Цель урока:
- обобщить теоретические знания по теме: «Производная. Геометрический смысл производной»;
- рассмотреть решение задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности;
- организовать работу учащихся по указанной теме на уровне соответствующем уровню уже сформированных у них знаний.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Примеры и задания (pdf)
В данной работе мною рассмотрены все возможные виды заданий с использованием графика производной, что были предложены в работах ЕГЭ, начиная с 2003 года по настоящее время.
Все задачи я разделил на несколько типов, связанных общим вопросом.
- Задачи на нахождение длины промежутка возрастания – убывания функции.
- Задачи на нахождение точек максимума – минимума, числа таких точек.
- Задачи на нахождение наибольшего – наименьшего значения функции на промежутке.
- Задачи, связанные с угловым коэффициентом касательной.
- Различные задачи на использование графика производной.
Ход урока.
I этап урока – организационный (1 мин.) Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.
II этап урока – повторение теоретического материала по теме «Производная. Геометрический смысл производной». (7 мин.)
III этап урока – разбор решения задач (вначале указывается теоретический материал по данному вопросу) с последующим самостоятельным решением подобных упражнений.
IV этап урока – самостоятельная работа.
Примеры решения и оформления типовых заданий ЕГЭ:
1. Найдите длину промежутка возрастания – убывания функции:
Теоретический материал:
Теорема 1. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f `(х)≥0 (причём равенство f `(х)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция y = f(x) возрастает на промежутке Х.
Теорема 2. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f `(х)≤ 0 (причём равенство f `(х)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция y = f(x) убывает на промежутке Х.
<Пример 1>
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 1> Ответ: 6
2. Найдите число точек экстремума:
Теоретический материал:
Для удобства условимся, внутренние точки области определения функции, в которых производная функции равна нулю, называть стационарными, а внутренние точки области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует, - критическими.
Теорема (достаточные условия экстремума).
Пусть функция y = f(x) непрерывна на промежутке Х и имеет внутри промежутка стационарную или критическую точку х = . Тогда:
а) если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х < выполняется неравенство f `(x)<0, а при х >выполняется неравенство f `(x)>0, то х = – точка минимума функции y = f(x);
б) если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х < выполняется неравенство f `(x)>0, а при х >выполняется неравенство f `(x)<0, то х = – точка максимума функции y = f(x);
в) если у этой точки существует такая окрестность, что в ней и слева, и справа от точки знаки производной одинаковы, то в точке экстремумов нет.
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 2> Ответ: 2
<Рисунок 3> Ответ: 5
<Рисунок 3> Ответ: – 2
3. Найдите наибольшее – наименьшее значение функции на промежутке:
Теоретический материал:
- Если функция непрерывна на отрезке, то она достигает на нём и своего наибольшего и своего наименьшего значений.
- Наибольшего и наименьшего значений непрерывная функция может достигать на концах отрезка, так и внутри него.
- Если наибольшее (или наименьшее) значение достигается внутри отрезка, то только в стационарной или критической точке.
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 5> Ответ: – 5
4.1. Найдите угловой коэффициент касательной, значение производной в точке касания:
Теоретический материал:
Исходя из геометрического смысла производной, если к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой х = а можно провести касательную, непараллельную оси у, то f `(а) выражает угловой коэффициент касательной и поскольку k = tg, то верно равенство: f `(а) = k = tg.
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 6> Ответ: 1,5
<Рисунок 7> Ответ: – 1
4.2. Найдите наибольшее – наименьшее значение углового коэффициента касательной:
4.3. Касательные параллельны некоторой прямой, найдите количество точек касания:
Теоретический материал:
Две прямые заданные уравнениями
и будут параллельны, если и .
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 8> Ответ: 1
<Рисунок 9> Ответ: 2
<Рисунок 10> Ответ: 3
5. Различные задачи на использование графика производной:
Задания для самостоятельного решения:
<Рисунок 11> Ответ: 1) 3
Самостоятельная работа. Вариант 1.
<Задача 1.1> Ответ: 3
<Задача 2.1> Ответ: 2
<Задача 3.1> Ответ: – 6
<Задача 4.1> Ответ: 2,5
<Задача 5.1> Ответ: 4
<Задача 6.1> Ответ: 2
<Задача 7.1> Ответ: 3) – 10
Самостоятельная работа. Вариант 2.
<Задача 1.2> Ответ: – 6
<Задача 2.2> Ответ: 1
<Задача 3.2> Ответ: 3
<Задача 4.2> Ответ: 4
<Задача 5.2> Ответ: 4
<Задача 6.2> Ответ: 2
<Задача 7.2> Ответ: 1) 2
Литература:
- Материалы ЕГЭ 2003 – 2009 годов, издательства «Экзамен», «Просвещение», «Эксмо».
- «Алгебра и начала анализа. Учебник 10-11 классы», А.Г. Мордкович, Мнемозина, Москва, 2005.
- «Алгебра и начала анализа 10-11.», А.Н.Колмогоров и др., «Просвещение», Москва, 2008.
- «Тематические тесты. Математика ЕГЭ – 2009», под редакцией Ф.Ф.Лысенко, «Легион», Ростов-на-Дону, 2008.
- «ЕГЭ-2009 Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», «Интеллект-Центр», Москва, 2009.