Цель: способствовать развитию и формированию интеллектуальной и духовно-нравственной сферы ребенка.
Задачи:
- Сформировать представление о сложном мире исторической картины.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству.
- Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике живописи.
- Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
- Определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русских воинов, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту лермонтовских строк.
Тип урока:
- по дидактической цели - комбинированный;
- по способу организации - интегрированный (изобразительное искусство, литература, музыка).
Оборудование:
1. Зрительный ряд:
- "Бородинская битва" - Ф. Рубо
- "Автопортет" - М. Ю. Лермонтов
- "Герцог Лермонд" - М. Ю. Лермонтов
- "Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов
- "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов
- "Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. В. Кузьмин
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. Н. Побединская
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - А. В. Кондратьев
2. Музыкальный ряд:
3. Литературный ряд:
План урока:
- Погружение в тему (2 мин.)
- Движение сюжета урока (7 мин.)
- Объяснение нового материала (8 мин.)
- Самостоятельная работа (15 мин.)
- Презентация работ (10 мин.)
- Оценка урока (2 мин.)
Ход урока
Звучит марш "Преображенского полка". На экране слайд панорамы "Бородинское сражение" Ф Рубо.
Учитель изо:
- Какова тема нашего урока: лирическая, военная, драматическая?
(Военная).
Сегодня мы находимся в зале живописи исторического жанра.
Станковое искусство - это раздумье художника, поиск ответа на поставленную жизнью проблему.
- Какую проблему сегодня решают наши художники?
(Нам необходимо передать мужество и храбрость российских воинов, участвовавших в Бородинской битве.)
Учитель литературы:
Мы невольно вспоминаем строки стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино". В нём впервые в русской литературе простой русский солдат делится воспоминаниями о ходе величайшего сражения и даёт ему оценку. Именно солдата и считает Лермонтов героем войны.
Ученица:
Во дни торжеств и бед народных.
О своём долге перед Родиной и о любви к ней поэт размышлял с юных лет. Он родился через два года после Бородинского сражения в 1814 году. С детства слышал он воспоминания участников о великой битве. Их рассказы о подвигах наших воинов, их любви к родной земле и к её сердцу - Москве волновали и заражали мальчика. Эти чувства вложил он в стихотворение "Бородино". Всё вокруг говорило Лермонтову об Отечественной войне 1812 года. И ещё неотстроенная Москва, и пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, увешанная крестами, пустой рукав инвалида.
Отец Лермонтова, капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение. Четверо братьев бабки поэта избрали военную службу. Стихотворение "Бородино" он написал в 23 года к 25-летию исторического сражения. Бородино - поле русской боевой славы. Оно находится в 150 км от Москвы. Здесь в 1812 году произошла великая битва между французами и русскими.
Учащийся исполняет русскую народную песню "Бородино" (слова М. Ю. Лермонтова).
Учитель литературы:
- Что заставляет вас задуматься в этих строчках?
(Дети произносят самые эмоциональные строки стихотворения.)
Учитель изо:
Попробуем сейчас цветом набрать услышанные строки. Звучит хорал "На смерть героя" - Л. Бетховен.
Ученики в цветовом упражнении передают свои чувства: торжество, смелость, честь, трагедию.
На экране слайд "Автопортрет" - М. Ю. Лермонтов.
Учитель изо:
Отделкой золотой
Блистает мой кинжал.
Клинок надёжный, без порока.
Булат его хранит
Таинственный закал -
Наследье бранного востока.
По-моему сознание человека, живущего в 21 веке, заново творит для себя Лермонтова: поэт, офицер, художник. Как говорят, Михаилу на роду было написано стать офицером, ведь на юного Лермонтова с фамильных портретов смотрели офицеры и генералы.
На экране слайд "Георг Лермонд" - М. Ю. Лермонтов.
На экране слайд "Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов.
Ни в одном из боевых действий Лермонтов не расставался с альбомом и карандашом. Его смело можно назвать мастером батального жанра.
Вопрос: - Батальный жанр является частью какого жанра?
(Исторического).
На экране слайд "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов.
