Метод проектов — территория творчества

Разделы: Математика


Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!
Плутарх.

Сколько существует школа, столько же всех занимает вопрос о содержании и качестве образования, которое приобретают молодые люди за школьной партой.

Ни для кого не секрет, что традиционная система образования часто сводится к непосредственной передаче от учителя к ученику определенного запаса знаний и умений. При этом предполагается, что этого “багажа” вполне достаточно для взрослой жизни, успешной адаптации выпускника в социальной среде и дальнейшей профессиональной деятельности.

Действительно, до сравнительно недавнего времени такой подход к образованию во многом себя оправдывал. Однако в период информационного бума, который мы сейчас переживаем, лозунг “Образование на всю жизнь” перестал быть актуальным. Объясняется это тем, что научные знания постоянно обновляются, появляются и широко внедряются в жизнь современные технологии, зарождаются новые профессии. А, следовательно, растет потребность и в новых специалистах. И только тот, кто способен идти в ногу со временем, меняться вместе с ним, будет востребован. Только тот, кто способен к самообразованию, мобильности, гибкости мышления, будет успешен в своей профессиональной деятельности.

Формирование этих качеств, называемых “ключевыми компетентностями”, – одна из новых и очень важных задач современного школьного образования.

Достижению каждой педагогической цели способствуют определенные технологии. Базовой технологией, ориентированной на формирование “ключевых компетентностей”, является метод проектов. Это принципиально иная, хотя и не новая, философия построения образовательного процесса.

В течение ряда лет автор статьи успешно применяет в обучении математике метод проектов. Основные педагогические задачи, которые ставятся учителем и решаются посредством проектной деятельности, таковы:

  • применение знаний, приобретаемых на уроках математики и информатики, в новых условиях;
  • обучение планированию, эффективному распределению времени и организации деятельности по решению самостоятельно поставленной учащимися проблемы;
  • формирование навыков сотрудничества с другими членами своего творческого коллектива.

В подготовке проектов в 20 лицее заняты в основном учащиеся старших классов физико-математического профиля. Продолжительность работы над каждым творческим продуктом составляет одно учебное полугодие. Проектная деятельность осуществляется во внеурочное время и ориентирована преимущественно на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

Организуя проектную деятельность, учитель прежде всего знакомит учащихся с историческими и теоретическими основами метода. Учащиеся должны иметь представление и об этапах работы над проектом. Для координации действий школьников составляется график плановых и внеплановых консультаций, а также промежуточных отчетов групп. Кроме того, учитель должен своевременно обеспечивать учащихся образцами сопроводительной документации, информировать о критериях оценки проектов, оказывать своевременную помощь нуждающимся в ней. Для этих целей очень эффективно использование стендовой информации, отражающей этапы работы, динамику проектной деятельности всех творческих групп, виды сопроводительной документации, критерии оценки работ и пр.

Перестраивать свое мышление и менять привычную организацию труда пришлось и учителю, и ученикам. Дело это непростое и хлопотное, однако получаемые результаты приносят несомненную пользу и творческое удовлетворение всем участникам процесса.

Расскажем об основных, наиболее значимых этапах подготовки творческого проекта – этого увлекательного процесса настоящего СОЗИДАНИЯ.

Первый этап. Постановка проблемы
(Выбор темы проекта, анализ проблемы, формирование творческих групп).

Следует подчеркнуть, что выбор проекта – от его темы до способа презентации – учащиеся нашего лицея осуществляют, исходя из своих собственных интересов, предпочтений и замыслов. Единственное условие, которое ставит перед ними учитель в начале проектной деятельности, – необходимость использования предметных знаний, предусмотренных программой текущего учебного года, или выходящих за её рамки. “Если раньше мы умели работать только с тем, что нам преподавалось, и делать то, что заранее оговаривалось, то теперь нам приходится выполнять проекты в незнакомой обстановке, самими быть учителями и даже актерами” (Михеева Елена, ученица 11 класса).

Второй этап. Планирование
(Постановка задач, обсуждение альтернатив, определение источников информации, распределение ролей в группе, выбор вида продукта и формы презентации и пр.)

Школьникам предоставляется полная свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать, их никто ни в чем не ограничивает, они сами несут ответственность за создаваемый их силами творческий продукт. “Не было никаких рамок того, каким должен быть наш проект. Поэтому мы воплотили даже самые, как поначалу казалось, бредовые идеи. Мы сами ставили себе задачи, сами искали пути их решения. И это потрясающе, когда ты знаешь, что, зачем и для чего ты делаешь. Ты сам себе начальник!” (Пискун Юлия, 11 класс)

Третий этап. Поиск, анализ, обработка информации
Введение в практику 20 лицея метода проектов привело к коренному изменению не только формы организации образовательного процесса, но и роли педагога в нем.

Поскольку развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от степени самостоятельности учащихся, то учитель – организатор проектной деятельности должен отказаться от столь привычной для него роли носителя и распространителя знаний. Его задача – побуждать учащихся к самостоятельному поиску, анализу и обработке новой информации, создавать условия для расширения познавательного интереса школьников, их самообразования, самореализации в процессе практического применения знаний.

Общение “учитель – ученик” строится на позициях сотрудничества. Учитель является для своих воспитанников координатором процесса, консультантом, экспертом, старшим помощником. Роль учителя – провоцировать самостоятельную активность учащихся, их мыслительную деятельность, самооценку действий и результатов.

