Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира "Дорога к звездам"

Разделы: Начальная школа


Тема: Дорога к звездам.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей создания самолетной техники, ракетной техники, составными частями ракеты и их названиями, известными космонавтами;
  • развивать навыки и умения конструирования, коллективизм, взаимовыручку, любознательность.

Оборудование: портреты Циолковского, Королева, известных космонавтов, схема последовательного изготовления самолета, таблица по технике безопасности, карандаш, линейка, ножницы, бумага, клей, словарные слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, в легендах, в фантастических произведениях. Пример этому - легенда об Икаре, который хотел долететь до солнца на крыльях из перьев, скрепленных воском. В сказках люди поднимались  в воздух на ковре - самолете, в ступе.

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс,
Много дел больших и новых ожидают нас.
Будет день, дорогой света полетим и мы
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

И только развитие науки и техники способствовало воплощению мечты в жизнь. Впервые в России в начале XX века учитель из Калуги обосновал возможность межпланетных полетов с помощью ракеты. Это был Константин Эдуардович Циолковский, которого можно считать основоположником российской теоретической космонавтики. Под руководством ученого С.П. Королева конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957 году был создан первый космический спутник Земли. Впоследствии была создана космическая ракета «Восток».

Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.

И вот наступил великий день первого космического полета - 12 апреля 1961 года. Поднялся в космос первый посланец Земли Юрий Алексеевич Гагарин, на корабле «Восток».

Живем мы на планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!

Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!

После Юрия Гагарина целая плеяда космонавтов устремилась в космос. Кого из космонавтов вы знаете? (Дети называют известных космонавтов.)

Космонавтика незаметно пришла в нашу жизнь. Вы говорите по телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к вам из космоса; спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите  по телевизору программы спутникового телевидения. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полете на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молодая и впереди у нее много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звездные миры.

Если только захотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.

Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете, что мы сегодня будем мастерить на уроке.

1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер- самолет.)

2. Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга. (Ступа.)

3. Как называется большое воздушное пространство, которое окружает нашу планету. (Космос.)

4. Летательный аппарат, который долетает до звезд. (Звездолет.)

5. Заворчу, заурчу, в небеса улечу. (Вертолет.)

6. На чем летел Гагарин. (Ракета.)

7. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)

Какое слово получилось по вертикали? (Самолет.)

Да дети, сегодня на уроке мы будем изготавливать модель самолета. Наш класс превращается в конструкторское бюро. Для изготовления самолета нам нужны бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка. Все это у вас на столе.

Сначала мы повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

1) Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
2) Нельзя ножницы близко подносить к лицу.
3) Друг другу ножницы передавать закрытыми и кольцами вперед.
4) При работе с клеем быть аккуратными.

Физминутка

Я вчера летал в ракете
На далекой был планете.
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.

III. Объяснение нового материала

Проанализируем модель самолета. Он состоит из двух основных частей: корпуса и крыльев. Корпус изготовим из листа бумаги квадратной формы путем скручивания и склеивания. По шаблону из бумаги вырежем крылья. Крылья приклеим к корпусу.

Во время изготовления модели пользуйтесь рациональными приемами работы при использовании материалов, будьте экономными.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Мы находимся на космодроме «Дружба». Все готовы к полету? В полете каждый должен выполнять наши космические правила. Назовите их.

1) Космонавтом хочешь стать - должен много-много знать!
2) Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд!
3) Только дружных звездолет может взять с собой в полет!
4) Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на орбиты!
5) Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты. На какую захотим, на такую полетим!

- Какие планеты Солнечной системы вы знаете?

- Какую планету выберем?

- На какую полетим? (Дети выбирают планету.)

- Внимание! Всем приготовиться к запуску двигателя!

- Есть приготовиться к запуску двигателя!

- Пристегнуть ремни!

- Есть пристегнуть ремни!

- Включить контакты!

- Есть включить контакты!

- 5 4 3 2 1 - пуск!!!

Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигу сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, словам,
Тот цели своей добьется!

VI. Итог

Под руководством учителя проводится запуск самолетов, учитывается дальность полета. Перед запуском обязательный инструктаж по технике безопасности.