Сотрудничество детского сада и семьи в развитии "особого" ребенка

Разделы: Работа с родителями


Семья - это первый социальный институт в жизни ребёнка. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка, имеющего проблемы в развитии.

С каждым годом число "особых" детей увеличивается, по данным исследований, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию [6]. При наличии у ребенка серьезных нарушений в развитии семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.

В нашем детском саду компенсирующего вида по инициативе родителей в 2007 году открылась специализированная группа для детей, имеющих сложные сочетанные дефекты. Специализированную группу посещают 11 "особых" детей, 10 из которых имеют статус инвалида. Под понятием "особый" ребенок мы подразумеваем детей, имеющих различные нарушения в развитии и их сочетания: задержка психического развития, синдром раннего детского аутизма, детский церебральный паралич, эпилепсия. Впервые в практике нашего города "особые" дети посещают МБДОУ в течение целого дня под сопровождением воспитателей, дефектолога, логопеда, психолога, врача-педиатра.

Рассматривая социальный статус семей поступивших детей, мы обратили внимание на то, что семьи не обладают опытом воспитания детей (т.к. поступившие дети - единственные), ни педагогическим образованием и это создает у них дополнительные трудности в воспитании и развитии "особого" ребенка. А.А. Сагдулаев отмечает, что семья имеющая "особого" ребенка переживает серию кризисов обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. При этом семьи, имеющие лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче [1]. Диагностика, проведенная нами родителей поступивших детей, подтвердила, что взаимоотношения в семье нарушены не только с ребенком, но и между супругами. Исходя из этого, мы организовали комплексную психолого-медико-педагогическую помощь в воспитании и развитии "особого" ребенка, а также психологическую помощь родителям с целью гармонизации внутрисемейных взаимоотношений (мать-ребенок, отец-ребенок, мать-отец, семья-социум). Для этого нами была разработана программа, которая состоит из трёх этапов:

I этап - подготовительный (май - ноябрь 2007 г)

II этап - практический (декабрь 2007 г - апрель 2009 г)

III этап- контрольно-аналитический (май - сентябрь 2009 г)

На I этапе - подготовительном - была проведена диагностика внутрисемейных взаимоотношений с помощью следующих методик:

1. Шкала степени отверженности ребёнка в семье (А. Баркан) [4];

2. Социограмма "Моя семья" (по Э.Г. Эйдемиллеру) [2];

3. "Экспресс-диагностика семейного состояния" (Р.В. Овчарова) [5];

4. Тематический опросник В. В. Ткачевой [3].

На II этапе - практическом - эффективными формами работы с семьями результаты итогам являются:

  • групповые и индивидуальные занятия с родителями, направленные на обучение родителей проведению занятий, игровой деятельности со своим ребёнком. Организация занятий осуществляется в рамках клуба "Играй-ка";  
  • консультации, семинары - практикумы, тренинговые занятия направленные на повышение психоло-педагогической компетентности родителей, адекватного восприятия "особого" ребёнка, гармонизации семейных отношений. Реализация проходит в рамках клуба "Молодая семья";
  • заседания клуба "Сотрудничества" с целью создания условий для реализации идей молодых семей, имеющего "особогоребёнка способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению;
  • совместные праздники, утренники, развлечения способствующие установлению эмоционального контакта родителя и ребёнка, в результате чего у малыша возникает чувство психологической защищённости и психологического комфорта;
  • взаимодействие медицинского персонала с родителями: консультации врача-педиатра, врача-психиатра, организация "Астма - школы", где родители получают информацию о заболевании, выполняют практические задания врача-аллерголога; посещение занятий лечебной физкультуры, а также различных назначенных процедур.

На III этапе - контрольно-аналитическом мы подводим итоги нашей работы.

У большинства родителей началась социально-психологическая адаптация всех членов семьи, вызванного принятием дефекта ребёнка, взаимоотношения стали более благоприятные, комфортные, семейная тревожность снизилась. Работа с родителями способствовала динамике развития детей, которые освоили социально-бытовые навыки (самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки и т.п.), обучились игровой деятельности, глобальному чтению, у детей увеличился словарный запас.

Результаты анкетирования семей показывают, что родители в высокой степени удовлетворены от пребывания ребенка в детском саду, они отмечают, что посещение специализированной группы улучшили их взаимоотношения с ребенком. Работа, организованная с семьей, помогла гармонизировать внутрисемейные взаимоотношения, принять ребенка такой, какой он есть, видеть в нем хорошее, не стыдиться, что ребенок "особый".

Список литературы:

  1. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии [текст] / А.А. Сагдуллаев. - Дефектология. 1996. №5 с. 75-78.
  2. Психология и психотерапия семьи [текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб: Питер, 2001. - 656 с.
  3. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений [текст] / В.В. Ткачева. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 64 с.
  4. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка [текст] / А.И. Баркан. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 260 с.
  5. Практическая психология в начальной школе [текст] / Р.В. Овчарова. - М.: 1999. - 256 с.
  6. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. - Самара: ООО "Офорт", 2008. - 295 с.

Приложение.