Психологические аспекты в работе учителя физкультуры. Оценивание координационных способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба


Возраст 6-10 лет в нашей стране считается возрастом начальной школы с соответствующей спецификой методических подходов и программ. Этот возраст включает в себя важный период развития, при котором совершается буквально скачок из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребенка во вполне сформировавшегося, с развитыми физическими качествами и сложившейся конституцией тела.

С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией. В самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, а также эмоции и воля.

Сосредоточенность психического действия, ее направленность на определенный предмет, обеспечение избирательного характера действий, основывается на внимании.

Познание объективной реальности каждый раз начиналось бы вновь и с самого начала, если бы последующие действия не были связаны с прошлым опытом. Эту способность к закреплению прошлого опыта, использованию этого опыта и возврат к осознанным действиям после временной потери сознательного контроля над ними (например, после сна) обеспечивают процессы памяти. Однако рассмотренные выше познавательные процессы могли бы обеспечить лишь приспособление, но не возможность успешных действий в принципиально новых условиях, не имевших аналогов в прошлом опыте.

Такая возможность возникает в результате мышления, познавательного процесса, обеспечивающего предвосхищение результата действия, направленность этого действия на определенную цель, учет законов природы и общества, дополнение необходимой информации сведениями, выведенными из опыта. При этом в мышлении совершаются действия, выходящие за пределы переноса знакомых действий в новую ситуацию. Результат действия может быть представлен в психическом отражении вне действия, мысленно, до реального осуществления замысла на практике.

На современном этапе развития школьной физической культуры доминирующим фактором выступает формирование у детей конкретных двигательных умений и навыков (чем разнообразнее и больше, тем лучше).

В организации процесса физического воспитания учитываются и предъявляются требования не только к развитию физических качеств, отдельных двигательных умений и навыков, но и к формированию возможности эффективно ими распорядиться при выполнении двигательных действий, а также развитию способности психической регуляции собственных движений. Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте уделяю всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

Подвижные игры создают благоприятную возможность плавного, адекватного возрасту, перехода от непроизвольно используемых в ней двигательных действий к их сознательному применению в других ситуациях. Для целенаправленных подвижных игр характерна частая смена ситуаций, положительные эмоции, согласованность в действиях детей, самостоятельность в выборе и принятии решений, высокая степень двигательной активности, умение подчинять свои движения поставленной учителем двигательной задаче, т.е. выполнять осмысленные движения.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей.

В развитии физических способностей важное место занимают психические механизмы самоконтроля и саморегуляции двигательных действий, т.е. психомоторные способности. Перед учителем физкультуры стоит задача - научить школьников произвольно и координирование управлять всем разнообразием своих движений, формировать у них умение снимать психическое и физическое напряжение, стресс, быстро восстанавливать силы. В решении этой задачи ведущая роль принадлежит психологии физического воспитания. Учет психологического звена в физическом воспитании требует особого внимания к развитию личности школьника - к его эмоционально-волевой сфере, самоконтролю, способности к произвольной саморегуляции двигательных действий, мотивации (в частности развитию интереса к занятиям физкультурой и спортом, интеллектуальной сферы).

С возрастом роль активности в психическом развитии увеличивается. Общая активность определяется взаимосвязью двигательной и психической активности. Психическая активность направляет двигательную, которая стимулирует психическую активность.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Для оценивания координационных способностей младших школьников, хорошо зарекомендовали себя следующие контрольные упражнения, направленные на мотивацию учащихся к улучшению своего результата путем осмысленного отношения к занятиям физической культурой.

1. Тест КС для определения способности к комплексной реакции.

Опускание палки - реакция

Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.

Процедура тестирования: Учитель держит пронумерованную в сантиметрах гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 секунды учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).

Результат - среднее расстояние (в см) из трех попыток от нижнего края до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и не ведущей рукой.

Оценка быстроты реакции

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 22-22 и меньше 26-28 32-34 и больше
  д 22-23 и меньше 27-28 32-33 и больше

2. Тест для определения способности к равновесию (для оценки динамического равновесия)

Балансирование на гимнастической скамейке (П.Хиртц, 1985)

Оборудование: гимнастическая скамейка, ширина узкой стороны скамейки 10 см), секундомер, медицинбол (масса 2 кг).

Процедура тестирования. На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит медицинбол. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит мячик. У этом положении по команде "Марш!" ученик бежит по узкой поверхности скамейки до медицинбола, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки.

