Урок литературного чтения. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели: создать условия для повторения и обобщения пройденного материала; его эмоционального восприятия; развития устной речи учеников, их творчества; воспитания мотивации к самостоятельному чтению, любви к  литературе

Оборудование: слайды, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой

– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Слышишь, прозвенел звонок?
Начинается урок.
Потянули руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.

II. Фонематическая зарядка

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

– Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу.
– Как вы её понимаете?
– Работа над чётким проговариванием; чтение скороговоркой.

III. Постановка темы и целей урока

Прочитайте слоги, составьте из них слова:

Листо      ди
Уро        пад
Дож        зки
Лу           жи
Заморо   жай

– Что объединяет эти слова? Наверное, вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Какой раздел мы изучаем на уроках чтения? Все ли произведения этого раздела мы прочитали? Чем же будем заниматься сегодня? Мы для этого вновь перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели описывали осень, прочитаем, любимые стихи об этом времени года. За хорошие ответы вы получите осенний листочек.

IV. Работа по теме

– Мы закончили работу над произведениями раздела, и в гости к нам пожаловала сама героиня  Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?

1. Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень)

2.  А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно.
Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная)

Открываются иллюстрации осени на доске.

– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
Прочитайте предложения на ваших карточках, подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень.
На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние  цветы.

– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему? Но любая осень прекрасна по-своему.

V. Эмоциональная разрядка

Послушайте отрывок из произведения Чайковского «Времена года. Осень» и полюбуйтесь прекрасными осенними пейзажами, или просто закройте глаза и представьте осень.

VI. Работа по рядам

Поэты и писатели изображали в своих произведениях разную осень. Давайте вспомним произведения, прочитанные нами в этом разделе и подумаем, о какой осени эти стихи.

1-й ряд: Вставь пропущенные слова, вспомни авторов этих строк.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё, ... везде.   (Ф. Тютчев)

Осень. Обсыпается весь наш ... сад.
Листья пожелтелые по ветру летят. (А. К. Толстой)

С вечера всё спится, на дворе темно,
Лист ... валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (А. Фет.)

Выслушиваются ответы, обсуждается правильность, совместно вспоминают автора.

3-й ряд: Соедините название стихотворения с автором.

В. Брюсов «Сухие листья...»
А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы...»
М. Пришвин «Осеннее утро»
С. Есенин «Закружилась листва золотая...»
В. Берестов «Хитрые грибы»

2-й ряд: Вспомните четверостишья, относящиеся к ранней осени, к поздней осени.

Проверка начинается со 2 ряда.

– Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос – какая осень лучше?
Послушайте отрывок из песни, может, он помогут вам ответить на этот вопрос.

Звучит запись песни «У природы нет плохой погоды».\

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
То, что предназначено природой,
Надо благодарно принимать…

– Как вы понимаете эти строчки из песни?
Посмотрите на задание 3 ряда. Какое произведение можно назвать лишним и почему?
Чем рассказ отличается от стихотворения? (Рифма, запись по строчкам). Проверьте правильность своих ответов по учебнику стр. 82. Эпитеты, сравнения, олицетворения – слова на слайде. Можете вспомнить, что это такое? (Совместно с учителем – приёмы, используемые для передачи настроения.)

VII. Физминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.

Поработайте в парах, ещё раз вспомните характеристики стихотворных произведений.

1 ряд – задание 2 на стр. 82.
3 ряд – задание 3 на стр. 82.
2 ряд – на карточках выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Попробуйте их восстановить и определить, что это за приём:

Весь день стоит как бы ...  Ф. И. Тютчев
Скоро осень проснётся и ... К. Бальмонт
Кисти ...  вянущих рябин А. К. Толстой

VIII. Домашнее задание

Мы вспомнили характеристики стихотворных произведений. Дома вы можете сами попробовать сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки или самостоятельно: осень спросим, летели – сели, шуршат – листопад, капает – заплакала. Если вам это задание покажется сложным, можете составить рассказ. Слова – помощники так же даны на карточках.

IX. Работа с выставкой книг

– Мы сегодня вспомнили очень много произведений об осени. Но так много ещё не прочитано. Посмотрите на выставку книг – в них вы можете найти замечательные стихи и рассказы об этом времени года. Если вы хотите узнать, кто такие листопаднички, обязательно прочитайте книгу В. Бианки «Лесные пришествия» Там же вы узнаете, как в народе называют сентябрь. А предсказать погоду осенью можно, прочитав книгу «Осенние приметы». Прочитав книгу Николая Сладкова «Лесные сказки», вы узнаете, как звери к зиме готовятся. Из рассказа Геннадия Скребицкого «Четыре художника» вы узнаете, почему осень сосны и ели не раскрасила. На следующих уроках вы сможете рассказать об этом.

X. Рефлексия. Оценка

Посмотрите, сколько осенних листиков вы набрали за урок. У кого их 5, 4, 3? Кто сегодня не смог заработать листик? На следующем уроке у вас всё получится. Обратите внимание, что они разного цвета. Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Если вам понравилось выполнять предложенные задания, и вы с ними справились, прикрепите красный листок. Если не всё получилось – жёлтый. А если совсем не понравилось и было трудно – коричневый.

Презентация