Программа элективного курса "Швейная мастерская на дому" для 8–9-х классов

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Актуальность введения данного курса определяется социальными особенностями сегодняшнего дня. В современных условиях многие семьи испытывают существенные материальные затруднения при ведении домашнего хозяйства. Больших затрат требует оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, содержание школьников-подростков. Если в семье есть ещё и новорождённый, то расходы возрастают ещё больше – на медицинские услуги, специальный детский игровой инвентарь, бельё, одежду и т.д. Поэтому приходится искать пути экономии, использовать уже имеющиеся навыки или приобретать новые.

Одним из вариантов экономии материальных средств в семье является использование швейных навыков для изготовления постельного белья, а также белья и одежды для детей.

В 8-9-х классах будет актуальным введение курса, основанного на разделе программы ОО Технологии «Работа с тканью» – изготовление швейного изделия с изменением объекта работы (вместо изделий, выполненных по своим меркам – изделия для дома, для малышей).

Ученицам предоставляется возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе объектов работы и их изготовлении, а также использовать метод проекта.

Динамика интереса к курсу будет проявляться в процессе практической деятельности, где учащиеся смогут проявить своё творчество и опыт, приобретённый на ранних ступенях обучения.

Итогом работы учащихся по курсу может быть выставка или презентация своих изделий.

Необходимо нацеливать детей на выбор еще одного курса («Экономика», «Домашняя экономика», «Менеджмент» и т.п.), который поможет им в случае возможного изготовления изделий подобного рода в коммерческих целях.

Программа рассчитана на 20 часов, но может быть увеличена до 36 часов за счет тренировочных, практических занятий и дополнительных объектов работы (см. приложение 2 ).

В практической части курса использованы материалы из альбома «Технология пошива одежды» для 6­7-х классов автора Т.В. Хилько.

Основной целью данного курса является создание условий учащимся для совершенствования швейных навыков, использования имеющегося опыта в изготовлении швейных изделий для дома.

Учащиеся должны знать:

  • классификацию одежды вообще и детской одежды в частности;
  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям;
  • назначения, конструкции, технологии выполнения и графические обозначения швов: стачных и краевых (окантовочного, вподгибку с закрытым срезом), технологическую последовательность обработки горловины косой бейкой, кружевом;
  • экономную раскладку выкройки на ткани, технологическую последовательность раскроя ткани, способы отделки и влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
  • правила расчёта стоимости готового детского изделия;
  • правила ухода за детскими изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять машинные швы: стачные, краевые (окантовочный, вподгибку с закрытым срезом);
  • обрабатывать горловину окантовочным швом, обрабатывать низ рукавов и нижний срез распашонок швом вподгибку с закрытым срезом;
  • выполнять раскрой ткани с учётом направления рисунка;
  • заготавливать косые обтачки и обрабатывать ими горловину и край чепчика;
  • производить влажно-тепловую обработку готового изделия;
  • производить расчёт стоимости готовых изделий для новорождённых.

Учащиеся должны понимать:

  • социальную значимость приобретаемых знаний, умений и навыков;
  • пути реализации полученных образовательных результатов;
  • необходимость проявления инициативы и творчества, мобилизации знаний и опыта для получения желаемого результата.

Тематическое планирование

Количество часов
Теория Практика Всего
Тема 1. Вводное занятие. Планирование работы
2 2
Тема 2. Экономический аспект в изготовлении детского белья
1 1 2
Тема 3. Изготовление выкроек для распашонок
1 1 2
Тема 4. Изготовление распашонок
2 2
Тема 5. Отделка изделия
2  2
Тема 6. Изготовление чепчика
1 1 2
Тема 7. Раскрой и изготовление пеленки и распашонки из фланели
2 2
Тема 8. Уход за детским бельем
1 1  
Тема 9. Постельное белье. Виды постельного белья
1 1 2
Тема 10. Изготовление образца пододеяльника и наволочек
2 2
Итого:
7 13 20

