Образовательное пространство "Школа-2100" как условие совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа в непрерывном образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Существует множество точек зрения на проблемы институциональных переходов и собственно переходов в образовании, т.к. каждый из нас вкладывает в это понятие свои мысли, убеждения, знания. На мой взгляд, переход – это процесс преодоления, введения нового, шаг из одного состояния в другое. При этом этот процесс должен осуществляться плавно, степенно, «безболезненно». А для этого необходимо создать условия, обеспечивающие его эффективность, комфортность, плавность.

В Канском педагогическом колледже проблемы качественной подготовки учителей решаются с учетом современных требований. То есть подготовка учителей, способных и готовых осуществлять помощь, создавать условия для плавного постепенно перехода от одной образовательной ступени к другой. Поливариативность обучения обеспечивается за счет того, что студенты знакомятся с разными учебными программами, принимают участие в работе научных и творческих мастерских по изучению и внедрению передового педагогического опыта, а полученные знания применяются в условиях педагогической практики. Одной из таких творческих мастерских является «Школа 2100».

А что же такое «Школа 2100» сегодня?

  • Это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы.
  • Это Образовательная система, включающая в себя четыре неразрывных составляющих:
    1. методологическую и теоретическую базу;
    2. учебники, пособия и методические разработки, написанные в едином методическом, дидактическом и психологическом пространствах;
    3. систему их апробации и мониторинга обученности учеников;
    4. многоуровневую систему переподготовки педагогических кадров.
  • В основе всех теоретических и практических разработок авторов лежит единый методологический документ - «Образовательная программа "Школа 2100"» [1].
  • В Системе реализован принцип преемственности и непрерывности от детского сада до старшей школы через единые курсы.
  • Написаны учебники от дошкольной подготовки до основной школы. Все учебники полностью методически обеспечены и прошли всестороннюю апробацию в течение 10 лет.
  • Учителю предлагается оригинальная система контроля и мониторинга.
  • Именно в этой системе были впервые предложены предметы «Информатика» и «Риторика».
  • Все учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, реализовать свою индивидуальность каждому учителю.
  • Учителям и специалистам предлагаются самые разные курсы совершенствования, на которых ведется подготовка методистов по системе «Школа 2100».

Таким образом, программа «Школа 2100» подходит к решению проблемы переходов в образовании – комплексно, т.е. через реализацию и внедрение выше перечисленных подходов.

Хотелось бы раскрыть сущность важнейших педагогических понятий и идей, на которых строится личностно ориентированное образование по системе «Школа 2100» [1].

Во-первых, образовательная программа «Школа 2100» предполагает новое содержание образования, т.е. система работы учителя и школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Личностно ориентированный подход заставляет учителя переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя сами постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой малыми группами и индивидуальной. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.

Во-вторых, фактором, обеспечивающим эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа – вуз – последипломное обучение) [2].

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования, осуществляющих переход на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

В-третьих, в образовательной программе «Школа 2100» обновлены принципы, на которых строится все содержание образования: это личностно ориентированные, культурно ориентированные и деятельностно ориентированные принципы обучения.

В чем же заключается сущность каждого из этих принципов?

  1. Личностно ориентированные принципы:
  • Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. Это такая (адаптивная) школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». То есть, не ребенок для школы, а школа для ребенка!
  • Принцип развития. Основная задача школы - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.
  • Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы, в-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
  1. Культурно ориентированные принципы:
  • Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
  • Принцип целостности содержания образования. Важнейшая особенность содержания образования - оно изначально едино. В основе структуры содержания образования лежит, таким образом, не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
  • Принцип систематичности. Образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, начальная школа - не подготовка к будущей «настоящей» школе, а ее органическая часть. С другой стороны, школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который переживаю и осмысляю для себя. Образ мира - это одновременно и образ нашего переживания мира, нашего отношения к миру. Важнейшей особенностью целостного развертывающегося знания является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Здесь есть две стороны. Первая: содержание школьного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Вторая сторона этой же проблемы: будучи частью научной картины мира, знания обязаны отражать в процессе обучения язык и структуру научного знания.
  • Принцип овладения культурой. Культура - это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. Очевидно, что овладение культурой (в указанном смысле) не может не входить в содержание общего образования.
  1. Деятельностно ориентированные принципы:
  • Принцип обучения деятельности. Необходимо учить ребенка деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Школьники должны научиться предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму), у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности и деятельности познавательной, должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход необходимо потому, что основная цель общего образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.
  • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Зона ближайшего развития - это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку. Дело в том, что у ребенка к моменту начала школьного обучения уже сформирована система так называемых психолингвистических единиц и имеется первоначальное осознание (рефлексия) родного языка, сложились основы языкового чутья (языковой интуиции).
  • Креативный принцип. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

В-четвертых, на основе проблемного обучения и психологии творчества в образовательной программе «Школа 2100» разработана технология проблемно-диалогического обучения.

