ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декаду «Ода одному металлу» можно проводить перед изучением вопроса «Черная металлургия» для того чтобы дать опережающую информацию и проверить какие знания у учащихся уже есть со школьной программы. Второй вариант: декаду можно проводить параллельно с изучением этой темы, что дает совмещение усилий, дополнение информации и проверку полученных знаний и третий вариант, когда декаду проводят после изучения этой темы, при этом можно пополнить знания интересными фактами и проверить насколько хорошо был усвоен материал. При этом во всех трех вариантах участвуют учащиеся 1 курса, проявляя творческое мышление, заранее готовят материал, придумывают интересные ходы, предполагают интересные варианты работ. В конце декады на последнем мероприятии проводятся итоги, называемая группа победитель, отмечается индивидуально отличившиеся учащиеся. Выпускают газету с фотомонтажом. Итоги объявляют на линейке с вручением грамот и призов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ДЕКАДЕ.
1. Плакат с информацией и планом декады
вывешивают на доску объявлений.
2. Группам заранее дают задания по отдельным
пунктам плана п.2, п.7, п.9.
3. Создается активная группа, которая готовит все
мероприятия, оформляет место проведения, готовит
ТСО, фотографирует, ведет мероприятия.
4. Готовятся консультанты.
I. В первый день проходит 30 минутный просмотр
документального фильма о черной металлургии в
России и объявляется о начале декады. В течение 9
мероприятий речь будет идти о железе и его
сплавах.
II. Второй день проходит в виде защиты проектов на
лучший способ получения стали. Каждой группе
дано задание нарисовать один из способов и
попытаться доказать что именно ваш способ имеет
право жить.
III. Третий день проводится олимпиада по
материаловедению, тестовая (по 5 учащихся от
группы).
IV. Четвертое мероприятие – это классный час «Я с
железом на ты». Группа «сварщиков» готовит
классный час для группы «электриков» и наоборот.
V. Викторина «Черная металлургия». Заранее
вопросы вывешивают на доску объявлений для
подготовки учащихся. На викторину приглашаются
желающие.
VI. В день информационной десятиминутки,
консультантами проводится “Предметная
информация о новых достижениях в металлургии”.
VII. Седьмой день посвящен играм и разгадыванием
кроссвордов, сканвордов и т.д.
VIII.Встреча знатоков. От каждой группы 3 учащихся.
Тема дана заранее.
IX. Последнее итоговое мероприятие проводится в
праздничной атмосфере, как итог проделанной
большой работы. Заранее готовятся номера
поздравительные, идет вручение грамот по итогам
олимпиады, викторины, вручение призов. Название
«Ода одному металлу» как отголосок название всей
декады. Для подготовки подключаются кружки
танцевальный, вокальный, театральный,
художественного чтения и КВН.
Декада не должна быть продолжением уроков, она
должна кардинально отличаться от них, быть
интереснее, веселее, с большим размахом фантазии,
чтобы учащиеся с удовольствием посещали
мероприятия, но чтобы при этом полученный
материал принес пользу. В помощь преподавателю
материаловедения подключаются к работе мастера
производственного обучения, работающие с 1
курсом электромонтёров и сварщиков.
Для подготовки декады, во-первых, нужно дать
учащимся найти материал о железе, как в
литературе, так и в прессе, об ученых, работавших
над темой железа, о новых открытиях в плавке
сплавов Fe. Во-вторых, нужно вызвать дух
соревнования в группах, заинтересовать их.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДЕКАДЫ «ОДА ОДНОМУ МЕТАЛЛУ»
1. Просмотр документального фильма «Черная
металлургия».
2. «Железоуглеродистые сплавы – здравствуйте».
Защита проектов на лучший способ получения
стали.
3. Олимпиада по материаловедению.
4. Классный час: «МЕТАЛЛ-ТРУЖЕНИК». (Готовится
группа ребят, которые проводят классный час в
других группах 1 курса).
5. Викторина «Черная металлургия».
6. Сообщение о новых достижениях в металлургии
(порошковая металлургия).
7. Решение кроссвордов составленных группами для
соперников.
8. Встреча знатоков (скоростная шифровка марок
стали и чугуна).
9. Праздник одного металла. Заключительное
мероприятие.
