Цель: выявление уровня овладения учащимися признака делимости на 3 и на 9; развитие мышления и логики.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Два ученика выполняют у доски домашнее задание на оценку, а в это время дети проверяют свои работы, и, обмениваясь тетрадями, проставляют оценки. №603. Записать множество чисел, кратных 9, которые являются решениями неравенства:
а) 148< x<162 (ответ: x=153)
б) 515< y <550 (ответ: y=531 ,540, 549)
в) 735<z<739 (ответ: z=738). - Назвать формулировку признака делимости на 3 (ответ: число делится на 3 в том и только в том случае, когда его сумма цифр делится на 3).
- Назвать формулировку признака делимости на 9 (ответ: число делится на 9 в том и только в том случае, когда его сумма цифр делится на 9).
- Задания написаны на доске (устно):
даны числа: 801, 225, 899, 8991, 2000, 1002, 3002, 4002
назвать числа, которые делятся на 3 (ответ: 801, 225, 8991, 1002, 4002),
которые делятся на 9 (ответ: 801, 225, 8991). - Среди натуральных решений неравенства 304<x<320 найти числа, которые делятся на 3,но не делятся на 9 (ответ: 309, 312, 318).
- Решить уравнение: а:3= 10 (ответ: а=30).
II. Формирование умений и навыков.
Задание выполняется по вариантам с комментариями с места.
№580
1 вариант
Составить число из одних пятерок, чтобы оно делилось на 9. Делится ли оно на 3? (ответ: 555555555 делится на 9, так как сумма цифр делится на 9, на 3 тоже делится).
2 вариант
Составить число из одних девяток, чтобы оно делилось на 5. (ответ: нельзя, по признаку делимости на 5:число делится на 5 в том и только в том случае, когда оно оканчивается цифрой 0 или 5, а у нас оканчивается на 9).
№583
Вместо звездочки вставь неизвестную цифру так, чтобы получилось истинное утверждение. Укажи все возможные варианты ответов:
- 312*делится на 3(ответы:3120, 3123, 3126, 3129).
- 312*делится на 9(ответ:3123).
III. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
1. Какие из чисел: 63, 55, 80, 201, 405, 3069 делятся
а) на 3 и на 9(ответ:63, 405, 3069)
б) на 3, но не делятся на 9(ответ:201)
в) на 9, но не делятся на 3(ответ: таких чисел нет).
2. Записать наименьшее трехзначное число, кратное 3, такое, чтобы первая цифра его была 8 и все цифры были бы различны (ответ: 801).
3. Записать наименьшее пятизначное число, кратное 9, такое, чтобы первая цифра его была 6 и все цифры были бы различны ( ответ: 60129).
IV. Физкультминутка.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание:
№614, №608(а), №611*