Тема: Построение квадрата на нелинованной бумаге.
Цели:
- тренировать строить чертежи с помощью циркуля, линейки и карандаша;
- повторить основные свойства геометрической фигуры;
- развивать пространственное мышление;
- расширять знания об окружающем мире.
Оборудование: листы нелинованной бумаги, циркуль, карандаши, угольник, цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
– Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
II. Повторение изученного
– Повторение изученного проведем в форме текста. (Приложение)
Взаимопроверка.
– Поднимите руку, кто получил ,,5”, ,,4”.
– С каким заданием возникли трудности?
III. Подготовка к изучению нового материала
– На прошлом уроке мы учились строить перпендикулярные прямые. Вспомним, какие прямые называются перпендикулярными.
Выступление детей.
Прямые, две подружки,
Встретиться хотели,
И шли к заветной цели,
Бежали побыстрее.
Когда же повстречались,
То дальше побежали
И, оглянувшись разом,
Согласно прошептали:
– Мы скрестились на пути
Под прямым углом.
Перпендикулярными прямыми
Себя мы назовём.
– Какие же прямые называются перпендикулярными?
Перпендикулярные прямые – это прямые, пересекающиеся под прямым углом.
IV. Построение перпендикулярных прямых
– Давай те же вспомним, как на нелинованной бумаге построить перпендикулярные прямые.
(Дети называют эти этапы по порядку и выполняют работу на нелинованной бумаге. На доске открываются этапы постепенно).
Алгоритм
- Начерти прямую линию.
- Отложи на ней отрезок АВ.
- Разведи раствор циркуля на величину, равную отрезку АВ.
- Этим раствором проведи дуги с центрами в точках А и В.
- Точки пересечения окружностей обозначь как С и D.
- Проведи прямую через эти точки.
- Точку пересечения прямых обозначь О.
Учитель выполняет работу вместе с детьми на доске.
V. Постановка цели
– Мы уже умеем строить прямоугольник на нелинованной бумаге. А сегодня я научу вас строить на нелинованной бумаге квадрат. Давайте вспомним, какие основные свойства имеет квадрат.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Значит, перед нами стоит задача, чтобы у нашей фигуры все углы были прямые, а стороны равны.
VI. Построение квадрата
Учитель показывает на доске, а дети работают на нелинованной бумаге.
Алгоритм
- Начертить окружность.
- Провести диаметр.
- Построить перпендикулярную прямую к этому диаметру.
- Точки пересечения с окружностью соединить последовательно отрезками. Получился квадрат.
VII. Проверка выполнения работы
Проверьте, действительно ли полученная фигура является квадратом.
(Дети используют угольник и линейку)
VIII. Самостоятельная работа
Дети, пользуясь алгоритмом построения квадрата, строят квадраты самостоятельно.
IX. Практическое применение нового умения
– Ребята, а зачем нам нужно уметь строить
квадрат?
– Работа в группах по 6 человек. Изготовление
композиций из оригами на основе квадрата.
- ,,Парусная регата”
- ,,Грибная полянка”
- ,,Подводный мир”
- ,,Цветочная поляна”
В каждой группе один подготовленный ученик, который обучает и помогает остальным.
X. Анализ детских работ
XI. Подведение итога
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою сегодняшнюю работу.