В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно-образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Достичь желаемого возможно, применяя современные технологии обучения, такие как, например, модульное обучение.
Один из элементов модульного обучения – модульный урок. Обычно состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока можно использовать следующие элементы:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составления модуля данного урока.
Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.
- УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий.
Перед завершающим контролем учитель делает обобщение, напоминает обучающимся о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы подгрупп, класса в целом. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.
В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу. Оценка осуществляется как бы в трёх измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Этот завершающий этап работы называется рефлексией.
Ученические самооценки и суждения дают возможность учителю определить выбор форм работы, о доступность предлагаемых заданий, о способы достижения поставленных целей.
Модульный урок по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.).
Учебный элемент (УЭ-0)
В результате работы ты должен узнать:
- каким человеком был император Николай I, как проходило укрепление государственного управления в правление Николая I, как и почему проходили попытки решения крестьянского вопроса, какими методами государство боролось с революционными настроениями в стране;
- каковы предпосылки промышленного переворота в Российской империи начала XIX в.;
- какие изменения произошли в развитии сельскохозяйственной сферы, финансов и торговли.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь:
- анализировать исторические факты;
- определять исторические даты на основании известной информации;
- работать с исторической картой;
- обобщать материал и делать выводы;
- составлять тесты;
- работать по тексту учебника, составлять вопросы;
- работать в группах;
- подготавливать устное выступление в виде докладов;
- оценивать ответ товарища;
- отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы:
- Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX в. – М.: Дрофа, 2007.
- Выступление Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года.
- Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда”.
- Карта “Экономическое развитие в середине XIX в.”.
- Раздаточный материал с заданиями.
- Рабочая тетрадь.
Учебный элемент - 1 (УЭ-1)
Император Николай I. Укрепление государственного аппарата. Усиление борьбы с революционными движениями. Дворянство и крестьянский вопрос.
- Прослушайте доклад обучающегося “Николай I”, воспользуйтесь информацией, представленной в учебнике (& 8, страница 60-61). Ответьте на вопрос: какие качества личности императора вас привлекают, какие отталкивают? Почему?
- Используя материал учебника, составьте 5 вопросов к тексту (страница 61-62), которые начинались бы со слов “кто” и “как”.
- Работа в паре. Познакомьте товарища со своими вопросами. Попытайтесь ответить на вопросы товарища.
- Прочитайте пункт учебника (страница 65-66), обратитесь к раздаточному материалу с заданием.
О чем идет речь?
“Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”. Из записок А. Х. Бенкендорфа.
5. Работа в группах.
1 группа. Познакомьтесь с материалом учебника (страница 63). Сделайте вывод: как изменилось положение дворянского сословия в начале правления Николая I.
2 группа. Ознакомьтесь с документом (Выступление Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года). Ответьте на вопрос: почему император считал, что отмена крепостного права стала бы “посягательством на общественное спокойствие”?
Учебный элемент – 2 (УЭ-2)
Предпосылки и начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансы и торговля. Города.
- Прочитайте пункт учебника (страница 68-70). Выберите верные утверждения.
- Работа в парах (по диагонали). Используя материал учебника (страница 70-72) и документ (Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда), составьте два теста из 3 вопросов относительно развития помещичьего и крестьянского хозяйств.
- Используя карту “Экономическое развитие в середине XIX века”, подготовьтесь к работе с картой у доски по вопросам:
- территории, где господствовала барщинная система;
- территории, где преобладала оброчная система;
- районы, где крепостное право было отменено в первой четверти XIX века;
- районы, где помещичье хозяйство не имело большого значения.
- Используя материал учебника (страница 75) и карту, приготовьтесь показать по карте крупнейшие промышленные центры Российской империи середины XIX века.
- Сделайте вывод об экономическом развитии Российской империи в середине XIX века.
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности:
1) более ранние сроки, чем в Западной Европе
2) начался в условиях феодально-крепостнической системы
3) начался в металлургической отрасли производства
4) основные классы уже были сформированы
5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.
Учебный элемент – 3 (УЭ-3)
Проверка выполнения всех заданий. Обобщение и контроль усвоения учебного материала.
- Решите тест (индивидуальное задание).
Выберите один правильный ответ.
1. Годы правления Николая I (1 балл):
2. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством (1 балл):
- М. М. Сперанского;
- П. Д. Киселева;
- А. А. Аракчеева.
3. С 1828 г. в высшие и средние учебные заведения могли принимать (1 балл):
1) всех желающих способных детей;
2) из разных сословий за плату;
3) детей дворян и чиновников;
4) только дворянских детей.
4. В первой половине XIX в. в России господствовал экономический уклад (1 балл):
1) феодально-крепостнический;
2) мелкотоварный (ремесленный);
3) капиталистический;
4) кустарный.
2. Выберите верные утверждения.
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности (2 балла):
1) более ранние сроки, чем в Западной Европе;
2) начался в условиях феодально-крепостнической системы;
3) начался в металлургической отрасли производства;
4) основные классы уже были сформированы;
5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.
3. О чем идет речь? (3 балла)
“Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”.
Итого в сумме получается 9 баллов. Оценка “3” выставляется за воспроизведение информации первого уровня (задания № 1-4). Оценка “4” выставляется за правильное выполнение информации первого и второго уровней (задания № 1-5). Оценка “5” выставляется за правильное выполнение всего тестового задания.
Учебный элемент – 4 (УЭ-4)
Анализ выполнения тестовой работы. Самооценка и рефлексия.
- Анализ выполнения тестовой работы. Выявление типичных ошибок.
- Продолжите заполнение таблицы.
- Рефлексия.
- Как я усвоил материал? (“дело”)
Дата урока |
Изучаемый § |
Выполнение д/з |
Творческое задание |
самооценка |
Устный ответ |
Тест |
Работа с картой |
- Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
- Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
- Мало, что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
- Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? (“Я”)
- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
- Допустил ошибки – 7-8 баллов.
- Не справился – 4-6 баллов.
- Как работала группа, учебная пара? (“мы”)
- Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
- Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
- Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.
Литература
- Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XIX век. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Дрофа, 2007. – С. 60 – 76.
- Журавлева, О. Н. Тесты по истории России XIX века [Текст] / О. Н. Журавлева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 137 с.
- Модульное обучение: опыт, перспективы [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. – 203 с.
- Сенновский, И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Б. Сенновский // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 37-41. 8