Цель: составить рассказ описательного характера с опорой на текст-модель, на опорные слова и на предметные картинки домашних животных коровы и козы.
Задачи:
- Учить слабослышащих учащихся строить связное высказывание на основе заданной модели и опорных слов.
- Закреплять и расширять знания учащихся по теме "Домашние животные - очень полезны".
- Реализовать принцип коммуникации путём организации речевой практики в условиях, близких к естественным: общение учащихся с учителем и друг с другом.
- Расширять лексический запас учащихся по теме.
- Совершенствовать навыки слухового, слухо-зрительного и зрительного восприятия слабослышащих учащихся.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Оборудование:
- наглядный материал по теме "Животные";
- картинки с изображениями коровы козы;
- чучела коровы и козы;
- текст-модель "Корова";
- речевой материал для составления нового рассказа "Коза";
- магнитофон для прослушивания голосов животных.
Ход урока
I. | Этапы урока. Вступительная часть урока. |
Речь учителя 1. Организация класса. (За экраном звенит звонок, учитель поочерёдно называет имена детей, дети встают и отвечают) - Ребята, сегодня у нас гости, встаньте, поздоровайтесь! Сядьте, я думаю, что вы сегодня будете стараться хорошо говорить и активно работать на уроке. - Какой сейчас урок? -Что будем делать на уроке? -Верно, а точнее об этом узнаем из плана (Учитель совместно с учениками читает по пунктам план работы на уроке) -Ребята, какой у нас дежурный звук? 2. Фонетическая зарядка. Произнесение звука. И____О____ ЙО___ Ё___ Называние картинок (слова) Ёлка, ёжик, мёд, цыплёнок, брёвна. Составление словосочетаний. Котёнок: красивый маленький пушистый рыжий весёлый Составление предложений по картинкам. Котёнок пьёт молоко. Бабушка пьёт чай. Дедушка пьёт чай. - Молодцы! - А теперь, вам нужно угадать тему урока. Подойдите сюда. - Слушайте и отвечайте: - Кто это? (Учитель даёт детям послушать голоса животных по магнитофону). - Как называются эти животные? |
Речь учащихся -Я тут. Я слышу звонок. -Развитие речи. -Говорить, писать, читать, отвечать на вопросы, составлять словосочетания и предложения. - Звук Ё. - Это лошадь. - Это кошка. - Это собаки. - Это корова. - Это коза. -Дом. животные. |
II. | Основная часть урока. | (Учитель выставляет на доске табличку, и
предлагает уч-ся отгадать кроссворд, а затем
прочитать следующий пункт плана). - Что будем делать? -А поможет мне "Маленький учитель". 1. Слуховой диктант. Домашние животные Дикие животные собака корова коза волк заяц белка Диктант проводит "маленький учитель". Он воспроизводит на слух (за экраном) слова, учащиеся воспринимают их и записывают в соответствующую колонку. Затем организуется взаимоконтроль в парах. Отчёт учащихся. - А теперь отдохнём. Я знаю, что вы очень любите животных и умеете их изображать на пальцах. - Кто пойдёт первым? -Молодцы, спасибо! 2.Составление рассказа. -На уроках развития речи, чтения природоведения мы много говорили о животных. - О ком мы составляли рассказ? -Кто хочет рассказать о корове? Слева на доске: Текст-модель. 1. Корова ... ... животное. 2. Голова у коровы ... с ... . 3. Шея ..., ... . 4.Ноги у коровы ..., а копыта ... . 5. Хвост ..., ... . 6. Корова - очень ... животное. 7. Она даёт нам ... и ... . 8. Из молока делают ..., ..., ..., ..., ... . Опорные слова: большое, домашнее; большая, рогами, толстая, короткая; толстые, сильные; длинный, кисточкой; полезное; сыр, мясо, масло творог, сметану, мороженое. Справа на доске: Рассказ "Коза". 1. Коза ... ... животное. 2. Голова у козы ... с ... . 3. Шея ... ... . 4. Ноги у козы ... , а копыта ... . 5. Хвост ... ... . 6. Коза - очень ... животное. 7. Она даёт нам ... и ... . 8. Из шерсти вяжут тёплые шапки, платки, варежки. Опорные слова: маленькое, домашнее, маленькая, рогами, тонкая, длинная, тонкие, маленькие, короткий, кисточкой, полезное молоко, шерсть, шапки, платки, варежки. - Молодцы! Почему корова и коза - очень полезные животные? - Они дают нам молоко, мясо и шерсть. Далее учащиеся называют все известные им молочные и мясные продукты, а также показывают вещи, которые можно связать из козьей шерсти. Всё это находится в классе на журнальном столике -А теперь, подумайте и скажите, как можно назвать рассказы? Учащиеся предлагают свои варианты, а учитель выставляет на доске названия рассказов: "Корова-Бурёнушка" "Коза-Зорька". - Запишите в тетради первые три предложения нашего рассказа о козе-Зорьке. (Учащиеся выполняют задание учителя самостоятельно) |
-Писать слуховой диктант. -У Владика верно. -У Саши ошибка. Никита: кошка - мяу! Владик: коза - мее! Альберт:лошадь-иго-го Матвей: птичка-пи-пи! -О корове. Рассказы составляют учащиеся в парах. "Маленький учитель" слушает и помогает в процессе составления рассказов. |
Заключительная часть урока. | 1. Итог работы. - Что мы делали на уроке? 2. Оценка деятельности уч-ся на уроке - Вы все хорошо работали. (Выставление оценок) 3. Домашнее задание. -Дописать рассказ "Коза-Зорька". -Выучить рассказ "Коза-Зорька". |
-Читали, говорили, составляли рассказы, играли. |