На уроках малярно-штукатурного дела не обойтись без сведений о добыче стройматериалов, использующихся в строительстве. Этот материал помогает активизировать имеющиеся знания по географии (тема «Геология и рельеф»), позволяет ученикам приобщиться к этой важной и значимой деятельности по снабжению строительных предприятий необходимым сырьем.
Данный интегрированный урок позволяет показать ученикам 9 класса межпредметную взаимосвязь географии и малярно-штукатурных работ. Ребята привыкли видеть эти предметы в качестве отдельных учебных дисциплин. С одной стороны происходит изучение основ географии, с другой изучение малярно-штукатурного дела.
Цели урока: Обобщить и повторить знания по основам географии (геология, добыча полезных ископаемых, рельеф) и получить новые знания по применению стройматериалов из осадочных полезных ископаемых при производстве малярно-штукатурных работ.
Задачи урока:
- Расширить знания учащихся об осадочных полезных ископаемых (название, свойства, месторождения).
- Научить определять полезные ископаемые по внешнему виду (песок, известняк, глина, гравий).
- Обобщить знания о применении осадочных полезных ископаемых в строительстве и при проведении малярно-штукатурных работ.
- Практическими упражнениями с образцами строительных материалов закрепить полученные знания.
- Творческими заданиями воспитывать познавательные, исследовательские и созидательные качества личности.
Оборудование:
- Штукатурно-малярные работы. Е.Д. Белоусов, О.С. Вершинина, 1990г.,
- Сделай сам, 2000 г., ( №1 и №2 и №3 ).,
- Типовая инструкция по охране труда штукатура 1983 г.,
- В.С. Красулин –справочник техника-геолога, Москва, 1985;
- Энциклопедия для детей. Том №4, Москва, АВАНТА+, 1995 г.
- Коробка с образцами стройматериалов;
- Дидактические материалы, разработанные учителем;
- Таблица для определения наиболее распространённых породообразующих минералов. (по Ф. Лахи)
Тип урока: комбинированный урок географии и малярно – штукатурного дела.
Вид урока: интегрированный урок
Планируемые результаты:
- Представление о видах осадочных горных пород и условиях их залегания в земной коре
- Умение определять горную породу по внешнему виду и физическим свойствам (цвет, блеск, плотность, определение кристалов).
- Знание осадочных горных пород, используемых в производстве стройматериалов.
- Знание области применения различных стройматериалов.
План урока:
- Организация начала урока.
- Объявление темы урока, его типа и поставленной цели.
- Ход урока:
- Вводное слово
- Рассказ о видах осадочных горных пород и условиях их залегания в земной коре
- Беседа о осадочных горных пород, используемых в производстве стройматериалов.
- Упражнения по определению горных пород по внешнему виду
- Заключение
ХОД УРОКА
Вводное слово: Наш предмет связан с географией темой «Полезные ископаемые». Это такие природные образования, которые находятся в верхней части земной коры. Ископаемыми они называются потому, что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку, по его воле превращаясь в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Также применяют полезные ископаемые в строительстве.
Вы, ребята, знаете, что для того, чтобы построить дом и обустроить его внутри, необходимы различные полезные ископаемые. Вы ходите по ним не подозревая, что это важное сырье для строительства домов и других сооружений. Это – песок, глина, известняк, строительные камни. Образуются они при разрушении других горных пород под действием нагрева солнца, дуновения ветра, течения воды и других процессов, действующих на поверхности Земли. Такие полезные ископаемые называют осадочными.
В основном эти полезные ископаемые добываются открытым способом. После их добычи остается горная выработка, которая называется карьером.
Рис. 1 В районе нашего поселка, особенно за железной дорогой можно увидеть много выработанных карьеров. Очень важно вернуть эти земли после добычи полезного ископаемого в хозяйство, то есть использовать повторно.
Показываю образец и рассказываю о нем. Практические упражнения. Работа с образцами.
Цементное сырьё:
Особая роль в строительстве принадлежит карбонатным породам - известнякам. Наиболее распространенные состоят из слипшихся раковин. Карбонатные породы (известняки, доломиты, мергели мел) самые распространенные на Земле осадочные образования. Известняки иногда погружались в глубины Земли, где высокие температуры и давления уплотняли и перекристаллизовывали их, создавая новую горную породу – мрамор, которая также является превосходным строительным материалом.
В промышленности стройматериалов при производстве цементов широко применяются карбонатные и глинистые породы. Известняки, мергели и мел составляют основную часть цементной шихты. Карбонатным сырьём для производства белого и цветных портландцементов служат маложелезистые известняки.
