Цели:
- Познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам;
- Расширить кругозор учащихся и общие представления о животных;
- Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к ее изучению;
- Отработка вычислительных навыков.
Оборудование: медиапроектор, карточки для групповой и парной работы, книги о животных, Красная книга Ставропольского края.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поздоровайтесь с ними.
2. Психологический настрой.
– Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
А работать мы будем под девизом: «В единстве наша сила».
А эпиграфом к нашему уроку будут слова Николая Рыленкова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней».
– Улыбнёмся мы друг другу и пожелаем хорошего настроения. Не покидая класса, мы отправимся на экскурсию, но это будет не просто прогулка, а математическая. А для этого выполним математический диктант.
3. Математический диктант.
- Увеличьте 31 на 8. (39 – С)
- Первый множитель 7, второй – 9.Чему равно произведение? (63 – Ж)
- Какое число меньше 72 на 50? (22 – А)
- Увеличь 44 на 16. (60 – У)
- Чему равна разность чисел 28 и 14? (14 – Р)
- Из 86 вычти 6 единиц. (80 – Д)
- На сколько 58 больше, чем число 10? (48 – С)
- Запиши наибольшее двузначное число. (99 – А)
- Увеличь 50 в 2 раза. (100 – Й).
А) Проверим правильность выполнения задания (сверка со слайдом)
39, 63, 22, 60, 14, 80, 48, 99, 100.
Б) Расположи эти числа в порядке возрастания, и расшифруйте закодированное слово. Ведь у каждого значения выражения имеется своя буква.
14, 22, 39, 48, 60, 63, 80, 99, 100.
– Что за слово получилось?
Рассуждай
– Что оно означает? Воспользуемся толковым словарем Ожегова. (Информационный поиск)
Рассуждать – мыслить, строить умозаключения, последовательно излагать свои суждения о чём-нибудь, обсуждать, вести беседу на разные темы.
Учитель: И на сегодняшнем необычном интегрированном уроке по окружающему миру и математике мы с вами действительно будем много рассуждать, и говорить на разные темы.
– Для того чтобы узнать тему урока, необходимо разгадать кроссворд работаем в группах. На партах у вас лежат карточки с заданием и кроссворд.
(Работа в группах)
– Разгадайте кроссворд и узнайте сквозное слово.
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
- Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.
- Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают лёгкие пушинки.
- На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.
- Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
Беседа с учащимися:
- Что обозначают слова кроссворда? (растения)
- Какое слово получилось в выделенной строке? (животные)
- Это и тема нашего сегодняшнего урока.
- На уроке мы рассмотрим классификацию животных и их групповые признаки.
Тема сегодняшнего урока «Разнообразие животных и отработка вычислительных навыков».
Цель – слайд
4. Введение в тему урока.
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель: Животный мир очень разнообразен. Животных сходных по строению, ученые объединяют в группы. Таких групп много. О некоторых из них ты уже знаешь.
– Какие группы животных по месту их обитания вы знаете? Посмотрим иллюстрацию на слайде. (Дикие и домашние).
– Назовите общие признаки всех животных? (Дышат, едят, развиваются, двигаются, размножаются и умирают).
Задание 1. Найди закономерность и раздели данных животных на 2 группы: белка, черепаха, медведь, заяц, кролик, лягушка, корова, медведь, лиса. Надо выбрать сначала домашних, а затем диких. (Таблички на доске).
Задание 2. Вычисли правильно и точно по схеме числовые выражения, и мы узнаем, как называется наука о животных. 11.4, 13, 8, 10, 16, 9. Зоология.
Наука о животных называется зоология.
Учитель: На земле обитает несколько миллионов видов животных, и ученые постоянно открывают всё новые виды. Каждое животное уникально, но есть общие черты, которые отличают существо, принадлежащее царству животных от остальных представителей. Великий древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель впервые попытался разделить царство животных на группы, у него их получилось 2. Ученые зоологи делят царство животных на большое число групп. (Слайд)
5. Изучение нового материала.
Учитель: А сейчас ,давайте поближе познакомимся с каждым видом животных.
Выступления учеников. (Сообщения о животных заранее подготовленными детьми – по каждой группе).
1 группа. Рыбы.
Ученик: В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы. Для них родной дом-вода. Чешуя нужна для защиты от механических повреждений. Голова. туловище, хвост вытянутой формы, тело покрыто твердой и прочной чешуей. одним концом чешуя глубоко сидит в коже, а свободным концом плотно налегает друг на друга. У рыбы нет шеи. Рыба плавает очень быстро, ей приходится вклиниваться в толщу воды, поэтому голова прочно соединяется, не образуя шеи. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Конечности рыб-плавники. Органы дыхания – жабры. Размножаются он, вымётывая икру.
2 группа. Пресмыкающиеся.
Учитель: Узнайте, о ком идёт речь?
По пескам весь день брожу я,
Побывал в жару везде.
