На доске:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А. С. Пушкин.
Доска оформлена портретами А.С. Пушкина.
Выставка рисунков к сказкам А.С. Пушкина.
Выставка книг с произведениями А.С. Пушкина.
В классе звучит музыка песни: “Однозвучно гремит колокольчик”.
I Вступление.
Учитель читает стихотворение А. Плещеева
“Памяти Пушкина”
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменила
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской
Средь лжи, кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит на светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает:
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной.
II. БЕСЕДА О ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПОЭТА
Сегодня наш урок посвящен А.С. Пушкину. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.
Детство: А начиналось все так же, как и у всех. Летним днем 6 июня 1799 года, в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын которого назвали Александром. Мальчик рос толстоватым, малоподвижным и его дядюшка поэт Василий Львович, говаривал: “Экой ленивец”.
Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна – мать поэта, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе своего любимца:
- Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, легкую. Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… и в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван Царевич. (Позднее поэт вспоминает:
- Ах! Умолчу ль о мамушке моей
- Когда в чепце, в старинном одеянье,
- С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет.
Но наступало утро. Утрами француз-гувернер занимался с мальчиком, беседовал с ним по-французски. Ребенок все выполнял, правда, с ленцой и скукой.
Но как только дом наполняли знакомые писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал, читал.
Шли годы. Александр стал крепким, подвижным и уже не давался домашним обидчикам. Как-то новый гувернёр, тоже француз, но злой и заносчивый, за обедом пожаловался на мсье Александра родителям: вместо серьёзных наук его голову забивают какие-то стишки! С издёвкой принялся читать найденные у мальчика стихи. Пушкин возмутился, выхватил у него листы, бросился в свою комнату. Пушкин отстоял свои стихи и французу пришлось отступить.
Одиннадцати лет Александра отправили с дядюшкой на учение в Петербург, в Царскосельский лицей. Быстро побежала дорога в Петербург среди лесов и полей. И маленький Александр мрачнел. Он уже ненавидел эти бичи, рабство и полученные наказания в детстве.
ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ
Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в лицей. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался в Царское Село.
Кажется почему-то, что Пушкин от рождения был таким, как на портретах – в сюртуке, с бакенбардами, автором сказок, стихов, поэм и романов.
О богатырях он услышал от няни. Та самая Арина Родионовна, о которой Пушкин потом напишет: “Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…” оказалась талантливым человеком. Она говорила – то по особенному: с приговорками, прибаутками. Когда Пушкин в Михайловском начинает писать свои сказки, со слов няни, то в его стихах появляются те слова, деревенские словечки, которым его не могли научить профессора и гувернёры. Со слов няни Пушкин пишет “ Сказку о царе Салтане ”, “ Сказку о рыбаке и рыбке” и другие.
Пушкин начал писать на французском языке и если бы ни бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, то стал бы Пушкин русским поэтом?! Вот мы и узнали небольшую историю из жизни А.С.Пушкина.
III. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ, СКАЗОК А.С.ПУШКИНА
- Ребята, а кто знает стихи А.С.Пушкина?
( дети читают стихи)
Пушкин очень любил природу и писал ещё в детстве стихи о природе. В стихах о природе он отражал все четыре времени года. Будучи ребёнком, он часто гулял по холмам в селе Захарово, около пруда и сочинял стихи. У него не было с собой бумаги, и он часто записывал на берёзовой коре свои стихи.
Не чуждо поэту было и историческое прошлое его народа, ион, под влиянием летописей создаёт свою “ Песнь о вещем Олеге” в которой отражает яркую картину Древней Руси:
- Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
Стихи Пушкина все очень хороши. И хочется пожелать чтобы вы вдумчиво и внимательно их читали.
Нет сомненья в том, что чувства с годами будут возрастать и наш родной Пушкин всегда будет с нами всю нашу жизнь.
IV. ВИКТОРИНА.
А сейчас мы проведём небольшую викторину по сказкам А.С.Пушкина.
- Назовите мне сказки А.С.Пушкина?
- Из каких сказок строки?
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.Пошёл он к своей землянке
А землянки нет уж и следа.
Перед ним изба со светёлкой
С кирпичною, белёною трубою.
- Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.* Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженье
Нет Дадону донесенья.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
- Вот пошёл он к синему морю,
Видит,- море слегка разыгралось.
… Пошёл, сел у берега моря;
Там он ста верёвку крутить
Да конец её в море мочить.Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.Чуть опасность, где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке повернётся
И кричит: “ Кири – ку–ку!
Царствуй, лёжа на боку!”.
- Кто был сторожем у царя Дадона?
С чем любила разговаривать царица в своей светлице?
Кто и в какой сказке много хотел, но ничего не получил?
Чем Балда хотел морщить море?
Молодцы! Хорошо знаете сказки А.С.Пушкина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мне хочется зачитать строки из стихотворения А.С.Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен_
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастье, куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество на Царское Село!
Звучит музыка.