"Проценты". 5-й класс. Урок с использованием ИКТ

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели  урока:

  • Обучающие – ознакомить учащихся с понятием процента, способствовать формированию навыка нахождения процента от числа, умения сравнивать части одного целого.
  • Воспитательные – развитие умения самостоятельной деятельности,  развитие интереса к предмету, воспитание дисциплины, аккуратности, настойчивости, ответственного отношения к учебе.
  • Развивающие – развитие математического мышления, наглядности воспроизведения, самоконтроля, умения владеть общими принципами работы с компьютерной техникой.

ХОД УРОКА

1. Устный  счет

Задание.  Переведите обыкновенную дробь  в  десятичную.
Две лесенки с заданием оформляются на доске или проецируются на экран с помощью проектора, учащиеся в тетради выполняют задание. Учащиеся результат записывают, а считают устно.  Затем все вместе проверяем  задание.
Учитель проверяет правильность выполнения задания: 
Поднимите руки, кто выполнил меньше или  половину  заданий? Записываем на доске количество учащихся (например, 2).
Поднимите руки, кто выполнил 6-7 заданий. Записываем на доске количество учащихся (например, 3)
Поднимите руки, кто выполнил 8-9 заданий. Записываем на доске количество учащихся (например, 9).
Поднимите руки, кто выполнил 10 заданий. Записываем на доске количество учащихся (например, 11).

Обыкновенная дробь = десятичная дробь

Результат выполнения устной работы оформляется на доске:

Вопрос  учащимся: В конце урока нам нужно выяснить, сколько процентов составляют 2 человека от всего класса, 3 человека от всего класса, 9 человек и 11 человек. (В классе 25 человек).

Учащиеся должны задать вопрос: Что такое процент?
Учитель объявляет тему урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Пятиклассники к уроку «Проценты» должны знать,  какой десятичной дроби соответствует  дробь, записанная в виде обыкновенной.  Устная работа с таким материалом  должна проводиться часто после знакомства с обыкновенной дробью, видоизменяя только форму проведения. Так как механическая память у пятиклассников ещё преобладает над  логическим мышлением, то учителя просят запомнить или выучить наизусть  эти  «специальные  дроби»; «дроби, которые нужно запомнить» и т. д. Выработка таких навыков облегчает изучение учебного материала в следующих классах, процесс усвоения проходит легче и быстрее. При этом  на факультативах можно уже рассматривать правило: «Если знаменатель обыкновенной дроби не содержит никаких простых множителей, кроме 2 и 5, то эту обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной». Этот материал уже будет подготавливать учащихся к восприятию темы «Простые и составные числа» в 6 классе. Дроби вида  и т.д. можно назвать «дроби-исключение».

2. Проверка домашнего задания

Задание: Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см.  этого прямоугольника закрасьте красным цветом. Остальную часть закрасьте синим цветом.
Решение демонстрируется на экране с помощью проектора или на интерактивной доске, используя программу  «Математика 5-11. Дрофа-ДОС для НФПК».  (Если такой программы нет, то можно заготовку заранее выполнить с помощью программ MS Word или Paint).

С помощью компьютера можно показать различные варианты выполнения задания.

1-й слайд:

В режиме демонстрации презентации правой кнопкой мыши щелкнуть на слайде, выбрать указатель, затем выделение:

В режиме демонстрации презентации правой кнопкой мыши щелкнуть на слайде, выбрать указатель, затем нужный цвет чернил:

Выполнить задание, например:

После выхода из режима демонстрации презентации рукописные замечания можно не сохранять.

3. Объяснение нового материала

Задание 1. Прямоугольник со сторонами 20 см на 5 см раскрашен в три цвета. Синим цветом закрашено всего прямоугольника, желтым цветом закрашено . Какая часть прямоугольника закрашена красным цветом?
Учащиеся дают ответ: часть.

Запишите в тетрадь определение: Процентом называют  часть. Обозначают 1%.

Информация для учащихся: слово «процент» происходит от лат. слов pro centum, что буквально означает «со ста». Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены. Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом «сento» (сто) и писали его сокращенно – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик  cto  набрал %.

Вопросы учащимся:

1) Сколько процентов закрашено желтым цветом?

2) Сколько процентов закрашено синим цветом?

3) Сколько процентов закрашено красным цветом?

Сформулируем  правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот, см. предыдущую запись на доске:

Правило 1.  Число процентов разделить на 100.

Правило 2. Десятичную дробь умножить на 100.

Примечание: Учащиеся самостоятельно выполняют все задания и выводят правила, учитель только задает  наводящие вопросы и контролирует направленность их деятельности. Эффективность усвоения  учебного материала зависит от собственной деятельности учащихся. Содержание нового материала должно стать целью действий каждого ученика.

4. Закрепление

Задание 2. Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока? (Сколько процентов составляют 2 человека от всего класса, 3 человека от всего класса, 9 человек и 11 человек).
Какую часть составляют
2 человека от класса (25 человек)? Да, .
3 человека от 25. Да, .
9 человек от  25. Да, .
11 человек от 25. Да, .

Как перевести десятичную дробь в проценты? (Умножить эту дробь на 100).

Найдем сумму найденного количества процентов:
Какой можно сделать вывод? (Весь класс составляет 100%).

Запись в тетрадь: Целая величина, части которой находим всегда составляет 100%.

Задание 3. В задаче, которая была задана домой на прошлом уроке (Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см.  этого прямоугольника закрасьте красным цветом. Остальную часть закрасьте синим цветом). Сколько процентов закрашено красным цветом, сколько процентов – синим цветом?

Ответ: 60% и 40%. Обратите внимание, что весь прямоугольник составляет 100%.

Задание 4. В квадрате со стороной 10 см   35% закрашено зеленым цветом.  Какая часть квадрата осталась незакрашенной?

Ответ: 65%.

5. Рефлексия

Вопрос учителя: Сколько утверждений, которые нужно запомнить,  мы сегодня вывели? (4) Напротив каждого утверждения нарисуй одну из 3-х фигур:

Что соответственно обозначает: 1) Все понятно, 2)  что-то не понятно, 3) ничего не понятно.

1. Что такое процент?

2. 48% = десятичная дробь?
139% = десятичная дробь?

3. 0,02 = проценты?
2,65 = проценты?

4. Заполните в первой лесенке запись: обыкновенная дробь = десятичная дробь = проценты

5. Определите на глаз, сколько процентов  квадрата закрашено желтым цветом.

Ответ проверяется с помощью компьютера.

6. Домашнее задание

Чтение учебника (Виленкин  Н.Я. и др.) с. 327-328, ??с.328, №№1532, 1533, 1534, лесенка 2(дописать проценты).