«МЕТАЛЛ-ТРУЖЕНИК»
(СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ)
Сценарий классного часа «металл-труженик» (проводится в рамках декады «Ода одному металлу» или как отдельный классный час по предмету материаловедение).
Цели:
- Дать больше информации о железе, его значении.
- Рассказать об истории Российской металлургии.
- Заинтересовать учащихся необычными фактами из истории металлов.
- Научить ребят пользоваться дополнительной литературой для интеллектуального развития.
- Развивать творческие способности при подготовки материала.
Оборудование:
- Таблица «Блюдо, приготовленное из металла № 26» (о практическом применении Fe).
- Портреты ученых М.В. Ломоносова, М.А. Павлова, Э.Е. Лейста, П.П. Акосова, Генри Бессемера, Сиднея Томаса, Д.К. Чернова, И.П. Бардина, А.И. Целикова.
- Видеомагнитофон с видеоматериалом о заводах.
- DVD. Записи музыкального сопровождения.
- Коллекция «Железо и его сплавы».
- К/ф и видеозаписи «Левша».
- Костюм Петра
План
1. Фундамент цивилизации.
2. Ему 3 000 лет?
3. Наука металлургия
4. Выдающиеся ученые и его величество железо.
5. Последователи Гефеста.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Видеозапись о современных заводах России «Черная металлургия».
Ведущий. Что металл – основа основ народного хозяйства, основной материал, которым пользуется человек – мы знаем давно. Но как давно? 100 лет, 200 лет? Сегодня мы с вами и поговорим о таком металле как железо и узнаем, сколько ему лет? Конечно, вы скажите, кто не знает железо, но мы постараемся вам дать такой материал, о котором вы и не слышали.
Учащийся № 1. «Фундамент цивилизации».
Если проследить весь ход истории, то можно
заметить что с ростом цивилизации увеличивается
потребность в металле. Еще совсем недавно на
каждого жителя земного шара приходилось в год
меньше одного килограмма металла, сейчас эта
цифра превышает 500 килограммов. К группе Черных
металлов относится железо и его сплавы, и
составляют 90% всех металлов применяемых в
современном производстве. Никто не знает точно,
когда человечество познакомилось с железом.
Возможно, человек случайно наткнулся на
метеоритное железо-металл упавший с неба. Об этом
говорят древние мифы и легенды о металле – якобы
его на землю ниспослал бог. Метеоритное железо –
это «дар небесный» находили в захоронениях,
относящихся к IV–V тысячелетиям до нашей эры в
Египте и Месопотамии.
Метеоритным железом очень дорожили. Жители
одного немецкого города приковали к стене церкви
метеорит, упавший в 1492 году, боясь, что он улетит
обратно.
Некоторые славянские народы дали название
«железо» имея в виду свойство от «лезо» (лезвие).
Латинское название Feччит ставшее международным,
очевидно произошло от греко-латинского
«твердый» или «Крепкий». Постепенно железо стало
мерилом силы и могущества государства.
Именем железа была названа целая эпоха.
Металлургическое производство всегда поражает
своими масштабами и количеством работающих на
них людей. Не случайно свою повесть о
металлургическом заводе, писатель Александр
Иванович Куприн назвал «Молох», в самом конце ХIХ
столетия он посетил Юзовские заводы и Донецкий
угольный бассейн.
Учащийся № 2. По словарю Ушакова
“Молох” – символ жесткой и неумолимой силы,
требующий жертв от людей. (Читает отрывок из
повести А.И. Куприна “Молох”).
“Заводской гудок протяжно ревел, возвещая
начало рабочего дня … и т.д.
Звучит музыка.
Ведущий. Ему 3 000 лет. Железо является вторым по распространенности среди металлов в природе, уступая лишь алюминию. Но самородное железо – крайняя редкость. Мы уже слышали о первом «метеоритном железе».
Учащийся № 3. И до сих пор точно не
установлено, один утверждает, что железу 3 000 лет
другие, что 5 000 лет. Первобытный человек стал
использовать железные орудия за несколько
тысячелетий до нашей эры.
В своей таблице химик Д.И. Менделеев отвел железу
клеточку с № 26. T плавления 1539оС, T кипения ~ 3
000о С. Плотность 7,87 граммов на кубический
сантиметр. Без железа не было бы цивилизации. Без
железа была бы невозможна жизнь животного мира
нашей планеты. Оно обнаружено в крови почти всех
животных. Присутствие железа в крови, между
прочим, объясняет ее красный цвет. Любопытно, что
в состав крови некоторых червей входит
двухвалентное железо, и цвет такой крови зеленый.