Хоть похож на крокодила,
Но живу я не в воде. (Варан)
Ученик: Варан, ящерицы и черепахи, змеи и крокодилы, а также давно вымершие, но очень популярные динозавры- всё эти своеобразные и замечательные существа представляют один класс животных. Которые называются пресмыкающиеся. Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Все эти животные без ног или с ногами- пресмыкаются, ползают. Поэтому так и называются. Нередко их зовут ещё рептилиями. В теле пресмыкающихся выделяют голову, шею, туловище, хвост, 4 конечности. Органы дыхания- лёгкие. Кожа не голая, а покрыта чешуей. Температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому они любят греться на солнце, и распространены в основном в теплых странах. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или скорлупой, но не высиживают и детёнышей не выкармливают.
(Показать чучело).
6. Физкультминутка
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
Учитель. Имитируйте полёт птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто, то другой, – хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
– Что неправильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
У: Что неправильно?
Д: Мухи и комары – это не птицы.
7. Инсценировка детьми отрывка из произведения "Муха-Цокотуха"
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!”
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла. . .
“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
У: Кто был в гостях у Мухи?
Д: Перечисляют гостей.
У: Почему муха не пригласила Зайца, Аиста или Медведя?
Д: Заяц, аист и медведь – это не насекомые.
Просмотр видеозаписи о насекомых.
3 группа. Насекомые.
Ученик: Самая многочисленная группа на земле, насекомые. Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног. Брюшко насекомых – на нем полоски, это насечки. Так почему этих животных назвали насекомыми? Название произошло от слова насечки. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые – самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле. Покровы покрыты специальным веществом, которое придаёт им прочность. Размножаются насекомые, откладывая яйца.
4 группа. Земноводные.
Ученик: Земноводные – животные, которые могут жить и на суше, и в воде. Земноводные – самый малочисленный класс позвоночных животных. Всего насчитывают менее пяти тысяч видов земноводных. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны и саламандры. Все они, так или иначе, связаны с водой. Не случайно земноводных называют амфибиями, то есть животными, способными обитать и на суше, и в воде. Но земноводные не могут жить в засушливых районах. Их размножение всегда связано с водой, куда они откладывают свои икринки. У личинок земноводных есть наружные жабры, которые свидетельствуют об их родстве с рыбами. Некоторые земноводные всю взрослую жизнь проводят на суше. В их теле различают голову, туловище и 4 ноги. Некоторые земноводные имеют хвост. У земноводных голая, часто влажная кожа. Органы дыхания- лёгкие и кожа. Все земноводные размножаются в воде, вымётывая икру. Температура этих животных зависит от температуры окружающей среды.
5 группа. Предметом следующего нашего исследования- птицы.
Ученик: Птицы – животные, приспособленные к полету. В их теле выделяют голову, шею, туловище, хвост. На голове у птиц расположен клюв. Передние конечности-крылья, задние – ноги. Органы дыхания – лёгкие. Тело покрыто перьями. Птицы откладывают яйца. Температура птиц постоянна, она не зависит от температуры окружающей среды.
6 группа. Доскажи словечко.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется медведь.
Учитель: Медведь, олень, белка, заяц, тигр, морж, слон относятся к группе млекопитающих. Слайд.
Ученик: Отличительная особенность этой группы состоит в том, что животные, которые рождают живых детенышей, выкармливают их молоком. Только этот вид животных производит молоко. Тело млекопитающих имеет голову, шею, туловище, хвост и 4 ноги. Только у них есть наружное ухо – ушная раковина. Органы дыхания – лёгкие. Тело большинства млекопитающих покрыто волосами – шерстью. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных. Температура тела постоянна – примерно +37 градусов.
8. Закрепление изученных знаний.
Слайд-таблица. (работа в парах).
Практическое задание: Работаем парами, при помощи полученных знаний проверь правильность выполнения таблицы. Найди правильный ответ для каждой группы животных.
9. Беседа по организации защиты растительного и животного мира.
Учитель. Более подробно о жизни, привычках повадках, питании, и размножении этих животных Вы можете познакомиться в энциклопедиях и детских журналах «Тошка». Ведь все мы помним о том «Что книга- источник Мудрости». Слайд.
– А где же мы можем видеть животных, наблюдать за ними? (На улице, По ТВ, в Зоопарке).
– А зачем нужны зоопарки? (В нём собраны различные животные, которые живут в нашей стране и за рубежом).
– А как же нужно себя вести в зоопарке? Слайд.
К сожалению, многих животных мы можем видеть только в Зоопарке, заповеднике потому что человек не всегда бережно относился к ним. Чтобы каждый житель на Земле знал, каких животных нам необходимо особенно охранять ведётся Красная книга. В неё заносят редкие и исчезающие виды животных. Так почему же книгу назвали Красной? А не жёлтой, зелёной? Красный цвет-это внимание, стопкак на светофореКрасная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Не губите растения, не убивайте животных, так написано в Конституции Российской Федерации статья 58 гласит :
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».
– А как мы можем помочь животным? (Построить кормушки, скворечники, подкармливать бездомных животных, оказывать нуждающимся медицинскую помощь). Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений – конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Всемирный фонд дикой природы. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».
Чтение стихотворения заранее подготовленным ребёнком. Б. Заходер «Про всех на свете»
10. Рефлексия.
11. Задание на дом.
Разноуровневые задания с обратной стороны кроссворда, учащиеся используют энциклопедию о животных.
12. Итог урока.
– Возможно, знания, полученные Вами на уроке, помогут приблизиться к пониманию живого языка природы, и Вы скажете: «Мир прекрасен!»