Не секрет, что многие выпускники школы не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, но у абсолютного большинства людей, выражаясь словами Корнея Ивановича Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».
Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов
телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы»
порождают языковую распущенность, речевой хаос и
бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться
поиском действенных средств и методов работы по
развитию речи, речевой культуры и речевого
творчества.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно
пробудить интерес к звучащему слову, научить
детей почувствовать его истинный вкус и
назначение. Создавая в классе творческую
обстановку можно многого добиться в этом
направлении. Процесс этот длительный и
кропотливый, требующий определенной
организации, системы, методической смекалки и
выдумки, практического опыта.
Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника. В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение, активизация словарного запаса), работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развитие связной речи. Связная речь является наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включенными в решение основной задачи. Основной единицей связной речи является текст (речевое высказывание, речевое сообщение). Желание выразить свои мысли и чувства при этом должно быть для ребенка ежедневной потребностью. На каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности. При этом обязательным условием для плодотворной работы является связь содержания учебного материала с прошлым опытом учащихся.
История развития края, казачьих станиц, воспевание художниками и поэтами природных красот и трудовых достижений благодатная почва для развития и обучения учащихся. Изучение кубанского фольклора дает возможность проявлять учащимся свое творчество наиболее ярко. Станица Прочноокопская, жителями которой являюсь я и мои ученики, имеет богатое историческое прошлое, свои фольклорные обычаи, традиции, народную этику и мораль. Знание детьми быта, уклада казачьей станицы позволяет заинтересовать учащихся историческими, нравственными и эстетическими ценностями национальной культуры. Тем более что современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры.
На уроках развития речи и внеклассного чтения мои ученики пробуют описывать знакомые места и предметы, часто оживляя окружающий мир. Пытаясь приписывать человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам, ребята пропускают творчество через себя, через свой внутренний мир. Постепенно ребята представляют себя снегом, ветром, воробьем, дождем, листиком, деревом и т.д.
«Я – дождик. После долгой зимы все мне рады: и цветы, и деревья, и люди! Красота! Цветы везде! Так приятно думать, что без меня не было бы такой красоты!»
Игорь А.
«Я обмываю кубанские земли. Поливаю огороды и сады. Я помогаю деревьям – освобождаю их от пыли. Приятно быть летним дождиком! После меня бывает радуга, и дети, поэтому меня любят».
Эдуард Т.
«Я обыкновенный растрепанный воробей, живу в парке под крышей ларька. Каждое утро я просыпаюсь оттого, что шумят мальчишки и девчонки, спешащие на занятия в школу. Люблю заглядывать в новые окна школы, а потом спешить по делам. В станице есть, где поживиться...».
Виктория М.
«...Мне нравится быть воробьем, потому что можно летать над улицами и дворами родной станицы Прочноокопской. А сверху все хорошо видно: есть чем полюбоваться, и места с кормом разведать».
Альберт К.
Творческая деятельность учащихся на уроках русского языка, литературы, окружающего мира способствует развитию целого ряда качеств творческой личности. Изучение кубановедения и введение регионального компонента дает возможность все темы наиболее полно приблизить к окружающей ребят действительности. Этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, проектная исследовательская деятельность.
«...Какие у нас красивые закаты! Станица, в которой я живу, расположена на правом берегу реки Кубань. Берег высокий холмистый. Красивый вид открывается сверху. Блестящие воды реки, леса и огни города на левом берегу, картина, которая постоянно приятно удивляет. Она разная, в утреннем тумане, при ярком солнце, на закате или в хмурый дождливый день. Люблю я рассматривать и поля. Издалека они смотрятся, как аккуратные квадратики или листочки для рисования. Кажется, протянешь руку и мазнешь кистью по желтому или зеленому фону. Наблюдать за всеми красками природы нас учит учитель».
Алина Ч.
«...Наша станица большая, улицы прямые и широкие. У всех дворов есть сады. Очень красиво в это время весной, когда цветут вишни. Вся станица, как один огромный сад, утопающий в белом цветенье и благоухании. А вот, когда зацветут нарциссы и тюльпаны, то вся станица превращается в разноцветный ковер».
Анастасия М.
«...Уже сейчас я задумываюсь о своем будущем. Меня волнует вопрос, какую пользу я могу принести своей станице. Изучая на уроках в школе историю своей родины, узнавая все больше о традициях жителей станицы, мне хочется сделать, что нибудь необыкновенное».
Василий М.
«В 2014 году будет в Сочи олимпиада. Я посчитал – мне будет 15 лет. Сколько изменений произойдет в крае! Я хотел бы побывать на этих соревнованиях. К тому времени, я, наверно, выучу английский язык. С удовольствием буду выбирать в жизни свой путь. Очень хочется помочь маме и всем близким, чтобы им лучше жилось».
Валерий В.
