Урок изобразительного искусства по теме "Сложный мир исторической картины"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: способствовать развитию и формированию интеллектуальной и духовно-нравственной сферы ребенка.

Задачи:

  • Сформировать представление о сложном мире исторической картины.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству.
  • Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике живописи.
  • Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
  • Определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русских воинов, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту лермонтовских строк.

Тип урока:

  • по дидактической цели - комбинированный;
  • по способу организации - интегрированный (изобразительное искусство, литература, музыка).

Оборудование:

1. Зрительный ряд:

  • "Бородинская битва" - Ф. Рубо
  • "Автопортет" - М. Ю. Лермонтов
  • "Герцог Лермонд" - М. Ю. Лермонтов
  • "Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов
  • "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов
  • "Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов
  • Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. В. Кузьмин
  • Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. Н. Побединская
  • Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - А. В. Кондратьев

2. Музыкальный ряд:

  • "Торжественная увертюра. 1812 год" - П. Чайковский
  • Гимн-марш "Славься" из оперы "Иван Сусанин, эпилог" -
  • М. Глинка
  • "Бородино" - Русская народная песня (слова М. Ю. Лермонтова)

3. Литературный ряд:

  • "Бородино" - М. Ю. Лермонтов
  • "Поэт" - М. Ю. Лермонтов

План урока:

  1. Погружение в тему (2 мин.)
  2. Движение сюжета урока (7 мин.)
  3. Объяснение нового материала (8 мин.)
  4. Самостоятельная работа (15 мин.)
  5. Презентация работ (10 мин.)
  6. Оценка урока (2 мин.)

Ход урока

Звучит марш "Преображенского полка". На экране слайд панорамы "Бородинское сражение" Ф Рубо.

Учитель изо:

- Какова тема нашего урока: лирическая, военная, драматическая?

(Военная).

Сегодня мы находимся в зале живописи исторического жанра.

Станковое искусство - это раздумье художника, поиск ответа на поставленную жизнью проблему.

- Какую проблему сегодня решают наши художники?

(Нам необходимо передать мужество и храбрость российских воинов, участвовавших в Бородинской битве.)

Учитель литературы:

Мы невольно вспоминаем строки стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино". В нём впервые в русской литературе простой русский солдат делится воспоминаниями о ходе величайшего сражения и даёт ему оценку. Именно солдата и считает Лермонтов героем войны.

Ученица:

Во дни торжеств и бед народных.

О своём долге перед Родиной и о любви к ней поэт размышлял с юных лет. Он родился через два года после Бородинского сражения в 1814 году. С детства слышал он воспоминания участников о великой битве. Их рассказы о подвигах наших воинов, их любви к родной земле и к её сердцу - Москве волновали и заражали мальчика. Эти чувства вложил он в стихотворение "Бородино". Всё вокруг говорило Лермонтову об Отечественной войне 1812 года. И ещё неотстроенная Москва, и пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, увешанная крестами, пустой рукав инвалида.

Отец Лермонтова, капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение. Четверо братьев бабки поэта избрали военную службу. Стихотворение "Бородино" он написал в 23 года к 25-летию исторического сражения. Бородино - поле русской боевой славы. Оно находится в 150 км от Москвы. Здесь в 1812 году произошла великая битва между французами и русскими.

Учащийся исполняет русскую народную песню "Бородино" (слова М. Ю. Лермонтова).

Учитель литературы:

- Что заставляет вас задуматься в этих строчках?

(Дети произносят самые эмоциональные строки стихотворения.)

Учитель изо:

Попробуем сейчас цветом набрать услышанные строки. Звучит хорал "На смерть героя" - Л. Бетховен.

Ученики в цветовом упражнении передают свои чувства: торжество, смелость, честь, трагедию.

На экране слайд "Автопортрет" - М. Ю. Лермонтов.

Учитель изо:

Отделкой золотой
Блистает мой кинжал.
Клинок надёжный, без порока.
Булат его хранит
Таинственный закал -
Наследье бранного востока.

По-моему сознание человека, живущего в 21 веке, заново творит для себя Лермонтова: поэт, офицер, художник. Как говорят, Михаилу на роду было написано стать офицером, ведь на юного Лермонтова с фамильных портретов смотрели офицеры и генералы.

На экране слайд "Георг Лермонд" - М. Ю. Лермонтов.

На экране слайд "Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов.

