Содержание и методы обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

Цель нашей работы по осуществлению преемственности со школой: воспитание положительного отношения детей к школе.

Задача:  последующая успешная адаптация к школе.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1. Заключение договора о совместной работе ДОУ и школы.
2. Планирование совместных со школой мероприятий.
3. Диагностика и коррекция развития детей.
4. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.

Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс.

Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

Для нас, воспитателей, обеспечить преемственность – это позаботиться о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий. Преемственность – это плавный переход из дошкольного учреждения в школу. Живое взаимодействие между школой и дошкольным учреждением можно наладить где угодно, было бы желание и взаимный интерес.

Подобное взаимодействие делает жизнь интереснее не только детям, но и воспитателям детского сада и учителям школы.

Первым шагом нашей работы по преемственности со школой было заключение договора. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Воспитатель и учитель 1 класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы.

Наблюдая детей в течение нескольких лет, воспитатель советует учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку. Такая информация бывает  полезна учителю, сокращает  для него время знакомства с новыми учениками.

План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателем и учителем с целью ознакомления с формами и методами работы, участия в педагогических советах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы 1 класса.

Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками. Воспитатели, любящие детей, как правило, долго не теряют своих питомцев из виду и наблюдают за их успехами не только в 1 классе.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой. Она включает экскурсии в библиотеку, в спортивный зал, в пустой класс, а затем и посещение урока.

Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная встреча детей в детском саду с выпускниками прошлых лет. Сюда входят и совместные мероприятия со школьниками:

1. Изготовление игрушек.
2. Показ кукольного театра.
3. Посещение праздника «Прощание с букварем».
4. Совместные праздники «Зимние каникулы», «День здоровья» и т.д.

Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

Мы считаем, что психологическая готовность к школьному обучению и  воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней.

Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.

Педагогического просвещения родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению.

Осуществления связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности.

Формы и методы работы

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.

Поэтому мы готовим  малыша к грядущим переменам в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играем «В школу». Воспитатель – учитель, дети – ученики. У нас появились портфели, звонки, занятия мы стали называть «уроками». В этой игре мы используем свои авторские пазлы с изображением школьно-письменных принадлежностей и школьной атрибутики.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали:

1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).
2. Рассматривание картины «Школа»
3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
4. Рисование на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «Прощание с букварем».
5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
9. Педсовет на тему «Старший дошкольник – будущий первоклассник».

Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности». Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.

Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое-либо простенькое задание.

Все вышеперечисленные формы и методы были включены в целостный педагогический процесс.

Создание предметно-развивающей среды:

  • изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу», оформление иллюстративного альбома о школе.
  • оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.
  • обшивание кукол – школьниц;
  • изготовление игрушечных парт;
  • создание альбома фотоматериалов для педагогов и родителей «Детский сад. Семья. Школа», в котором освещен опыт работы коллектива по психологической подготовке детей к школе.

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.

При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):

  • целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;
  • научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);
  • единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;
  • личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей-дошкольников;
  • принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • принцип доступности;
  • принцип системности и последовательности.

Таким образом, психолого-педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Используем программу «На пороге школьной жизни» Е.Жуковой по профилактике школьной дезадаптации. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы:

1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:

  • «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
  • «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
  • «8 советов родителям будущих первоклассников».
  • Выставка на тему: «Это нужно для школы».

2. Издание печатаной газеты «Скоро в школу», которая помогает родителям в подготовке детей к школе, издание настенных газет в группах.
3. Консультации на тему:

  • «Как выбрать школу».
  • «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»
  • «Немного об игре» и т.д.

4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»
5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».
6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
7. Собрание «Проблемы. Поиски. Решения».
8. Разработаны планы работы всех специалистов с родителями детей-выпускников.

В процессе нашей работы был определен алгоритм последовательных этапов:

1 этап: исходная диагностика уровня сформированности положительного отношения к школе;
2 этап: определение задач по дальнейшей апробации содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;
3 этап: итоговая диагностика.

Первый этап был направлен на реализацию следующих задач:

  • определить уровень представлений и знаний о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы;
  • выявить мотивы и отношение детей к школе;
  • выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней.

Для решения задач мы использовали комплексы методик:

  • беседа «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова);
  • методика М.Р. Гинзбурга «Персонификация мотивов учения»;
  • выявление степени школьной зрелости ребенка шести лет (диагностика Керна-Йирасека);
  • методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Е.В. Доценко;
  • наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых играх;
  • анализ продуктов детской деятельности.

Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы

1 этап:  поступление ребенка в детский сад.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • поведение общих методических  объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей;
  • проведение открытых уроков и занятий;
  • ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей;
  • выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников).

На втором этапе, самом длительном, с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, зам. заведующего по воспитательной работе.

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Это педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Каждый год к нам в детский сад приходят малыши. Мы будем жить вместе в течение нескольких лет.  Детям предстоит узнать много интересного и важного, научиться дружно играть, помогать товарищам. Мы будем каждый день удивляться их непосредственности и сообразительности, открывать для себя индивидуальные черты и черточки, искать «ключик» к каждому ребенку. Мы каждый год ждем этого с нетерпением. И вместе с тем никак не можем забыть детей своего последнего выпуска,  всех-всех дорогих наших малышей, которые в сентябре становятся первоклассниками. За пять лет мы сроднились – получилась одна большая семья из детей, родителей и педагогов.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявятся плоды их воспитательных усилий.

Мы приходим каждый года на торжественную линейку первого сентября со своими дошколятами, и видим, как стоят наши нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества наши выпускники, как они  ищут глазами родителей и воспитателей, надеясь на их поддержку.

Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников? Это зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги, учителя и воспитатели.