Четвертый этап. Создание продукта
(выполнение запланированных действий, консультации с научным руководителем).

Создание проекта – это творчество и еще раз творчество – от первого момента до последнего! Это огромная, всепоглощающая, требующая больших умственных, физических и эмоциональных затрат работа. “Мы с одноклассниками не понаслышке знаем, какой это огромный труд – проект!” (Багаутдинов Марат, 11 класс)

Вся учебно-познавательная деятельность учащихся изначально ориентирована на получение практического результата. Это базовая, основополагающая идея метода проектов. Работа по решению поставленной учащимися проблемы должна завершиться вполне реальным, “осязаемым” продуктом, который имеет практическое и/или теоретическое значение и способствует развитию создателей проекта и их окружения.

Трудно переоценить возможности метода проектов в формировании у учащихся навыков сотрудничества с другими членами творческого коллектива: коллективного планирования, рационального распределения обязанностей, взаимопомощи, ответственности за свою часть работы. В группе учащиеся учатся диалогу, умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. С другой стороны, они начинают более остро чувствовать, понимать другого человека, ценить общение с ним.

Пятый этап. Оформление проекта
Этот увлекательнейший этап творчества захватывает всех участников без исключения. “Оформление проекта – самая интересная, хотя и не простая часть работы. Тут огромный простор для фантазии! Можно использовать все, что есть в твоем арсенале: картинки, анимации, программные вставки, видео- и звуковые эффекты и т. д. Чем интереснее оформление, тем привлекательнее проект”. (Михеева Е., 11 класс).

Шестой этап. Презентация продукта
В физико-математических классах 20 лицея Ульяновска этот этап проводится в форме научно-практических конференций.

Самые первые, обучающие уроки защиты творческих проектов проходили внутри классных коллективов, работы учащихся оценивали их же одноклассники. Несомненно, это очень важный процесс для обеих сторон. Это возможность разработки общих, объективных критериев оценивания, формирования оценочных и самооценочных навыков участников процесса.

А по мере накопления достаточного опыта, совершенствования навыков проектной деятельности процесс презентации творческих работ вышел за рамки классного кабинета.

Научно – практические конференции стали событиями лицейского масштаба. Так, два тура защиты ученических проектов, состоявшиеся в первом и втором полугодиях 2006/2007 учебного года, привлекли большое количество зрителей и вызвали их живой интерес. В работе жюри принимали участие администрация лицея, учителя математики, информатики и других профилей, а также студенты и преподаватели Ульяновского государственного педагогического университета.

Многообразие форм и средств подачи проектантами готового материала просто поразительно. Защита работ продемонстрировала не только хорошую подготовку и отличное знание представляемого на суд зрителей материала, но и самые разнообразные способности ребят: художественные, конструкторские, артистические, дизайнерские, режиссерские и пр.

Следует особо подчеркнуть, что даже не очень удачный проект важен для его создателей, вносит значительный вклад в их развитие и имеет большое воспитательное значение. “Мои главные враги – это лень и нервы. С ними очень трудно бороться. И я неожиданно для себя заметила, что именно проектная деятельность помогает мне с ними справляться” (Смирнова К., 11 класс).

К сожалению, проектный метод еще не получил достаточного распространения в практике отечественной школы. В этой связи, несомненно, ценен опыт практического применения метода проектов в рамках 20 многопрофильного лицея города Ульяновска, который следует признать достаточно успешным.

Так, за один только учебный год учащимися создано 25 творческих проектов с использованием компьютерных технологий. Ученические работы охватывают самые разнообразные темы математики, как входящие в рамки школьной программы, так и значительно их расширяющие.

Многие проекты выполнены учащимися физико-математических классов на очень высоком уровне качества, что подтверждается оценками и других специалистов.

Например, учащиеся 20 лицея Юзькив Руслан и Иванов Сергей представили свой творческий проект по теме “Комбинаторика” для участия в городском конкурсе “Мастер информационных технологий”, проводившемся на базе Ульяновского государственного технического университета. Созданная ученическим коллективом продукция заняла в конкурсе призовое третье место.

Вместе со своими воспитанниками Смирновой Ксенией и Черкасовым Константином мы принимали участие в работе секции руководителей методических объединений учителей математики ИПК ПРО города Ульяновска. Выступление было посвящено теме “Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математике”. Присутствовавшие высоко оценили наш опыт применения метода проектов, а также представленные учащимися доклады и творческие работы.

Опыт организации проектной деятельности учащихся обобщался и на городской научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании”. Коллеги с большой заинтересованностью отнеслись к представленным материалам и отметили высокий уровень выполненных учащимися работ.

Согласно опросам, проводившимся среди учащихся 20 лицея, данная система обучения получила несомненное признание и самих участников проектной деятельности. Школьники отмечают, что метод проектов эффективно способствует раскрытию их природных талантов, развитию конструкторских, организаторских, артистических, художественных и других творческих способностей. Такой метод обучения побуждает их осваивать новые современные технологии, заниматься поиском, изучением, анализом больших объёмов новой информации из разных областей знаний, тем самым способствуя их самообразованию и развитию. “Работа над проектом мне очень понравилась. Я уверена, что навыки, полученные в процессе этой работы, мне пригодятся в жизни” (Максимова Алена, 11 класс).