Рисунки Лермонтова очень разнообразны: отстреливающиеся всадники и боевые схватки, эпизоды походной жизни. Рисунки эти всегда предельно выразительны, темпераментны и остры. Одна из главных отличительных особенностей Лермонтова - умение в обобщённом и лаконичном рисунке подметить живое и индивидуальное.
На экране слайд "Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов.
Этот рисунок относится к лучшим работам Лермонтова. Ему пришлось быть не только очевидцем, но и участником кровопролитного боя у речки Валерик (по-грузински: река смерти). Смертельная схватка происходит на фоне прозрачного и нежного, но в то же время величественного пейзажа. Вся композиция, построенная по диагонали, очень динамична. Острая эмоциональность, выразительность поз, контрасты разнообразных чувств.
На экране слайды:
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. В. Кузьмин
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. Н. Побединская
- Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - А. В. Кондратьев
Художники разных эпох, разных художественных направлений и стилей, общественных и эстетических позиций, разной степени таланта обращались к творчеству поэта, черпая вдохновение в созданиях его мысли и фантазии. При жизни Лермонтова не было создано ни одной иллюстрации, лишь в 1840-ые годы стали появляться первые иллюстрации.
В нашем зале исторических картин присутствует фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. Рубо.
Вопрос: - Что вы себе представляете под словом "панорама"?
(Панорама - художественное произведение, поэтому её автор вправе отобрать из множества эпизодов что-то главное, особенно характерное для всей битвы и сделать это смысловым центром картины.)
Такой узловой сценой, наиболее драматичной, острой, предельно напряжённой, как бы собирающей в себе смысл и значение всего события, является ожесточённый бой у батареи, которой командовал генерал Раевский. Именно сюда Наполеон двинул основные силы пехоты и кавалерии, направил огонь четырёхсот орудий. Пологий холм, на котором укрепилась батарея, окутан пороховым дымом и устлан телами людей.
Остатки защитников батареи продолжают отбивать яростные атаки неприятеля. Но уже на помощь им спешат русские полки.
Вопрос: - Как, какими живописными средствами художник воплотил в произведении торжественную, величественную приподнятость событий, им отображённых?
(Живописностью подмосковного пейзажа - сочной зеленью лугов, осенним багрянцем деревьев, жёлтыми россыпями песка на склонах оврагов, прозрачной водой речушек, отражающих бездонную голубизну неба. Романтическую взволнованность создаёт и парадная пестрота - белого, красного, синего.)
Но бой есть бой. Это и жестокость, и горе, и смерть. Трагический мотив также введён художником в произведение. Какой противоестественный контраст между пальбой пушек, взрывами гранат, телами павших солдат - и мягкой зеленью травы, красочностью осенней листвы, голубизной безмятежного неба, наконец, золотом ржаного поля!
Грандиозное зрелище! Картина Рубо написана широко, с размахом, с блестящим использованием техники перспективы.
Обратите внимание на таблицу:
Этап - большие плоскости закрыты.
Этап - ввести объекты, закрыть линию горизонта.
Этап - высветлить небо у линии горизонта, уплотнить передний план.
Звучит "Торжественная увертюра. 1812 год" - П. Чайковский.
Дети заканчивают композицию в цвете.
Учитель изо:
- Как вы понимаете фразу Э. Кузнецова "Исторический живописец должен быть сродни учёному"?
Презентация домашних сочинений по своим картинам.
Учитель литературы комментирует сочинения.
Учитель изо:
Глядя на ваши работы вспоминаю строки:
И нерушимою стеной
Гвардейцы встали под Москвой,
Поэта повторив сердцами:
Ребята, не Москва ль за нами?
Домашнее задание:
Найти произведение Лермонтова о мужестве патриотов Отечества.
Звучит гимн-марш "Славься" из оперы "Иван Сусанин, эпилог" - М. Глинка.
Список литературы:
- Лакоценина Т. П. Интегрированные уроки. Пособие для учителя и студентов. Ростов Н/Д, Учитель, 2008.
- Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока. Пособие для учителей. Ростов Н/Д, Учитель, 2003.
- Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. М., 2007.
- Махмутов М. И. Современный урок. М., 1985.