Сочинительство – один из самых интересных и трудных видов работы. “Писать хорошо можно лишь о том, что знаешь, что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать: материала у учащихся должно быть в избытке, в противном случае трудно ждать успеха”, – говорит профессор Т. А. Ладыженская и я с нею полностью согласна. Накопление материала идёт через серию уроков изучения одной темы по разным предметам и включает в себя работу со словом, предложением, текстом. Все виды работ проводятся в виде игры, коллективной работы, индивидуальной, с использованием карточек, работы в группах. Через сочинения учащиеся учатся любить природу, бережно относиться к ней, учатся уважать мнение другого человека, оценивать поступки, находить выход из сложившейся ситуации, отстаивать свою точку зрения, размышляют о необходимости вести здоровый образ жизни, о необходимости участия в жизни края и страны. Через письменные и устные сочинения ребята признаются в любви к своей маме, благодарят её за доброе, нежное отношение к ним. Используется при этом и эпистолярный жанр, и поэзия. Главное – это творчество.
Нравится ребятам творческая страничка урока «Я начну, а ты продолжи». Учитель предлагает начало строки, ребята должны закончить.
Если бы я был волшебником, то я бы
для своей станицы...
Я живу в станице, в которой мне
нравится...
Вот стану я орлом, взлечу ввысь и
увижу...
Моя улица осенним солнечным днем
особенно красивая. На ней...
Были мы с .... на рыбалке и
увидели...
Есть у меня во дворе...
Задания «Сочини загадку», «Продолжи стихотворение по первой строке», «Расскажи об интересном человеке» далеко не полный перечень для творческих идей, при этом не надо забывать пополнять словарный запас учащихся, учить их работать со словом.
«Если бы я была волшебником, то сделала бы так, чтобы всегда светило солнце и цвели цветы, а люди были добрыми. Чтобы никто не болел и не умирал от этого».
Анна Ч.
«Стала бы наша станица самой красивой и никому не хотелось бы уезжать отсюда. А еще я хотел бы увидеть своих двух дедушек и расспросить их обо всем. Сделал бы так, чтобы вера в бога сделала бы всех честными и добрыми».
Михаил К.
Увлечение казачьими народными песнями, фольклором сплачивает ребят со старшим поколением. Они с удовольствием ходят с бабушками и дедушками на выступления местного казачьего хора, интересуются и творчеством Государственного Кубанского казачьего хора.
«Мне кажется, что было бы здорово, если бы мы всей семье пели бы такие песни. На концерте выступление народного казачьего хора мне понравилось. Понравились костюмы и пляски, особенно с шашками».
Виолетта Ш.
«Знать народные песни надо каждому, ведь это наша история, история наших прабабушек и прадедушек. Мы слушаем сейчас песни на иностранном языке, хотя ничего там не понимаем. Нравится в них веселая танцевальная музыка. А исторические песни о нашем крае тоже нужны, чтобы любить Родину».
Дмитрий Я.
Такая организация деятельности учащихся позволяет продвигать их в развитии, учит свободно излагать свои мысли, уважительно относиться друг к другу, быть активными и коммуникабельными. Детвора охотно выступает перед большой аудиторией, подготовить концерт или мероприятие, дать мастер-класс для ребят радость. Если в первом классе было очень много стеснительных учеников, им не хватало умения пользоваться своим голосом, мимикой, то в четвертом классе активны все. Творческое сочинительство, сюжетные и тематические циклы уроков помогают учащимся всесторонне развиваться. В результате к концу обучения в начальной школе в копилке у каждого есть опыт выступления перед публикой, есть свой сборник стихов, рассказов, сказок. Ученики хорошо разбираются в истории края, станицы. Любая экскурсия или поездка всем классом или с родителями с интересом обсуждается всеми учащимися. Они умеют делиться своими впечатлениями от увиденного и узнанного.
Предлагаю внеклассное мероприятие, подготовленное на основе собранных учащимися материалов. Для подготовки к нему учащиеся 4 класса были задействованы в проектной деятельности по теме «Весенние цветы Кубани». Ребята разбились на группы по 3 человека, выбрали для себя определенный цветок и разрабатывали свою тему. Учащиеся подбирали стихи, загадки, легенды, выбирали материал из энциклопедий и научных трудов, рисовали, делали поделки, искали картины известных художников, подбирали музыку и т.д. В итоге были оформлены папки, стенгазеты, выставки, сделаны презентации. На основании собранных материалов были проведены классные часы в младших классах, внеклассное мероприятие для родителей.
Весенние цветы Кубани
(станичные посиделки весенним вечерком)
Цели:
- развивать речь учащихся;
- уточнить и пополнить знания учащихся о цветах, растущих в родной местности;
- развивать у учащихся интерес к природе, умение видеть ее красоту.
Материал к занятию: загадки, пословицы, фотографии, рисунки, поделки, легенды о цветах, собранные учащимися, презентация «Весенние цветы Кубани» (Приложение).
Звучит вальс Хачатуряна.
Ведущие: Здравствуйте, гости дорогие!
– Здравствуйте!
