Цель: сформировать умение разгадывать ребусы.
Задачи:
- знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;
- знакомство детей со способами зашифровки слов;
- развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;
- воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.
Ход мероприятия.
1. Вступление.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Логики. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом «Математических Ребусов».
- Кто из вас знает, что такое «ребус»?
2. Основная часть.
Ребус - это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать. Появились ребусы очень давно. Само название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв». Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 году. Составил его Этьенн Табуро [Приложение №1, рис.1]. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация».
Чтобы отгадать слово, зашифрованное в ребусе, надо знать несколько правил:
- Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «дорога» можно изобразить, нарисовав ноту «до» и оленьи рога, и поставить между ними знак «+». (показ на доске). [Приложение №1, рис.2]
- Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон», (показ на доске). [Приложение №1, рис.3]
- Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха», (показ на доске). [Приложение №1, рис.4] Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто» (показ на доске). [Приложение №1, рис.5] Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
- Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить букву «л», то получится слово «вол», (показ на доске). [Приложение №1, рис.6]. Слово «наст» можно получить, нарисовав букву «т» поверх «с», (показ на доске). [Приложение №1, рис.7]. А слово «заря» - изобразив букву «я» позади «р». (показ на доске). [Приложение №1, рис.8] Слово «подвиг» можно изобразить, нарисовав под буквами «ви» букву «г» (показ на доске). [Приложение №1, рис.9]. Если нарисовать букву «л», шагающую к букве «о», то получится слово «кол», (показ на доске). А буква «с» удобно прислонившаяся к «п», даст «суп» (показ на доске). Слово «сок» можно получить, изобразив «о» и «к» взявшимися за руки.(показ на доске) Предлог «по» выручит нас, если потребуется зашифровать слово «полк». В таком случае надо нарисовать большую букву «л», а на ней шагающую «к», (показ на доске)
- Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив над «кротом» зачеркнутую букву «к», получим слово «рот» [Приложение №1, рис. 10]
- Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак»[Приложение №1, рис. 11]
- Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук» [Приложение №1, рис.12].
Вот такие правила помогают нам разгадывать ребусы. Но не думайте, что этот процесс такой легкий. Встречаются «хитрые» ребусы, над разгадкой которых приходится немало потрудиться.
А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила, написанные на доске, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.
Самостоятельная, групповая работа учащихся.
- Молодцы, ребята! Понравилось вам разгадывать ребусы? А теперь давайте сделаем так: вы сами превратитесь в шифровальщиков и будите превращать слова в ребусы. Помните о правилах «шифровки» и не забывайте самого главного: рисунки в ребусах должны быть ясными и точными.(учитель диктует слова, а дети их зашифровывают. Потом сравнивают ребусы и оценивают, чей лучше и почему. Затем «шифруют» следующее слово)
Слова: волк, море, старина, овраг, колесо, комната.
3. Итог.
В конце занятия подводится итог: что такое ребус; правила зашифровки слов. Учитель благодарит всех учеников за работу.
Список литературы.
- Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Т.И. Линго. 1998 год.
- Готовые ребусы взяты с сайтов:
- www.scanword.net
- www. solnet.ee