Цели:
Образовательная:
- углубление и обобщение знаний по теме «Родной край – часть большой страны»;
- формирование речевых умений, навыков, обогащение словарного запаса;
- умение анализировать и синтезировать информацию, оценивать как процесс, так и сам результат.
Воспитательная:
- воспитание чувства любви к своей малой родине;
- формирование умения работать в группе;
- умение поставить цель и составить план её достижения;
- воспитание уважения к другим; уверенности в своих силах и способностях.
Развивающая:
- развитие творческого потенциала;
- развивать любознательность, быстроту мышления, воображение;
- формирование информационно-коммуникативной компетентности, компьютерной грамотности;
- развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Power Point, экран, карточки.
Использованные технологии: проектные технологии, информационные технологии.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Край мой ласковый,
Край берёзовый,
Край равнин
И льняных полей,
Где на старте дня
Зорькой розовой
Жизнь приветствует
Соловей.
А. Шоричев
– Когда мы начали изучать тему: «Родной край – часть большой страны», я задала вам вопрос: «Что вы можете рассказать о своём крае?» Многие ребята не смогли ответить на него. И вот мы закончили изучать эту большую интересную тему. Сегодня проведём отчёт экспедиции и составим электронный атлас-определитель по природным сообществам Тверского края. Это и будет итог нашей работы.
II. На нашей планете много удивительных мест.
Немало их и в нашем Тверском крае. Научная экспедиция в полном составе отправится в удивительное путешествие по природным сообществам родного края. Работать будем по группам. Учёные-экологи леса изучают природное сообщество леса, учёные-экологи луга изучают природное сообщество луга, учёные-экологи водоёма изучают природное сообщество пресных водоёмов. После выполнения заданий каждая группа должна представить небольшую презентацию-отчёт своей работы. В неё должны войти слайды о животных и растениях каждого природного сообщества, а также слайды о представителях Красной книги.
1. Работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданиями и стихотворения. В стихотворениях спрятаны темы для каждой группы.
А. Учёные-экологи леса.
– Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Задания:
1) Распредели перечисленные растения по группам и поставь соответствующие цифры. [1]
Хвойные деревья | Лиственные деревья | Кустарники | Травы |
- Бересклет
- Подорожник
- Сосна
- Черёмуха
- Дуб
- Шиповник
- Лиственница
- Ель
- Ландыш
- Осина
2) Найди для каждого обитателя леса подходящее для него место в природе. Впиши номер животного в соответствующий кружок. [1]
3) Заполни таблицу: поставь буквы, обозначающие роль леса в природе, в верхнюю строку, в хозяйственной деятельности человека – в нижнюю. [1]
В природе | |
В хозяйственной деятельности |
- А – поставляет в атмосферу кислород;
- Б – производит ягоды и грибы;
- В – образует древесину;
- Г – смягчает климат;
- Д – фильтрует воду;
- Е – оберегает реки;
- Ж – поставщик пушнины.
Б. Учёные-экологи луга.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
И. Суриков
Задания:
1) Раскрась только растения луга. Подпиши их названия. Обведи опасное растение. [1]
2) Кто из этих животных является обитателем луга? Напиши, как они называются. Раскрась их. Составь с ними 2-3 схемы цепей питания. [1]
3) Зашифруй правила поведения на лугу в запрещающих знаках. [1]
В. Учёные-экологи водоёма.
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
И. Никитин
Задания:
1) Сделай модель пресного водоёма. Подыщи каждому подходящее место в водоёме или на его берегу и наклей рисунки. Покажи стрелками связи между обитателями водоёма и подпиши названия растений и животных. [1]
2) Как ты думаешь, что произошло с этим озером? Что могло быть причиной таких изменений? [1]
2. Создание электронного атласа-определителя.
«Когда мы знакомимся с каким-нибудь человеком, мы первым делом узнаём, как его зовут. У каждого из нас есть имя. Есть имена-названия – и у всего того, что нас окружает в природе. А как, не зная их имён, с ними подружиться?» [2]
– И тут на помощь придёт атлас-определитель. Он скажет, как кого зовут.
Каждая группа представляет свою презентацию природного сообщества. Слайды комментируются, и создаётся электронный атлас-определитель. Приложение 1
«Природа удивительно разнообразна. В нашем атласе собрано в основном то, что часто встречается в нашем родном крае, с чем полезно познакомиться в первую очередь. Вы узнаете, как зовут самых распространённых обитателей нашего края. И ещё больше полюбите и лучше сохраните этот чудесный, яркий, неповторимый мир, в котором мы все живём». [2]
III. Итог экспедиции по природным сообществам родного края.
Отчёт нашей научной экспедиции прослушали и посмотрели. Электронный атлас-определитель создали.
– Что теперь можете рассказать о родном крае? (от каждой группы)
Д/з конкурс сочинений «Мой родной край!»
Список литературы
- Коваленко Л.И. Окружающий мир 4 класс. Часть 2 // Саратов: Лицей, 2007.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель. От земли до неба.// М.:Просвещение, 2007.
- Ред. Сорокина А.С. Красная книга Тверской области. // Тверь: АНТЭК, 2002.
- Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. // М.: Эгмонт Россия, 2002.