При изготовлении строительной извести, необходимой для изготовления строительных растворов и бетонов, а также используемой при выпуске силикатного кирпича и блоков, применяются известняки, доломиты, мел, а также мергелистые разности этих пород.
В стекольном производстве также используются известняки.
Гипс и ангидрит:
Гипс и ангидрит применяются в производстве гипсовых вяжущих и строительных материалов, формовочного гипса, сульфата аммония, портландцемента (в качестве добавки), в производстве бумаги, пластмасс, красок, в сельском хозяйстве и т. п.
Основной тип промышленных месторождений гипса и ангидрита—осадочный. Они образовались в результате высыхания соляных озёр, изолированных морских лагун и водных бассейнов, богатых сульфатными солями. Перспективными для поисков месторождений гипса и ангидрита являются районы, сложенные известняками, доломитами, мергелями и глинами с признаками солености.
Строительные камни:
В современных условиях всё время возрастает промышленное значение природного камня. Пригодность камня в качестве облицовочного определяется декоративными и физико-механическими свойствами. К декоративным свойствам относятся цвет камня и его рисунок. Цвет камня зависит главным образом от цвета слагающих его минералов, а рисунок —от особенностей структуры и текстуры горной породы. Большое значение имеет стойкость окраски — окраска некоторых осадочных и метаморфических горных пород на открытом воздухе часто быстро исчезает.
Глинистые породы:
Глины – тонкообломочные горные породы, состоящие из частиц размером от 0, 001 до 0,1 мм. Это удивительные породы: в сухом состоянии они обладают высокой прочностью и с трудом разрушаются, однако при увлажнении превращаются в мягкую текучую массу. Основная масса глинистых пород используется при производстве изделий строительной, грубой и тонкой керамики, огнеупорных материалов, цемента, керамзита, очистки нефтепродуктов и жиров, для окомкования железорудных и флюоритовых концентратов, в литейном производстве, буровом деле, химической промышленности. Кроме того, глинистые породы используются в качестве строительного материала при постройке небольших сооружений, наполнителя в бумажной, фармацевтической, парфюмерной промышленности, в сельском хозяйстве, винодельческой, комбикормовой, пищевой, текстильной промышленности.
Для каждой отросли народного хозяйства глинистое сырьё должно отвечать требованиям соответствующих гостов или технических условий.
Песок и гравий:
Песок и гравий представляют собой рыхлые несцементированные осадочные породы, состоящие из окатанных в разной степени обломков горных пород и минералов различного состава, размера и формы.
К песку обычно относятся породы, состоящие :
- из частиц размером от 0,1 до 1 мм
- к гравию от 1 до 10 мм
- более крупные частицы относятся к галькам 10-100мм
- к валунам более 100 мм.
Гравий обычно состоит из обломков наиболее крепких минералов и горных пород:
- кварца
- кремня
- гранита
- гнейса
- кварцита
- диабаза и т.д.
Нередко среди крупных фракций гравия присутствуют известняки, доломиты, песчаники, сланцы. По степени окатанности различают: окатанные, полуокатанные и угловатые частицы.
Пески используются в стекольном производстве, в качестве формовочного материала, для производства силикатного кирпича, крупных силикатных блоков, как добавка к портландцементу, для штукатурных и кладочных растворов, в качестве абразивных материалов, для обратных фильтров при строительстве плотин и т.п.
Песок и гравий применяются как наполнители в бетон, для балластного слоя железнодорожного пути, устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и др. (см. приложение №1)
Упражнения. По выданным образцам определить полезное ископаемое (песок, щебень, известняк, гравий, глина). В помощь учащимся предлагается памятка по работе с образцом горной породы (см. приложение №2).
Дополнительно (на следующем уроке) даются теоретические знания о полезных ископаемых Московской области, повторно проходит работа с образцами горных пород, прежде всего с целью научиться определять и выделять осадочные горные породы (см. приложение №1)
Для тех школьников, кто заинтересовался темой, предлагаем практическую работу, с определением по предлагаемой таблице наиболее распространенных породообразующих минералов (см. приложение № 3)
Заключение. Ответы на вопросы учителя.
- Какие вы знаете горные породы?
- Назовите осадочные горные породы?
- В результате каких процессов на Земле они образуются?
- Как по внешнему виду определить горную породу?
- Где применяются осадочные горные породы?
- Расскажите о песках, их свойствах и применении в строительстве.
- Расскажите о глинах, их свойствах и применении в строительстве.
- Расскажите о известняках, их свойствах и применении в строительстве.