Что же такое проблемно-диалогическое обучение?

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию и создание учителем организации выхода из нее.

Возможны три принципиально разных выхода:

  1. учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
  2. ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
  3. учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

При этом поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез.

При этом возможны три принципиально разных варианта:

  1. учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  2. ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Таким образом, из всех проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Технология проблемно-диалогического обучения является:

  • результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
  • здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
  • носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

И, наконец, пятым важнейшим педагогическим понятием, на котором строится личностно ориентированное образование по системе «Школа 2100» являются новые функции педагога:

  • Включение личности в ту или иную деятельность происходит через ее внутреннюю предрасположенность к предстоящим учебным действиям. Возникает такая предрасположенность не спонтанно, её нужно целенаправленно формировать как педагогу, так и самому ученику. Знание этой зависимости и привело к такому выводу: одной из основных частей деятельности педагога является функция обеспечения индивидуального целеполагания, что и определяет отношение к предстоящей деятельности, желание и готовность ее выполнить.
  • Если учителю удаётся включить учащихся в познавательную деятельность, это уже большой успех. Но дальше возникает проблема удержания школьников в этом процессе, трудном, но интересном. Это возможно при реализации учителем функции сопровождающего обучения. Любое положительное проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя. Таким образом, функция педагога после включения учащихся в познавательную деятельность на всех этапах их собственной работы может быть определена как организционно-сопровождающая.
  • Включение школьника в познавательную деятельность, ее организация в разных ситуациях влечет за собой неизбежное возникновение затруднений, пути выхода из которых должны быть известны не только учителю, но и учащимся. В связи с этим очень значимой становится функция обеспечения рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений. В центре внимания учителя должна стать ученическая рефлексия индивидуальной мыследеятельности или чувственно переживаемого процесса.

Реализация Образовательной программы «Школа 2100» в творческой мастерской Канского педагогического колледжа способствует созданию пространства методической рефлексии, когда для студента предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, осмысление процессов выработки и принятия практических решений. Основная цель творческой мастерской «Школа 2100»-подготовить студентов к работе в условиях вариативных технологий. Работа в творческой мастерской - это работа в режиме развивающего обучения.

В рамках работы творческой мастерской «Школа 2100» особое внимание уделяется изучению и реализации перечисленных принципов обучения, которые помогают формировать у студентов готовность к педагогической деятельности, самостоятельному выбору способов и средств педагогической деятельности и принятию ими самостоятельных решений, формированию внутренней готовности студентов к научно-исследовательской и вообще творческой работе в сфере педагогики, психологии и методики.

При выходе студентов на практику перед нами встает одна проблема – научить студентов процессуальным преобразованиям в учебной деятельности, то есть:

  • обучить приемам включения ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованной на основе внутренней мотивации;
  • научить методике организации совместной, партнерской деятельности обучающих и обучаемых;
  • обеспечить диалогическое общение не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания знаний.

Решение обозначенных задач на первый взгляд кажется простым и понятным делом, но на практике оно связано с существенной реорганизацией устоявшейся педагогической системы знаний. Реорганизация заключается в обучении студентов педагогическим приемам создания проблемной ситуации, вывода из проблемной ситуации, принятие предлагаемых учащимися формулировок проблем. Особенно сложно дается обучение студентов проблемно-диалоговому методу обучения. Готовя студентов к работе по программе «Школа 2100» нам пришлось решить такие задачи как:

  • обучение студентов приемам включения детей в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • обеспечение эмоциональной поддержки каждого ученика, создание для каждого ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;
  • обучение экспертизе полученных результатов и студента, и ученика.

Участвуя в работе творческой мастерской «Школа 2100», студенты педагогического колледжа более глубоко понимают смысл пребывания ребенка в школе, понимают важность и необходимость плавного перехода обучаемых от одной образовательной ступени к другой, стремятся создавать условия, в которых каждый ребенок максимально реализовал бы себя.

Участие студентов педагогического колледжа в реализации Образовательной программы «Школа 2100» в каждом виде практики предполагает установку на дальнейшую самостоятельную деятельность в определенном направлении, готовность продолжать повышение своей профессионально-педагогической квалификации в стенах университета.

Таким образом, практика реализации программы «Школа 2100» в условиях педагогической мастерской подтверждает тезис о том, что для подготовки современного творческого учителя необходимо создать инновационную творческую среду, которая, являясь естественной для будущего учителя, позволит ему реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал в полной мере.

Список литературы:

  1. «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. «Баласс» - М., 2008 г.
  2. Образовательная программа «Школа 2100». Сборник программ: Дошкольная подготовка; Начальная школа; Основная и старшая школа под ред. Леонтьева А.А., 2008 г.
  3. Сборник программ: Дошкольное образование; Начальная школа под ред. Фельдштейна Д.И. «Баласс» - М., 2008 г.