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Особенности одежды и белья новорождённых русского крестьянства 18–19 веков. Санитарно-гигиенические требования при уходе за новорождёнными. Рекомендуемое количество белья для новорождённых: распашонки, чепчики, пелёнки. Соотношение возраста ребёнка и размера изделий.
  2. Экономический аспект в изготовлении белья. Анализ материальных затрат при покупке и изготовлении в домашних условиях детского белья. Экономия средств семейного бюджета. Экскурсия в магазин или самостоятельное посещение магазина и запись цен на швейные изделия. Знакомство с видами, моделями детской одежды по журналам мод и другим справочным источникам.
  3. Изготовление выкроек для распашонок. Особенности изготовления детского белья. Швы, применяемые для детских изделий – наружный шов, двойной шов, шов вподгибку, окантовочный шов. Ткани, применяемые для одежды новорождённых. Расчёт количества ткани на 1 изделие и его стоимости.
  4. Изготовление распашонок. Экономичная раскладка выкройки на ткани. Раскрой, скалывание, смётывание, стачивание деталей распашонки. Обработка горловины косой бейкой окантовочным швом. Обработка рукавов и низа изделия швом вподгибку с закрытым срезом.
  5. Отделка изделия. Значение влажно-тепловой обработки. Варианты отделки изделия – вышивка, кружева, декоративная строчка. Использование ткани для отделки и ниток из натуральных волокон.
  6. Изготовление чепчика. Виды чепчиков для новорождённых. Изготовление выкроек чепчиков. Выкраивание косой бейки для обработки переднего края чепчика и завязок. Раскрой и пошив чепчиков.
  7. Раскрой и изготовление пелёнки и распашонки из фланели. Распашонки из фланели для холодного времени года. Обработка застёжки, пришивание пуговиц. Расчёт количества ткани для одного изделия. Размер пелёнок и способы их обработки.
  8. Уход за детским бельём. Гигиенические требования к детскому белью. Выбор моющих средств для стирки детского белья. Определение качества готовых изделий. Варианты использования отходов от раскроя детского белья для лоскутных изделий. Выставка готовых изделий. Оформление фотоматериалов о выставке.
  9. Постельное бельё. Виды постельного белья. Русские национальные традиции в изготовлении постельного белья. Процесс изготовления домотканых материалов. Ткани для постельного белья – бязь, ситец, лён. Размеры постельного белья в зависимости от постельных принадлежностей – одеяло, подушка. Расчёт количества ткани и стоимости на один комплект постельного белья в сравнении с рыночной стоимостью. Раскрой наволочек и их изготовление.
  10. Изготовление образца пододеяльника. Виды и расположение отверстий в пододеяльнике для входа одеяла. Способы их обработки. Изготовление образца обработки отверстия окантовочным швом косой бейкой. Подведение итогов работы по курсу.

Детские рубашечки

Детские рубашечки, как правило, изготовляют из одной детали кроя. Допускается делать шов по линии сгиба на плече и по средней линии переда.

Последовательность пошива:

  1. Раскроить ткань по лекалам, соблюдая направление долевой нити.
  2. Оверлоком или «зигзагом» обработать нижние срезы и срезы рукава.
  3. Окантовать разрез или обтачать его отделочной тесьмой.
  4. Настрочить тесьму согласно фасону.
  5. Окантовать горловину, спрятав под окантовку концы тесьмы и оставив 25 см канта на завязки.
  6. Стачать швы рубашечки по лицевой стороне и обработать их оверлоком или «зигзагом».

Комплекты для новорожденного
Комплект из байки светлых тонов состоит из распашонки, чепчика и пеленки 90х120 см (рис. 1). Срезы пеленки и распашонки обработаны оверлоком. Горловина распашонки и срезы чепчика оформлены кантом, переходящим в завязки. Особенность обработки показана на рис. 2–7.  Вопросы и задания:
  • Сделайте лекала для раскроя .
  • Раскроите изделия.
  • Рассчитайте максимальный расход ткани. Как выгоднее кроить: один комплект или несколько сразу?
Сшейте изделия, входящие в комплекты.

Ползунки

Ползунки бывают различной конструкции, с разнообразными застежками, завязками, отделочными элементами. Здесь представлены наиболее типичные по конструкции ползунки, цельнокроеные двух- и четырехшовные, на завязках и на пуговицах (рис. 1, 4).