– Приглашаем Вас на наши станичные посиделки.
Поговорим о том, о сем.
(Дети садятся на скамейки, начинают переговариваться, общаться).
Ученик 1: А вечерок-то выдался, какой замечательный!
Ученик 2: Тепло. Цветами пахнет!
Ученик 3: А звезд – то сколько! Видимо – невидимо! Сейчас уже апрель месяц – второй месяц весны. А вы знаете, что в Великобритании весенними месяцами считаются только два – март и апрель. А май – уже летний месяц. К тому же в некоторых странах, в то время как у нас начинается весна, приходит осень. Но давайте о нашей весне поговорим, о кубанской. Столько цветов сейчас на Кубани цветет!
Ученик 3: А у меня знаете, какие замечательные тюльпаны распустились? Красные, желтые, оранжевые. Загляденье. Я знаю легенду о тюльпанах. Слушайте.
Дарящий счастье
В бутоне тюльпана пряталось счастье. Открыть этот бутон никто не мог: ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями. Как-то раз по лугу с тюльпанами шла женщина с ребенком. Ребенок увидел цветок, обрадовался и потянулся к нему. Бутон распахнулся. Цветок и теперь дарит счастье увидевшему его красоту.
Ученик 4: А у меня есть нарциссы разных сортов. Мама и бабушка увлекаются выращиванием этих замечательных цветов. Послушайте миф об этом цветке.
Легенда о нарциссе
В одном древнегреческом мифе рассказывается о судьбе очень красивого юноши по имени Нарцисс. Он, увидев свое отражение в воде, так залюбовался собой, что не мог оторваться и зачах. Но милосердие богов не дало ему исчезнуть, он превратился в прелестный, чудно благоухающий цветок, венчик которого склоняется книзу, как бы стремясь рассмотреть себя в воде. Нарциссы и в самом деле хорошо себя чувствуют около водоемов и в условиях повышенной влажности.
Ученик: Кто же не любит цветы? Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Они всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Я покажу вам некоторые картины. (Показ репродукций картин).
– А какие цветы цветут самыми первыми? Как их называют?
Ученик: Одним из первых цветов зацветает подснежник.
(Ученик читает стихотворение Е.Серовой).
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,Пусть на спящей речке
Неподвижен лед –
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
Ученица: Есть легенда о подснежнике.
Первый цветок весны
Однажды Зима, Ветер и Стужа не пускали Весну.
Все цветы, испугавшись их, замерзли. Один
подснежник устоял под холодным ветром. Он
расправил свой стебелек, раскрыл лепестки
навстречу теплу, весне.
Символ подснежника – надежда.
Ученик: Рано весной, в начале марта на рынке продают букетики первоцветов: цикламенов, подснежников, морозников. А ведь продавать их запрещено. Они все занесены в Красную книгу.
Ученица: А мы все несем из нашего леса букетики пролесок. Ну, как не удержаться и не подарить цветы, собранные своими руками маме на 8 марта. Их у нас много в лесу и надо помнить, что нельзя вытаптывать поляны с цветами, нельзя рвать их с корнем, а то скоро их не останется.
Ученица: А я хочу напомнить о таких замечательных весенних цветах как фиалка и мать-и-мачеха. Фиалку мне очень хотелось нарисовать. Посмотрите, что у меня получилось. А сейчас я делаю букетик фиалок из бисера. Очень красивые цветы и замечательно пахнут
Ученик: А о мать-и-мачехе я собрал сведения как о лекарственном растении, записал вот в эту книжечку. Здесь есть сведения о лекарственных свойствах и других весенних цветов.
Ученик: Отгадайте мою загадку:
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой –
Прохладен, хрупок и душист.
Ученики: Ландыш!
Ученица: А я люблю сирень. Об этом цветке есть легенда.
Легенда о Сирени
Однажды весной, богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустились на Землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами. Вдруг заметила Флора, что у нее остались только две краски: белая и лиловая, и этими остатками она решила украсить кусты. Получилось удивительно красиво!
Ученица: Есть красивая легенда и об одуванчике.
Легенда об одуванчике
Однажды Южный ветер увидел в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил ее. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече с ней. Но был он робким и ленивым, и все откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ей волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который развеял в поле своим вздохом.
Ученики: А я знаю, что по виду одуванчика можно определить погоду: перед дождем он закрывает свой пушистый парик.
Учитель: Посмотрите слайды с изображением весенних цветов. Вы должны их узнать и порадоваться этому. Показ будет происходить под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
(Показ слайдов. Учитель комментирует. Дети узнают и называют цветы.)
– Молодцы, разбираетесь в цветах! Надеюсь, вы будете замечать каждый вновь распустившийся цветок, любоваться им. Создадите свои замечательные цветущие уголки природы, уголки уюта и изящества.
Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Все учащиеся хором: Любите цветы, берегите цветы, сажайте цветы!
Демонстрация выставочных поделок, рисунков, обсуждение увиденного.