На протяжении 12 лет я обучаю подростков парикмахерскому искусству. На основе собственных наблюдений за тем, как молодежь одевается, какие делает прически и как выполняет макияж, я сделала вывод, что не все могут правильно создать свой стиль, который во многом влияет и на поведение подростков. Поэтому цель моей работы не только научить правильно, держать ножницы, делать прически, а – воспитать гармонично развитую личность.
Воспитывать – непростое дело: оно требует не только времени и сил, но и знаний. Необходимо знать подростковую психологию, что такое личность, характер, темперамент, эмоции, чувства.
Личность – решающее значение для формирования нравственных свойств личности имеет образ жизни, и конкретные исторические условия.
Систематически подчиняя свое поведение определенным требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность. Зная это, я стараюсь, как только можно вернее дать советы и прошу изменить что-то в поведении обучающихся. Именно советую и прошу, а не приказываю и требую. Ведь для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения была взрослой.
Характер – это социальная «физиономия» личности. Зная постоянные свойства характера конкретного подростка, можно прогнозировать его поступки в конкретных ситуациях.
Знание этих особенностей помогает мне определить в какие моменты обучающегося следует поощрить (похвалить) или наоборот наказать, поругать. Но при этом следует обязательно учитывать особенности темперамента подростка.
Темперамент – это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека.
(холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик)
Знание всех этих особенностей помогает мне определять и задавать тон каждого занятия (веселого, шутливого, серьезного).
При воспитании подростков очень важно учитывать их эмоции и чувства. Ведь они отражают реальные действия только в форме переживания. На развитие эмоций и чувств большое влияние оказывают:
- особенности деятельности
- уровень умственного развития
- уровень и характер эстетического воспитания
Как известно эмоции бывают отрицательные и положительные. Развитие эмоций обуславливается общим формированием личности человека.
Взрослые всегда пытались определить, что миру несет подрастающее поколение, и считают, что оно хуже их собственного. Еще Сократ говорил «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Все эти слова актуальны и в наше время. Мы их нередко слышим от старшего поколения, т.е. это было всегда: «мы лучше, они хуже». Лично я придерживаюсь другого мнения. В каждом поколении присутствуют как отрицательные, так и положительные качества. Я стараюсь разглядеть в каждом подростке только хорошее и положительное, несмотря на его достижения в обучении парикмахерскому искусству. Ведь выполняя один и тот же вид работы, каждый обучающийся ищет свой путь для достижения конечной цели. Один старается сделать работу быстро и не очень аккуратно, другой очень медленно, но тщательно. Все это зависит от темперамента ребенка и характера. Поэтому я останавливаю очень быстрого и подгоняю медленного, но так чтобы это было незаметно как для них самих, так и для других обучающихся, т.е. критика должна быть очень тактичной и не ранящей самолюбие подростка. Иначе он может «ощетиниться» или вообще будет считать себя неспособным и может попросту перестать посещать занятия. Чтобы этого не случилось, я даю понять каждому ребенку, что он мне нужен, что у него все получается, если он еще лучше будет стараться, получится в дальнейшем. Я делаю все возможное, чтобы подросток поверил в свои силы.
За последние два года своей работы я столкнулась с проблемой поведения, межличностных, этнических и гендерных отношений между обучающимися например: когда я делаю замечание кому-то из обучающихся, это же замечание начинают повторять некоторые девочки, но в своем изложении, при этом переходя на личности, на занятии в данной ситуации начинается обсуждение конфликтов, которые возникли намного ранее, в школе, в классе,
Чтобы решить эту проблему, я сначала пробовала просто беседовать со всеми вместе и с некоторыми по отдельности, чтобы выяснить причину негативного отношения друг к другу. Это давало результаты, но не полностью открывало суть проблемы. Поэтому я стала изучать специальную литературу, подбирать тесты и анкеты и затем по результатам тестирования готовила темы для бесед с обучающимися, которые их интересовали и помогали мне сплотить коллектив.
В моем объединении занимаются дети разных национальностей, проблемы в общении с ними у меня, как педагога, и в коллективе обучающихся не возникало, наоборот, прослеживается интерес детей к обычаям, культуре, традициям других народов, гендерные отношения это отношения между полами, в коллективе при проведении занятий присутствие лиц противоположного пола стимулирует проявление лучших качеств: поведения, общения, культуры речи).
Важную роль для объединения коллектива играют практические занятия по парикмахерскому искусству,
психологические тренинги
внеклассные мероприятия проводимые в Доме детского творчества: День здоровья
Новый год
тематические вечера
т.к. при подготовке к ним подростки больше общаются, решают, как сделать чтобы стать лучшими
и конечно дискотеки
Именно в такие моменты подростки раскрывают скрытые в себе таланты, очень важно не упустить это и помочь ребенку реализовать себя. Ведь при реализации своих замыслов и идей подросток саморазвивается, что приводит к самоутверждению и активности в самовоспитании, все это оказывает положительное влияние на процесс воспитания подростка как личности, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы, которых немало в подростковом возрасте.
Личность подростка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, они подобны трем вершинам в своеобразном треугольнике, и, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека.
Список литературы
- Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»
- Д.Б. Эльконин «Психология подростка»
- А.В. Мудрин «О воспитании старшеклассников»
- М.Л. Любавин «Хочешь узнать? Нет проблем»
- И.И. Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования»
- Б.М. Неменский «Мудрость красоты» (о проблемах эстетического воспитания)