Обработка этого вида изделий однообразна в ряде операций (рис. 2, 8, 9).

Нарядный комплект для новорожденного

Рекомендации по пошиву постельного белья

Постельное бельё всегда пользуется спросом, поэтому его необходимо научиться изготавливать на занятиях технологии или при прохождении элективных курсов, организованных на базе кабинета трудового обучения. Учащиеся закрепляют в ходе занятий знания, совершенствуют навыки по пошиву бельевых изделий. Начинать пошив постельного белья лучше с детского комплекта или с образцов отдельных узлов пододеяльника, наволочки и простыни. Для этого подходят хлопчатобумажные ткани: бязь, ситец, сатин, лён. Они гигиеничны, гигроскопичны, прочны и соответствуют требованиям, предъявляемым к детскому белью и к постельному белью в целом.

Учащимся сообщается, что в отличие от индивидуального пошива, при массовом производстве ткань не декатируют, а при необходимости утюжат. Обрабатывают в простыне только поперечные срезы швом вподгибку с закрытым срезом, делая закрепки в начале и в конце строчки.

Наволочки бывают следующих видов: с клапанами, на пуговицах и на завязках. Размеры тоже бывают разные в зависимости от размера подушки. Самые распространённые:

60х60, 65х65 и 70х70 см. Расход ткани на наволочки зависит от её ширины. Калькуляцию расхода ткани учащиеся выполняют с помощью учителя и записывают, чтобы использовать в дальнейшей работе. Боковые срезы наволочек обрабатываются двойным швом или обмётываются швом «зиг-заг».

Пододеяльники тоже отличаются друг от друга размерами: 1,5 спальный имеет размеры 220х150 см, 2-х спальный имеет размеры 220х175 см. Обработку пододеяльника начинают с обработки отверстия посередине. Оно бывает различных форм: квадратное, ромбовидное, круглое, овальное и фигурное. Раскрой и обработка квадратного отверстия следующие:. одно из полотнищ ткани сгибают в долевом, а затем в поперечном направлениях и откладывают по сгибам ткани по 22 см. Полученные точки соединяют прямой линией, по которой разрезают ткань. Выпад ткани используют для обтачки. Её размечают параллельно срезу ткани шириной 6 см, затем еще проводят параллельную линию на расстоянии 6 см от первой и разрезают. Полученные таким образом полоски ткани стачивают швом шириной 5–7 мм, швы разутюживают. При сборке обтачки следят за тем, чтобы её внутренний периметр соответствовал периметру отверстия пододеяльника. Обтачкой можно обрабатывать рамку как на изнаночную, так и на лицевую сторону пододеяльника. Круглое или овальное отверстия пододеяльника можно обрабатывать подкройной обтачкой, выкраивая её также из выпада ткани. Для украшения под неё укладывают кружево или обрабатывают отверстия окантовочной полоской, которую выкраивают по косой нити из основной или отделочной ткани необходимой длины шириной 25–30 мм. Можно украсить пододеяльник двойной окантовочной полоской. Её выкраивают по косой нити желаемой длины из основной или отделочной ткани шириной 40 мм.

Дальнейшая обработка пододеяльника заключается в соединении боковых и поперечных срезов изделия, причём соединение идёт сначала с лицевой, а затем с изнаночной стороны. Пододеяльник выворачивают на лицевую сторону, утюжат и складывают.

В процессе изготовления постельного белья школьницы не только приобретают профессиональные навыки, но и на практике знакомятся с такими понятиями, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции и пр., учатся составлять калькуляцию на изделия.

Список литературы:

  1. Барашкова В.И., Скобочкина Ю.В. Бытописание земли новгородской. Обнинск: Духовное просвещение, 2001.
  2. Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Минск, 2000.
  3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Под ред. А.Ф. Ахабадзе, А.Л. Грекуловой, К.В. Жукова и др. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  4. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. М.: РИПОЛ классик, 2000.
  5. Техника шитья лоскутных аппликаций / Авт.-сост. Сидоренко В.И. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  6. Журналы «Школа и производство.