Результат - время пробегания (с) от линии старта до пересечения с линией финиша.

Указания: Упражнение не защитывается, если ученик изменяет положение тела или если падает с поверхности скамейки более трех раз. За одно касание пола - одна штрафная секунда. На месте, где произошло касание, ученик должен опять взобраться на подставку и продолжить упражнение. После объяснения, демонстрации и опробывания выполняется одна зачетная попытка.

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 7.0 8.0 9.5
  д 7.5 8.5 10.3

3. Тест для определения способности к комплексной реакции.

Упражнение - реакция - мяч (П.Хиртц, 1985)

Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 1 футбольный мяч (резиновый, диаметр 20 см), рулетка, гимнастическая стенка.

Процедура тестирования: На верхнем конце двух наклонных гимнастических скамеек находится мяч, удерживаемый учителем физической культуры или помощником. Испытуемый стоит в ожидании за линией старта ( для 3 класса - расстояние 1 метр от гимнастических скамеек) спиной к направлению бега (т.е. он не смотрит на мяч), пятки за линией. Учитель дает сигнал, например свисток и отпускает мяч. Ученик должен как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться. Подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч.

Результат - расстояние в сантиметрах, пройденное мячом по гимнастической стенке. Нз двух зачетных попыток учитывается лучшая.

Указания: Тест проводится только в зале.

Нормы для оценивания способности к комплексной реакции, см.

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 120 140 160
д 130 150 180

4. Тест для определения способности к ориентированию в пространстве.

Бег к пронумерованным медицинболам (П.Хиртц, 1985)

Оборудование: 5 медицинболов (по 3 кг.), 1 медицинбол (4 кг), секундомер, рулетка, мел.

Процедура тестирования: испытуемый стоит перед медицинболом (4 кг). Позади его на расстоянии 3 метра лежат 5 медицинболов по 3 кг. На расстоянии 150 см друг от друга в кружках с четко пронумерованными цифрами от 1 до 5, но не в последовательности. Как долько учитель называет цифру, ученик поворачивается и бежит к соответственно пронумерованному медицинболу, касается его и бежит назад к 4-килограммовому мячу. Как только он касается 4-килограммового мяча, учитель называет новую цифру. Упражнение заканчивается, если ученик 3 раза подбежит к соответственно пронумерованному мячу и после этого коснется 4-килограммового медицинбола.

Результат - время от названия первой цифры до последнего касания 4-килограммового мяча.

Указания: после объяснения и показа, ученик делает одну зачетную попытку. Поле выполнения задания порядок расположения 3-килограммовых мячей для каждого нового испытуемого необходимо менять.

Нормы для оценки способности к ориентированию в пространстве, с

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 10.8 11.5 12.6
  д 11.2 11.9 13.0

5. Тест для определения способности к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению

Подвижная игра-тест "Пятнашки"

Оборудование: площадка 9 на 12 метров, секундомер.

Процедура тестирования: В игре участвуют 11 человек, которым присваиваются номера от 1 до 11. Учитель называет школьника (например, №5), который выходит за линию игрового поля. По сигналу учащийся пытается за 20 секунд осалить как можно больше игроков (из 10 человек). Которые перемещаются по площадке, стремясь жтого избежать. Осаленный покидает игровое поле и занимает отведенное для него место.

Номера игроков, которые были осалены, заносятся в протокол. Затем, после небольшого перерыва, учитель назначает в качестве ловца другого игрока (например, №8), который повторяет то же , что и №5. Игра-тест проводится до тех пор, пока все 11 участников не побудут в роли ловцов. В протоколе фиксируются номера и количество осаленных каждым игроком.

Результат - количество игроков (из 10 человек), которых осалил каждый участник, и число раз, когда его самого осалили в игре 10 участников.

Эти два показателя являются наиболее комплексными. Они дают наиболее общую относительную оценку уровня развития КС - способность быстро перестраивать двигательную деятельность - в условиях внезапного изменения обстановки.

Указания: Игра-тест проводится только среди детей одного пола и одного возраста. Вышедшие за ограничительные линии учащиеся считаются осаленными. После свистка осаливание не защитывается. За каждого осаленного ловец получает одно очко. В свою очередь, осаленный игрок штрафуется одним очком за каждое его осаливание.

(количество осаленных)

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 5 3-4 2
  д 5 3-4 2

Число раз, когда ученика самого осалили

класс пол оценка
отлично хорошо удовлетворительно
3-4 м 2 3-4 5
  д 2 3-4 5