Модульное обучение на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно-образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Достичь желаемого возможно, применяя современные технологии обучения, такие как, например, модульное обучение.

Один из элементов модульного обучения – модульный урок. Обычно состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока можно использовать следующие элементы:

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составления модуля данного урока.

Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.

  • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
  • УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
  • УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
  • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.

Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий.

Перед завершающим контролем учитель делает обобщение, напоминает обучающимся о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы подгрупп, класса в целом. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу. Оценка осуществляется как бы в трёх измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Этот завершающий этап работы называется рефлексией.

Ученические самооценки и суждения дают возможность учителю определить выбор форм работы, о доступность предлагаемых заданий, о способы достижения поставленных целей.

Модульный урок по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.).

Учебный элемент (УЭ-0)

В результате работы ты должен узнать:

  • каким человеком был император Николай I, как проходило укрепление государственного управления в правление Николая I, как и почему проходили попытки решения крестьянского вопроса, какими методами государство боролось с революционными настроениями в стране;
  • каковы предпосылки промышленного переворота в Российской империи начала XIX в.;
  • какие изменения произошли в развитии сельскохозяйственной сферы, финансов и торговли.

В ходе работы над заданиями ты должен уметь:

  • анализировать исторические факты;
  • определять исторические даты на основании известной информации;
  • работать с исторической картой;
  • обобщать материал и делать выводы;
  • составлять тесты;
  • работать по тексту учебника, составлять вопросы;
  • работать в группах;
  • подготавливать устное выступление в виде докладов;
  • оценивать ответ товарища;
  • отвечать на поставленные вопросы.

Источники изучения темы:

  1. Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX в. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Выступление Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года.
  3. Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда”.
  4. Карта “Экономическое развитие в середине XIX в.”.
  5. Раздаточный материал с заданиями.
  6. Рабочая тетрадь.

Учебный элемент - 1 (УЭ-1)

Император Николай I. Укрепление государственного аппарата. Усиление борьбы с революционными движениями. Дворянство и крестьянский вопрос.

  1. Прослушайте доклад обучающегося “Николай I”, воспользуйтесь информацией, представленной в учебнике (& 8, страница 60-61). Ответьте на вопрос: какие качества личности императора вас привлекают, какие отталкивают? Почему?
  2. Используя материал учебника, составьте 5 вопросов к тексту (страница 61-62), которые начинались бы со слов “кто” и “как”.
  3. Работа в паре. Познакомьте товарища со своими вопросами. Попытайтесь ответить на вопросы товарища.
  4. Прочитайте пункт учебника (страница 65-66), обратитесь к раздаточному материалу с заданием.

О чем идет речь?

“Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”. Из записок А. Х. Бенкендорфа.

5. Работа в группах.

1 группа. Познакомьтесь с материалом учебника (страница 63). Сделайте вывод: как изменилось положение дворянского сословия в начале правления Николая I.

2 группа. Ознакомьтесь с документом (Выступление Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года). Ответьте на вопрос: почему император считал, что отмена крепостного права стала бы “посягательством на общественное спокойствие”?

Учебный элемент – 2 (УЭ-2)

Предпосылки и начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансы и торговля. Города.

  1. Прочитайте пункт учебника (страница 68-70). Выберите верные утверждения.
  2. Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности:

    1) более ранние сроки, чем в Западной Европе

    2) начался в условиях феодально-крепостнической системы

    3) начался в металлургической отрасли производства

    4) основные классы уже были сформированы

    5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.

  3. Работа в парах (по диагонали). Используя материал учебника (страница 70-72) и документ (Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда), составьте два теста из 3 вопросов относительно развития помещичьего и крестьянского хозяйств.
  4. Используя карту “Экономическое развитие в середине XIX века”, подготовьтесь к работе с картой у доски по вопросам:
    1. территории, где господствовала барщинная система;
    2. территории, где преобладала оброчная система;
    3. районы, где крепостное право было отменено в первой четверти XIX века;
    4. районы, где помещичье хозяйство не имело большого значения.
  5. Используя материал учебника (страница 75) и карту, приготовьтесь показать по карте крупнейшие промышленные центры Российской империи середины XIX века.
  6. Сделайте вывод об экономическом развитии Российской империи в середине XIX века.

Учебный элемент – 3 (УЭ-3)

Проверка выполнения всех заданий. Обобщение и контроль усвоения учебного материала.

  1. Решите тест (индивидуальное задание).

Выберите один правильный ответ.

1.   Годы правления Николая I (1 балл):

  1. 1825 – 1855;
  2. 1826 – 1835;
  3. 1833 – 1855;
  4. 1812 – 1834.

2.   Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством (1 балл):

  1. М. М. Сперанского;
  2. П. Д. Киселева;
  3. А. А. Аракчеева.

3.   С 1828 г. в высшие и средние учебные заведения могли принимать (1 балл):

1) всех желающих способных детей;

2) из разных сословий за плату;

3) детей дворян и чиновников;

4) только дворянских детей.

4.   В первой половине XIX в. в России господствовал экономический уклад (1 балл):

1) феодально-крепостнический;

2) мелкотоварный (ремесленный);

3) капиталистический;

4) кустарный.

2. Выберите верные утверждения.

Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности (2 балла):

1) более ранние сроки, чем в Западной Европе;

2) начался в условиях феодально-крепостнической системы;

3) начался в металлургической отрасли производства;

4) основные классы уже были сформированы;

5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.

3.   О чем идет речь? (3 балла)

“Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”.

Итого в сумме получается 9 баллов. Оценка “3” выставляется за воспроизведение информации первого уровня (задания № 1-4). Оценка “4” выставляется за правильное выполнение информации первого и второго уровней (задания № 1-5). Оценка “5” выставляется за правильное выполнение всего тестового задания.

Учебный элемент – 4 (УЭ-4)

Анализ выполнения тестовой работы. Самооценка и рефлексия.

  1. Анализ выполнения тестовой работы. Выявление типичных ошибок.
  2. Продолжите заполнение таблицы.
  3. Дата урока

    Изучаемый §

    Выполнение д/з

    Творческое задание

    самооценка

    Устный ответ

    Тест

    Работа с картой

  4. Рефлексия.
    1. Как я усвоил материал? (“дело”)
  • Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
  • Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
  • Мало, что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
    1. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? (“Я”)
  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
  • Допустил ошибки – 7-8 баллов.
  • Не справился – 4-6 баллов.
    1. Как работала группа, учебная пара? (“мы”)
  • Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
  • Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
  • Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.

Литература

  1. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XIX век. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Дрофа, 2007. – С. 60 – 76.
  2. Журавлева, О. Н. Тесты по истории России XIX века [Текст] / О. Н. Журавлева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 137 с.
  3. Модульное обучение: опыт, перспективы [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. – 203 с.
  4. Сенновский, И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Б. Сенновский // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 37-41. 8