Цель: упражнять в освоении способа действия для определения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи:
- учить распознавать данные орфограммы и доказывать правильность своего выбора;
- продолжать работу над предложением и текстом, над разбором слов по составу;
- развивать начальные представления о словообразовании;
- тренировать в грамотном написании словарных слов;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность;
- воспитывать умение работать самостоятельно, воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование:
- картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я;
- деформированный текст (для работы в парах);
- карточки (к игре <<Альпинисты>>).
I. Орг. момент.
Проверка готовности рабочих мест.
II. Словарная работа. Кроссворд.
<Рисунок 1>
Вопросы подготовлены заранее отдельными учащимися. [3]
Огородное растение с завивающимися в кочан листьями, которые употребляют в пищу. (Капуста).
Огородное растение с клубнями, богатыми крахмалом. Подземные клубни этого растения употребляются в пищу. (Картофель).
Кустарниковое ягодное растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. (Малина).
Огородное растение со сладковатым корнеплодом удлиненной формы оранжевого цвета. (Морковь).
Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу. (Овёс).
- Ребята, где вы взяли эту информацию? (Из БТС русского языка).
- Что можно сказать о словах - отгадках? (Это словарные слова).
III. Упражнения в написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне.
1. Составление алгоритма рассуждения.
Какое слово было зашифровано? (Колос).
Данное слово будет являться словарным? (Нет).
А почему? (В нём две орфограммы: безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова).
<Рисунок 2>
Давайте составим алгоритм рассуждения (к первой орфограмме).
Подобрать однокоренные слова.
Выделить корень.
Что такое корень? (Главная часть слова).
Подобрать проверочное слово.
Как? (Следует изменить форму числа проверяемого слова или подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударный гласный корня был под ударением) - два способа проверки.
Алгоритм рассуждения ко второй орфограмме (аналогичный).
Как подобрать проверочное слово? (Надо изменить число или подобрать однокоренное слово с гласным после парного согласного) - два способа проверки.
Итак, какова же тема нашего урока? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Закрепление).
2. Работа по учебнику.
Откройте учебник там, где находится содержание, и найдите как называется большой раздел, в который входит тема сегодняшнего урока. (Состав слова).
А почему тема урока входит в раздел "Состав слова"? (Будем работать над темой урока через знания состава слова).
Эти знания помогут вам выполнить упр. 72 на стр. 139 (устно). [1]
3. Игра "Волшебная яблоня". [2]
На доске нарисована яблоня, к ветвям прикреплены картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я. В столбик занесены слова с пропущенными буквами.
Ребята, на этой яблоне выросли необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание безударных гласных в корне и обоснует свой выбор.
ш:лестеть
п:тнистый
п:ход
ст:рик
дожд:к
Над каким правилом мы работали? (Правописание безударных гласных в корне слова).
Только ли в корне встречаются безударные гласные? (Не только в корне, но и в других частях слова).
Назовите безударные гласные, которые мы всегда проверяем. (а, о, и, е, я).
Физкультминутка
Работа с деформированным текстом.
Данная работа проводится в парах.
Каждое предложение написано на отдельной полоске своим цветом.
Наступила холодная зима.
Лёгкие снежинки вьются в воздухе.
На улицу вышла группа ребят.
Они стали лепить снежную бабу.
Глазки сделали ей из светлых льдинок.
Нос и рот из моркови.
Красива снежная баба!
Прочитайте получившийся текст.
Озаглавьте его.
В данных предложениях найдите слова с безударными гласными и парными согласными в корне.
Подчеркните данные орфограммы, выделите корень.
Проверка (устно).
Найдите предложение про снежинки.
Прочитайте его.
Напишите по памяти.
Проверьте.
Карандашом поставьте на полях "+" те, кто не допустил ошибок.
Разбор предложения.
<Рисунок 3>
(Повествовательное, невосклицательное). (Учащийся у доски).
Выпишите из предложения слово снежинки.
Разберите его по составу. (Учащийся у доски).
От какого слова образовано существительное снежинки? (Снег).
Как образовано? (При помощи суффикса -инк-).
Работа по карточкам.
Вставить пропущенные орфограммы, выделить корень.
Взаимопроверка.
Сдача карточек.
IV. Итог урока.
Какие правила мы сегодня повторяли на уроке? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова).
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными в корне?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне?
Ребята, поднимите руку, кто хорошо ориентируется в данной теме?
А кому ещё трудно?
V. Домашнее задание.
Стр. 140 упр. 74.
Список литературы: