Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;
развивающие:
- научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
- практическое освоение полиритмии, свинга;
- джазовая терминология
воспитательные:
- заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- метод интонационно-стилевого постижения музыкальных произведений;
- содержательный анализ музыкальных произведений;
Оборудование:
- музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен
Ход урока
Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг
В основе этой музыки лежит нечто такое,
что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер
Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1>
Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?
Учащиеся: Это джаз.
Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?
Ответы учащихся.
Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.
Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.
Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки
Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.
Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.
Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).
-Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.
Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.
Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.
“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.
“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.[1]
Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.
И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.
Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.
Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.
Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.
<Рисунок 3>
Звучит спиричуэлс “The Lord's Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2>
Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?
Ответы учащихся.
Учитель: А теперь послушаем другое произведение.
Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Луи Армстронга
<Рисунок 4>
- Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?
Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)
- Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?
Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?
Ответы учащихся.
Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.
К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:
- Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.
- Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.
-У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue”. <Приложение 3>
Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.
-Постарайтесь почувствовать настроение музыки.
Ответы учащихся.
Учитель: Конечно, вы правы. Мы слышим в голосе певца отчаяние, протест, вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнётся:
Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…
- Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?
- Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?
Ответы учащихся.
Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.
- Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).
- Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.
Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.
Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.
Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.
< Рисунок 5>
“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)
В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.
Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.
И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.
Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. ( Вокально-хоровая работа над песней).
Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!
Литература
1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.
2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.
3. В. Конен. Рождение блюза.
4. Видеофильм “История джаза”