельности;
  • самоорганизованное личностное и профессиональное развитие.

Профессиональные причины связаны с уровнем развития профессиональных знаний, умений и навыков и определяются профессиограммой специалиста. Наиболее для нас важными из данной группы являются следующие причины:

  • осмысление специфики профессии;
  • осознание важности фактора конкурентоспособности учителя в современных условиях;
  • интеллектуально-познавательная потребность;
  • стремление к дидактическому творчеству;
  • стремление к организационному творчеству;
  • совершенствование профессиональной грамотности;
  • желание ознакомиться с передовым опытом с целью трансформации полученного материала для дальнейшего его использования.

Профессиональное саморазвитие – это сложная функциональная система, состоящую из четырех основных этапов:

а) самопознание, которое предполагает изучение требований, предъявляемых к педагогу, самоизучение уровня компетентности, рефлексию собственной профессиональной деятельности, ее самооценку;
б) планирование состоит из определения цели и задач, разработки программы саморазвития, выбора личных правил поведения, форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой;
в) реализация предполагает непосредственную практическую деятельность;
г) самоконтроль и самокоррекция включают в себя рефлексию деятельности, ведение дневника, анализ результатов труда – обученность и воспитанность учащихся, и повышение  собственного уровня профессиональной компетентности.

Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания  и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способность к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя- профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры

Личностное развитие

Профессиональное развитие

Ценности

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих деятельность Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность

Цель

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация

Я-концепция

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции. Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии
Задачи развития Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта. Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

На нашей кафедре были отобраны педагогические технологии, использование которых во время учебного процесса способствует, на наш взгляд, повышению качества обучения. Педагоги используют в своей работе следующие педтехнологии:

  • Личностно-ориентированные..
  • Игровые технологии.
  • Проблемное обучение
  • Уровневая дифференциация
  • Индивидуализация обучения
  • ИКТ-технологии
  • здоровьесберегающие технологии

Отобранные нами педтехнологии являются общепедагогическими и гуманистическими, а по подходу к ребенку – гуманно-личностными.

Одной из форм организации совместной деятельности и общения в воспитательном пространстве образовательной области «Математика» стало совершенствование и реализация социально-педагогического проекта «Информатизация МОУ СОШ № 84», целью которого является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию информационных технологий во всех структурных подразделениях школы, для чего необходимо:

  • массовое освоение информационных технологий субъектами образовательного процесса;
  • начало систематической исследовательской работы по педагогическому освоению информационно-коммуникационных технологий, развитию ранее найденных, но неприменимых при традиционной технологии обучения методов и организационных форм учебной работы, поиск новых составляющих содержания образования;
  • развитие необходимимой материально – технической базы (компьютерных лабораторий, мультимедиа-кабинетов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии и т.п.).

В нашей школе сложилась система повышения ИКТ-компетентности педагогов школы. На сегодняшний день 72% учителей школы ИКТ-грамотны, на нашей кафедре этот показатель достигает 89%, наши педагоги используют ИКТ для сбора, обработки и представления информации об учебном процессе и для решения некоторых задач школьного делопроизводства. Однако сейчас перед кафедрой встал вопрос о повышении уровня ИКТ-компетентности наших педагогов, так как работа с принтером, сканером и электронной почтой становится обязательным минимумом педагога, работающего в информационном пространстве.

Среди нетрадиционных форм работы особо хотелось бы отметить  активное обучение или работу с интерактивной доской.

Активное обучение – это способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся знаний доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащегося и обеспечивают требуемые уровень мотивации.

В ходе проведения групповых занятий (лекционных или семинарских) учитель использует объяснительно-иллюстративный метод изложения нового материала, работу учащегося у доски и другие наглядные методики.

Наиболее комфортным средством для педагога в этом случае по-прежнему является доска, однако, научно-технический прогресс диктует необходимость использования современных средств. Компромиссом между привычными для преподавателя средствами и требованиями прогресса являются интерактивные доски.

Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость.

Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Школьникам – и младшим, и старшим – просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.

Задачи, которые мы решали на уроке  помогают ребятам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего они часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

Областная, районная и школьная  администрации много усилий прикладывают для того, чтобы ученикам было интересно и камфортно учиться, а учителям – учить.

Приложение