В школу дети, как известно, приходят со значительными индивидуальными психологическими различиями. Это делает учение для одних слишком легким, которое быстро надоедает, становится неинтересным, для других – чрезвычайно трудными, поэтому тоже неинтересным, и только для третьих – а их большинство – соответствующим их способностям. В начальной школе учение только начинается, и потому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности, которому предстоит совершенствоваться в течение долгих лет.
«Перед современной школой стоит цель обеспечить развитие ребенка в соответствии с его природой и на основе его конституции. И поэтому только индивидуально-ориентированный подход создает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника в контексте учебной деятельности» [1, с.47].
Индивидуально-ориентированный подход дает возможность ученику действовать в зоне ближайшего развития, формирует у школьников желание учиться.
Ученик начальных классов имеет минимальные навыки самоорганизации учебной деятельности. Для формирования этих навыков в начальной школе рекомендуется постепенно вводить индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУП). Чтобы самостоятельно выполнять ИОУП, ученикам начальных классов предлагаются разноуровневые учебные задания в рамках урока.
В начальной школе рекомендуется пошаговое выполнение дифференцированных заданий: т.е. чтобы получить оценку «отлично», необходимо выполнить задания всех предыдущих уровней. Это позволяет развивать у младших школьников усилие к достижению более высокого результата. Хорошо успевающие учащиеся смогут быстрее проходить учебный материал и изучать его углубленно, а слабые по успеваемости школьники смогут получить оценку «отлично». Форма ИОУП в начальной школе меняется в каждом классе. Это связано с интенсивностью формирования познавательных процессов младших школьников, а также свойственным им стремлением к новизне, необычности в организации учебной деятельности. Изменение формы ИОУП от класса к классу позволяет сочетать сюжетно-ролевую игру с задачами учения, преодолевать одно из существенных противоречий традиционной начальной школы, связанных с существующим разрывом между возрастным желанием детей продолжить игру и предъявляемым к ним требованиями быть учениками. Эти изменения направлены еще и на расширение у школьников репертуара оценивания себя в контексте учебной деятельности, т.к. здесь предусматривается не только количественные, но и качественные характеристики успешности, такие как «молодец», «умница» и др. Получение оценок «отлично» от сказочных персонажей разного роста позволяет сохранить сюжетно – ролевую игру. В Приложении 1 приведен пример индивидуально-ориентировнного учебного плана (ИОУП) для 1 класса. Практика показывает, что младшие школьники хорошо понимают правила этой игры, умеют соотносить «размер» полученной пятерки с затраченными усилиями, а главное – учатся поэтапному формированию учебных действий, по – своему восходя по «ступенькам успеха». Задания можно получать и от соседа по парте, и от друга, и от родителей. Это формирует способности оценивать себя через оценки, даваемые ему окружающими людьми. В Приложении 2 приведен пример ИОУП для учащихся 2 класса. А в 3 – 4 классах использование ИОУП в обучении формирует качества личности: выполняя задания – ориентиры, школьник осваивает понятия «внимательный», «добросовестный», «наблюдательный». И на этом этапе вводятся дифференцированные баллы, которые позволяют обеспечить процесс осознания того, что важно быть не только добросовестным, наблюдательным, а важно, чтобы эти качества присутствовали в жизни ребенка. В Приложении 3 приведен пример ИОУП для учащихся 3-4 классов.
Использование ИОУП направлено на формирование и использование учениками следующих видов учебных действий.
- Репродуктивных – направленных на достижение учащимися результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т.п.)
- Мыслительных – способствующих установлению причинно – следственных связей, умений выделять в объекте его составляющие, найти отличия и сходства, сделать вывод, выделить общее и существенное.
- Контролирующих – связанных с умением сверить продукт своей деятельности с образцом и целью, найти ошибку, проверить решение задачи, оценить результат своей деятельности или деятельности других.
- Продуктивных – связанных с созданием нового продукта: умений придумать предложение, вопрос, рассказ, задачу, математическое выражение.
- Преобразующих – умений пересказа, изменение порядка слов в предложении, умений ставить вопросы [там же, с.60].
Задания индивидуально-ориентированных учебных планов должны опираться на актуальный опыт, уже имеющиеся знания, умения, навыки учеников и содержать в себе условия, расширяющие, обогащающие этот опыт.
Критерии к ИОУП
Ступеньки |
Критерии |
Примерное содержание заданий |
|||
|
Целеполагание |
||||
1 | Под руков. учителя | Выполнение заданий по образцу (репродуктивные) | Прочитать, переписать | Выделить в объекте его составляющие. Найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное | Составление вопросов к тексту, постановка вопросов к условию задачи, составление плана будущего действия, рассказа, решения задачи |
2 | Выполнение заданий без образца (мыслительные) | Воспроизвести, написать, решить | |||
3 | Под руководством учителя и самостоятельно | Выполнение заданий с измененными
условиями (мыслительные) |
Придумать предложение, задачу, математическое выражение; пересказ, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи | ||
4 | Самомтоятельно | Выполнение заданий с самоконтролем (продуктивные) | Сверить продукт своей деятельности с образцом и целью, найти ошибку, проверить решение задачи, оценить результат своей деятельности или деятельность других |
Общеучебные умения определяются программой и Государственным стандартом начального образования. Задания можно выполнять как в отдельных тетрадях, так и непосредственно на листах ИОУП.
Применение на уроках ИОУП дает возможность для продвижения каждого обучаемого по индивидуальному учебному маршруту. Технология ИОУП позволила мне совершенствовать учебные действия учащихся по предложенному образцу и по правилам. Индивидуально-ориентированный учебный план научил учащихся выбирать уровень сложности и выполнять задания без посторонней помощи. Использование мною ИОУП в 4 классе позволило повысить качество знаний по русскому языку на 11,2 %.
Наряду с положительными результатами встречаются проблемы в организации работы с ИОУП, например, с выбором пути продвижения учащимися. В начальных классах каждый ученик мечтает быть успешным, у него, чаще всего, бывает высокая самооценка. Каждому хочется получить «отлично» сразу, не прилагая к этому больших усилий, то есть, не пройдя все этапы ИОУП. Некоторым родителям кажется, что у его любимого ребенка большая перегрузка, поэтому домашнее выполнение ИОУП всегда более верное. Там уже стараются сами родители, не понимая, что индивидуально-ориентированный учебный план вырабатывают у детей умения объективно оценивать свои возможности. А эта объективность большую роль сыграет в дальнейшем развитии ребенка.
Каждая семья, как и любой ученик, уникальна и неповторима. Если ученикам я, как учитель, предлагаю индивидуальный план продвижения по учебному маршруту, то и с родителями необходима индивидуальная работа. Они должны знать, что и как им необходимо делать, как помочь ребенку. Но сложившаяся ситуация на практике показывает нежелание родителей понять значение индивидуально-ориентированного учебного плана для развития ребенка. На данный момент это остается главной проблемой в работе с родителями.
Литература:
- А.А.Ярулов. Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе. Красноярск. 2002
Тесты (Приложение 4)