Железо, с которым имеет дело техника – это, как
правило, не химически чистый металл, а с
примесями.
Ведущий. А назовите, где в технике применяется Fe и его сплавы (на листочках каждый перечисляет (2 мин.) практическое применение Fe и его сплавов). В конце классного часа нужно отметить учащегося, который победил.
Учащийся № 4. «Наука металлургия». Читает отрывок из «Воспоминания инженера» И.П. Бардина (Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Правица, 1984, стр.250, портрет И.П. Бардина). Тихо звучит мелодия.
Ведущий. А кто знает, какие ученые занимались вопросом Металлургии?
Учащийся № 5. «Выдающиеся ученые и его
величество железо».
Начало ХVIII века. Петр I, понимая, что «окно в
Европу» невозможно пробудить без помощи русской
металлургии и в 1700г. создает «Рудный приказ»
уничтожая монополию на вновь открываемые
металлы. В 1719 годы новый «Указ».
Входит учащийся в костюме Петра I.
Петр I (читает указ). Соизволится всем и каждому искать, плавить и чистить всякие металлы. Учреждаю отдельное «Общество военных строителей из Русских под именем инженеров».
Вывешивают портрет М.В. Ломоносова.
Ведущий. В 1736 году в Германию посылают трех студентов, среди них талантливый Михаил Ломоносов. По возвращению он пишет труд «Первые основания металлургии или рудных дел. Это первая научная монография по металлургии о свойствах металлов и руд подготовке сырья к плавке. М.В. Ломоносов был первым, но всякие создатели металлургической школы является Михаил Александрович Павлов (портрет).
Учащийся № 6. М.А. Павлов много внимания уделил усовершенствованию конструкции доменной печи и технологии доменной плавки, он был сторонник внедрения передовой техники в русскую металлургию. По его учебникам изучают металлургию. Он автор книг «Металлургия чугуна», «Вспоминания металлурга и др.»
Учащийся № 7. (портрет П.П. Аносова)
Начало производству легированной стали положил
известный металлург Павел Петрович Аносов. Ему
удалось раскрыть секрет булатной стали.
Колыбелью русского булата является
Златоустовский металлургический завод. Здесь в
середине 20 века был восстановлен рецепт
получения булата, утраченный после смерти
Аносова.
Оказалось, что булат состоит из железа и его
карбида, это не легированный, а очень чистый
углеродистый металл, подвергнутый специальной
обработке.
Ведущий. Металлургия это место где часто встречается семейственность.
Выходят:
- Отец и сын Генри Бессемер (рассказ о жизни).
- Эмиль и Пьер Мартены (рассказ об их жизни).
Ведущий. А точку в рассказе об ученых металлургах мы поставим на «Точке Чернова» (портрет Д.К.Чернова).
Выходит учащийся и от имени Чернова
рассказывает о своей работе.
Звучит мелодия.
Демонстрируется отрывок из к/ф.
Учащийся № 8. Металл получен, но ведь и
выдавливать предметы из металла люди тоже
научились давно. Египтяне применяли ковку в III
тысячелетии до нашей эры. Греки изобретение
ковки приписывают Гефесту богу огня и
покровителю кузнецов.
На Руси ценили и уважали профессию кузнеца –
первого металлурга. Легенда о том, как поднялся
род Демидовых. Сломался у Петра I пистолет, а как
его исправить никто из иноземцев не знал, а
простой русский кузнец смог. (Выходит Петр I)
Сказал тогда Петр:
Петр I. «Мы-то умельцев за границей ищем, а они у нас есть. Коли человек так металл знает да умеет с ним обращаться, пускай металлом и занимается. Отдать ему на откуп земли, рудой богатые – пусть на всю армию такие пистолеты да ружья делает».
Ведущий. А в завершение, давайте вспомним сказку про Левшу.
Демонстрация мультфильма «О Левше».
Ведущий. Сказка ложь, да в ней намек. Нет и сейчас металлургов, которые могли превзойти Россию. И в подтверждении назовите мне заводы Сибири, добывающие и выпускающие металл.
Вручение призов самым активным.