Цели: объединить изучаемые дисциплины за счет использования взаимосвязей предметов; повысить эффективность достижения образовательных целей и задач; создать условия для сохранности психического здоровья уч-ся за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности; развить навыки продуктивного общения, приобретение жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности; сформулировать познавательный интерес к математике; обобщить знания и умения по теме: "Квадратные уравнения".
Оборудование: интерактивная доска, презентации, карточки с заданиями по алгебре и карточки по истории.
Класс разделен на 3 группы. Группам предлагается сначала повторить теоретический материал по квадратным уравнениям.
Ход урока
1.Орг. момент
Собщение темы урока.
Девиз урока:
"Сухие строки уравнений
В них сила разума влилась
В них - объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь".
2. Повторим, обобщим материал по теме: "Квадратные уравнения" по группам.
1 группа. Неполные Квадратные уравнения.ax,где a,b,c-числа
причем a0 общий вид квадратного уравнения.
Неполные - это если в = 0, ax
c = 0, ax
Решается вынесением общего множителя за скобки
в = 0 и c = 0 ax
х = 0
2 группа. Решение квадратных уравнений по формулам: ax
D=b -4 ac
Если D<0,то корней нет
Если D=0 х =
Если D>0,х=
3 группа. Приведенное квадратное уравнение.
Теорема Виета.
ax называется приведенным, если а=1, т.е .
Теорема Виета: Если х, х- корни приведенного уравнения то
х+ х=-p ,
х х=q.
Теперь работа в группах перед каждым карточка с уравнениями.
3. Работа в группах.
Вы решаете квадратные уравнения разных видов, корни которых являются датами исторических событий, названиями организаций, фамилиями исторических деятелей, о которых вы будете говорить в исторической части урока.
1 группа. Неполные квадратные уравнения XIX век начинается с цифры 18..
1816
1817
1)Если х=908, х=2 - корни приведенного кв.ур., то q=:.это год образования Союза спасения.
2) Если х=15, х=2 - корни приведенного кв.ур., то q=:.число участников этого Союза.
3) Если х=2, х=909 -корни приведенного кв.ур., то q=:.год создания Союза благоденствия.
4) Если х=3, х=607 - корни приведенного кв.ур., то q=:. год распада союза благоденствия.
5) О чем говорит первая группа?
1) (ю)
2) (с)
3) ( o)
4) (ы)
5) (з)
0;15 | 0 | 0 | 0;-2 | -3:3 |
2 группа.
1821- образование Южного общества (Пестель)
1822-Северное общество ( Пущин, Трубецкой, Рылеев, Муравьев...)
Пусть х = 3 и х=7 - корни кв.ур., тогда q - это год (18..) образования Южного общества.
Если х = 11, х= 2, то год образования Северного общества.
1) ( T)
2) (E)
3) (П)
4) (С)
5) (Ь)
Заполните таблицу, и получится фамилия одного из организаторов этих обществ.
0 | 0 | 0;5 | 0 | 0;-1 | ||
3 группа.
Восстание декабристов
1)
Большой корень этого уравнения - это число события.
Меньший -месяц события.
2)
Положительный корень - это год 19 века, в котором произошло событие.
1) ( A)
2) (Е)
3) (Б)
4) (И)
5) (Ы)
6) (С)
7) (Р)
8) (К)
9) (Т)
10) (Д)
2;1 | 0;3 | 3;-3 | 0 | 0,5 | 1;1,5 | 0 | 2;-2 | 4;-4 | 1;-1 |
11) положительный корень - это число привлеченных к уголовной ответственности.
12)
Корни этого уравнения тоже относятся к итогам события истории.
4. В исторической части урока даты, записанные на доске, обогащаются историческими справками, каждая группа обсуждает исторические события.
1 группа говорит о Союзах.
1816 год - год образования Союза спасения. Тайная офицерская организация. Её возглавил полковник А. Муравьев. Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод.
30 человек - число участников Союза спасения.
1818 год - год создания Союза благоденствия. Во главе стояли те же лица, но новый союз носил более открытый характер.
1821 год - год распада Союза благоденствия.
2 группа.
Учащиеся рассказывают об образовании Южного и Северного обществ.
1821 год - образование Южного общества во главе с Пестелем.
1822 год - образования Северного общества, душой которого стал Сергей Муравьев - Апостол, правой рукой его был Михаил Бестужев.
3 группа.
Учащиеся рассказывают о восстании декабристов.
14 декабря 1825 года около 11 часов дня офицеры, Александр Бестужев и Дмитрий Щепин - Ростовский вывели на сенатскую площадь Московский полк. Декабристы не считали, что их дело проиграно. Их сила была в том бесстрашном вызове, который они бросили самодержавию, требуя вольностей и прав.
579 человек было привлечено к уголовной ответственности.
121 человек был сослан на каторгу, 5 человек казнили.
На Васильевском острове есть памятник казненным. В конце урока показываем слайды, на которых Сенатская площадь и памятник декабристам на Васильевском острове.
5. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы повторили и обобщили тему "Квадратные уравнения" и важнейшие исторические события первой половины 19 века.