Цели:
- Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;
- Совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;
- Развивать познавательную активность и речь учащихся.
Оборудование: карта природных зон, таблицы “Экологическая пирамида”, “Природное равновесие”, раздаточный материал, просмотр видеосюжета о загрязнении Москвы и Московской обл.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать
На один вопрос нам предстоит найти ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет?
2. Постановка целей
– Кто догадался о теме нашего урока? (Экологическое равновесие.)
3. Проверка домашнего задания
– Но сначала мы отправимся туда, где солнце, воздух, тёплая вода. О какой природной зоне говориться? (Черноморское побережье.)
– Что интересного вы узнали?
– Давайте возьмем тесты и ответим на вопросы, тем самым я узнаю, как вы усвоили материал прошлого урока.
4. Работа над новой темой
– Вернемся к вопросу: Экологическое равновесие – это важно или нет?
– Что означает слово “экология” и “равновесие”. От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (Экология.)
– Что такое экология? (Это наука о связях между животными и окружающей средой, между человеком и природой.)
– Что изучает экология? (Как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими поступками.)
– Что такое равновесие? (Равное по весу, устойчивое соотношение между чем-нибудь.)
– Послушайте рассказ:
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.
– Почему это было так?(река давала деревьям влагу, а деревья давали реке воду).
– А как деревья могли давать реке воду?
– То есть происходит обмен: река питала дерево, а дерево питало реку.
Но вот пришли люди и вырубили лес.
– Что произойдет с рекой?
– Это значит, что между ними нарушится связь, или экологическое равновесие.
– То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными.
– Вспомните, экологическую пирамиду. (Вывешивается экологическая пирамида.) Чтобы прокормить себя, сове надо множество мышей, а мышам – множество желудей.
– Что произойдет, если нарушить хоть одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие.)
5. Работа с учебником
– Сейчас, людям известно очень много примеров опасного нарушения.
Откройте учебники стр. 142, № 4. Прочитайте, что произошло.
– Это происходило в Австралии, а вот послушайте , что происходит у нас в Чеховском районе. (Зачитать данные экологических нарушений.)
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
– А теперь давайте, посмотрим видеосюжет о загрязнение Московской обл.
– Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (Нельзя нарушать экологическое равновесие – это приводит к экологическим проблемам.)
7. Домашнее задание
– Дома, я вам предлагаю стать экологами и отправиться в путешествие по природным зонам и рассказать об экологических проблемах и о решении этих проблем.