Информационно-проектные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная:

  • углубление и обобщение знаний по теме «Родной край – часть большой страны»;
  • формирование речевых умений, навыков, обогащение словарного запаса;
  • умение анализировать и синтезировать информацию, оценивать как процесс, так и сам результат.

Воспитательная:

  • воспитание чувства любви к своей малой родине;
  • формирование умения работать в группе;
  • умение поставить цель и составить план её достижения;
  • воспитание уважения к другим; уверенности в своих силах и способностях.

Развивающая:

  • развитие творческого потенциала;
  • развивать любознательность, быстроту мышления, воображение;
  • формирование информационно-коммуникативной компетентности, компьютерной грамотности;
  • развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Power Point, экран, карточки.

Использованные технологии: проектные технологии, информационные технологии.

Ход урока

I. Вступительное слово.

Край мой ласковый,
Край берёзовый,
Край равнин
И льняных полей,
Где на старте дня
Зорькой розовой
Жизнь приветствует
Соловей.
А. Шоричев

– Когда мы начали изучать тему: «Родной край – часть большой страны», я задала вам вопрос: «Что вы можете рассказать о своём крае?» Многие ребята не смогли ответить на него. И вот мы закончили изучать эту большую интересную тему. Сегодня проведём отчёт экспедиции и составим электронный атлас-определитель по природным сообществам Тверского края. Это и будет итог нашей работы.

II. На нашей планете много удивительных мест.

Немало их и в нашем Тверском крае. Научная экспедиция в полном составе отправится в удивительное путешествие по природным сообществам родного края. Работать будем по группам. Учёные-экологи леса изучают природное сообщество леса, учёные-экологи луга изучают природное сообщество луга, учёные-экологи водоёма изучают природное сообщество пресных водоёмов. После выполнения заданий каждая группа должна представить небольшую презентацию-отчёт своей работы. В неё должны войти слайды о животных и растениях каждого природного сообщества, а также слайды о представителях Красной книги.

1. Работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданиями и стихотворения. В стихотворениях спрятаны темы для каждой группы.

А. Учёные-экологи леса.

– Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский

Задания:

1) Распредели перечисленные растения по группам и поставь соответствующие цифры. [1]

Хвойные деревья Лиственные деревья Кустарники Травы
       
  1. Бересклет
  2. Подорожник
  3. Сосна
  4. Черёмуха
  5. Дуб
  6. Шиповник
  7. Лиственница
  8. Ель
  9. Ландыш
  10. Осина

2) Найди для каждого обитателя леса подходящее для него место в природе. Впиши номер животного в соответствующий кружок. [1]

3) Заполни таблицу: поставь буквы, обозначающие роль леса в природе, в верхнюю строку, в хозяйственной деятельности человека – в нижнюю. [1]

В природе                            
В хозяйственной деятельности  
  • А – поставляет в атмосферу кислород;
  • Б – производит ягоды и грибы;
  • В – образует древесину;
  • Г – смягчает климат;
  • Д – фильтрует воду;
  • Е – оберегает реки;
  • Ж – поставщик пушнины.

Б. Учёные-экологи луга.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
И. Суриков

Задания:

1) Раскрась только растения луга. Подпиши их названия. Обведи опасное растение. [1]

2) Кто из этих животных является обитателем луга? Напиши, как они называются. Раскрась их. Составь с ними 2-3 схемы цепей питания. [1]

3) Зашифруй правила поведения на лугу в запрещающих знаках. [1]

В. Учёные-экологи водоёма.

Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
И. Никитин

Задания:

1) Сделай модель пресного водоёма. Подыщи каждому подходящее место в водоёме или на его берегу и наклей рисунки. Покажи стрелками связи между обитателями водоёма и подпиши названия растений и животных. [1]

2) Как ты думаешь, что произошло с этим озером? Что могло быть причиной таких изменений? [1]

2. Создание электронного атласа-определителя.

«Когда мы знакомимся с каким-нибудь человеком, мы первым делом узнаём, как его зовут. У каждого из нас есть имя. Есть имена-названия – и у всего того, что нас окружает в природе. А как, не зная их имён, с ними подружиться?» [2]

– И тут на помощь придёт атлас-определитель. Он скажет, как кого зовут.

Каждая группа представляет свою презентацию природного сообщества. Слайды комментируются, и создаётся электронный атлас-определитель. Приложение 1

«Природа удивительно разнообразна. В нашем атласе собрано в основном то, что часто встречается в нашем родном крае, с чем полезно познакомиться в первую очередь. Вы узнаете, как зовут самых распространённых обитателей нашего края. И ещё больше полюбите и лучше сохраните этот чудесный, яркий, неповторимый мир, в котором мы все живём». [2]

III. Итог экспедиции по природным сообществам родного края.

Отчёт нашей научной экспедиции прослушали и посмотрели. Электронный атлас-определитель создали.

– Что теперь можете рассказать о родном крае? (от каждой группы)

Д/з конкурс сочинений «Мой родной край!»

Список литературы

  1. Коваленко Л.И. Окружающий мир 4 класс. Часть 2 // Саратов: Лицей, 2007.
  2. Плешаков А.А. Атлас-определитель. От земли до неба.// М.:Просвещение, 2007.
  3. Ред. Сорокина А.С. Красная книга Тверской области. // Тверь: АНТЭК, 2002.
  4. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. // М.: Эгмонт Россия, 2002.