Ни в одном из боевых действий Лермонтов не расставался с альбомом и карандашом. Его смело можно назвать мастером батального жанра.

Вопрос: - Батальный жанр является частью какого жанра?

(Исторического).

На экране слайд "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов.

Рисунки Лермонтова очень разнообразны: отстреливающиеся всадники и боевые схватки, эпизоды походной жизни. Рисунки эти всегда предельно выразительны, темпераментны и остры. Одна из главных отличительных особенностей Лермонтова - умение в обобщённом и лаконичном рисунке подметить живое и индивидуальное.

На экране слайд "Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов.

Этот рисунок относится к лучшим работам Лермонтова. Ему пришлось быть не только очевидцем, но и участником кровопролитного боя у речки Валерик (по-грузински: река смерти). Смертельная схватка происходит на фоне прозрачного и нежного, но в то же время величественного пейзажа. Вся композиция, построенная по диагонали, очень динамична. Острая эмоциональность, выразительность поз, контрасты разнообразных чувств.

На экране слайды:

- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. В. Кузьмин

- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. Н. Побединская

- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - А. В. Кондратьев

Художники разных эпох, разных художественных направлений и стилей, общественных и эстетических позиций, разной степени таланта обращались к творчеству поэта, черпая вдохновение в созданиях его мысли и фантазии. При жизни Лермонтова не было создано ни одной иллюстрации, лишь в 1840-ые годы стали появляться первые иллюстрации.

В нашем зале исторических картин присутствует фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. Рубо.

Вопрос: - Что вы себе представляете под словом "панорама"?

(Панорама - художественное произведение, поэтому её автор вправе отобрать из множества эпизодов что-то главное, особенно характерное для всей битвы и сделать это смысловым центром картины.)

Такой узловой сценой, наиболее драматичной, острой, предельно напряжённой, как бы собирающей в себе смысл и значение всего события, является ожесточённый бой у батареи, которой командовал генерал Раевский. Именно сюда Наполеон двинул основные силы пехоты и кавалерии, направил огонь четырёхсот орудий. Пологий холм, на котором укрепилась батарея, окутан пороховым дымом и устлан телами людей.

Остатки защитников батареи продолжают отбивать яростные атаки неприятеля. Но уже на помощь им спешат русские полки.

Вопрос: - Как, какими живописными средствами художник воплотил в произведении торжественную, величественную приподнятость событий, им отображённых?

(Живописностью подмосковного пейзажа - сочной зеленью лугов, осенним багрянцем деревьев, жёлтыми россыпями песка на склонах оврагов, прозрачной водой речушек, отражающих бездонную голубизну неба. Романтическую взволнованность создаёт и парадная пестрота - белого, красного, синего.)

Но бой есть бой. Это и жестокость, и горе, и смерть. Трагический мотив также введён художником в произведение. Какой противоестественный контраст между пальбой пушек, взрывами гранат, телами павших солдат - и мягкой зеленью травы, красочностью осенней листвы, голубизной безмятежного неба, наконец, золотом ржаного поля!

Грандиозное зрелище! Картина Рубо написана широко, с размахом, с блестящим использованием техники перспективы.

Обратите внимание на таблицу:

Этап - большие плоскости закрыты.

Этап - ввести объекты, закрыть линию горизонта.

Этап - высветлить небо у линии горизонта, уплотнить передний план.

Звучит "Торжественная увертюра. 1812 год" - П. Чайковский.

Дети заканчивают композицию в цвете.

Учитель изо:

- Как вы понимаете фразу Э. Кузнецова "Исторический живописец должен быть сродни учёному"?

Презентация домашних сочинений по своим картинам.

Учитель литературы комментирует сочинения.

Учитель изо:

Глядя на ваши работы вспоминаю строки:
И нерушимою стеной
Гвардейцы встали под Москвой,
Поэта повторив сердцами:
Ребята, не Москва ль за нами?

Домашнее задание:

Найти произведение Лермонтова о мужестве патриотов Отечества.

Звучит гимн-марш "Славься" из оперы "Иван Сусанин, эпилог" - М. Глинка.

Список литературы:

  1. Лакоценина Т. П. Интегрированные уроки. Пособие для учителя и студентов. Ростов Н/Д, Учитель, 2008.
  2. Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока. Пособие для учителей. Ростов Н/Д, Учитель, 2003.
  3. Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. М., 2007.
  4. Махмутов М. И. Современный урок. М., 1985.

Приложение.