Урок русского языка (4-й класс) по программе "Школа-2100". Тема: "Понятие о спряжении глагола"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема. Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.

Цели.

  • Разобрать особенности изменения глаголов.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Обращать внимание детей на  чуткое отношение к слову.
  • Использовать на уроке материалы из исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование. Компьютер, карточки для работы в группах

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Настрой на урок

– Подготовимся к уроку русского языка. Пусть урок пройдет интересно, с хорошим настроением. Так как нам предстоит много писать, подготовим  руки.
– Итак, только при помощи рук  показать грусть (закончилась перемена), испуг (а вдруг сделаю ошибку), работоспособность (то, что очень хочется увидеть мне на уроке), радость (хорошая отметка), успех (от хорошего ответа).
– Спасибо! Желаю всем на уроке радости и успехов!

2. Чистописание

Камчатская погода непредсказуема: ветер, ураган, пурга. Слова разбросаны. (Приложение 1. Слайд 1) Составьте пословицу. Как ее понимаете?  Спишите. (Приложение 1. Слайд 2) (Всякое уменье трудом дается.) Соблюдайте правила орфографии. Как вы думаете, почему я приготовила именно такую пословицу, именно сегодня?

Ваши предположения. (Приложение 1. Слайды 3, 4) комментирует часть своего проекта «Какие традиции русского народа нам помогают в жизни» Бекасов Илья.
Я думаю, слова из этой пословицы и будут девизом нашего урока.

3. Актуализация знаний. Языковая разминка

(У доски.) Работа над предложением. Приветливое слово гнев побеждает.

а) Полный разбор предложения.

б) В это время один ученик работает индивидуально по теоретической карточке. Тема: Что я знаю о глаголе?

Карточка.

Задание. Вспомни, что ты знаешь о глаголе и ответь на следующие вопросы:

  1. Что такое глагол?
  2. Расскажи о неопределенной форме глагола.
  3. Как изменяются глаголы?

в) Глагол «побеждает» – морфологический разбор за доской, один ученик.

После работы  над предложением, проверяем морфологический разбор глагола «побеждает».

Вопрос учителя: «Так что мы знаем о глаголе?»

Вопрос учителя: «Как понимаете смысл пословицы?»
Сказать о проекте «Надо ли лезть за словом в карман?» (Приложение 1. Слайд 5) Комментирует слайд автор проекта – Берецкая Таня

Затем отвечает ученик по теоретической карточке. Можно задать дополнительный вопрос. Например: Где чаще используется глаголы, в текстах-описаниях или текстах-повествованиях? Что ты можешь сказать о глаголах в переносном значении.
В работу включается весь класс.
Отвечают «да» или «нет». Поясняют свои ответы.

Вопросы по теории (Приложение 1. Слайд 6)

1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. (Что обозначает глагол с частицей НЕ). У Снежной Королевы. (Не смейся, не радуйся, не улыбайся, не вспоминай)
3. Глагол чаще всего в предложении бывает сказуемым.
4. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс Л.
5. От глаголов в неопределенной форме совершенного вида  можно образовать две формы времени. Глагол НАПИСАТЬ.

– Ну что ж, вы мне доказали, что определенные знания  по теме ГЛАГОЛ  у вас есть. А все ли вы знаете о глаголе?

Задания по группам:

1 гр. В словарных словах СТЕРЕЧЬ, СОЧИНИТЬ найди суффиксы неопределенной формы. Сколько форм времени можно образовать от глагола  СТЕРЕЧЬ. Как вы это объясните? Можно ли просклонять глагол СОЧИНИТЬ?

2 гр. В глаголе НАДЕЯТЬСЯ какой глагольный суффикс? Сохраняется ли он в форме прошедшего времени? Можно ли просклонять глагол НАДЕЯТЬСЯ?

3 гр. Что такое склонение? Какие известные части речи склоняются? Приведите примеры. Можно ли просклонять глагол ДУМАТЬ? (Ответы на доске)

Спикеры. В группах проблема!

4. Поиск решения. Введение в новый материал

– Почему у нас возникла проблема? (Глаголы не изменяются по падежам).
– А как изменяются глаголы? (В прош. времени – по  числам, в ед. числе – по родам. В наст, и буд. по лицам и числам)
– Итак, у нас –  проблема: вроде бы глаголы, как и существительные, изменяются по числам (можно попробовать просклонять), но не изменяются по падежам (значит просклонять невозможно) У нас явно не хватает каких-то знаний о глаголе. Ведь они изменяются по лицам и числам, т.е. есть какие – то особенности глаголов. Итак, тема урока: Особенности словоизменения глаголов.

Работа по учебнику. Упр.  247. Понаблюдайте, как изменяются глаголы по лицам и числам, сделайте то же самое с глаголами плести, кричать  (выделяя окончания) У доски 2 ученика (по очереди). А индивидуально у магнитной доски  работает с двумя глаголами: стучать, расти – 1 ученик.
– Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто что заметил?
В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные одинаковые, а изменяются гласные буквы. Это новые слова или форма одного и того же слова? Так как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам). Если склонение – это изменение по числам и падежам. То изменение глаголов по лицам и числам тоже как-то, видимо, называется. Работа с правилом стр.67. Так какое новое слово нужно запомнить? Если от существительного СКЛОНЕНИЕ образуется глагол просклонять, то СПРЯЖЕНИЕ – ?
Постарайтесь запомнить.
– Итак, назовите окончания 1 лица, 2, 3.  На окончания глаголов какого лица вы обратили внимание? (2 лицо: ь говорит о том, что это 2 лицо ед. ч, а у мн. ч самое длинное окончание. На конце е). Это орфограмма? Правильно учимся отмечать. А вот вопрос для умников: ПЕЧЬ будет склоняться или спрягаться? Проспрягать, (чередование к-ч). А если к глаголу 2 лица ед. числа добавляется постфикс ся. Ь сохраняется? Хорошо. Задание: я говорю глагол 2 лица ед. числа, вы его правильно записываете и пишете второй глагол с постфиксом ся, если такой можно образовать (самостоятельно) не забудьте выделить окончание.
ПАСЕШЬ, ТРЯСЕШЬ, СТУЧИШЬ, ЗАПАСЕШЬ, МОЛЧИШЬ,  БЕЖИШЬ (Проверка. Приложение 1. Слайд 7.)
– Как вы думаете,  сколько спряжений у глагола? Почему вы так решили? А спряжение постоянный признак? Почему?
Правило. Стр. 68
(Рассказ учителя  или детей о разноспрягаемых глаголах.) Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть, дать.

5. Отдых

– Много читали, писали. Компьютер смотрели. Отдыхают глаза. Музыка релаксирующая, приятная картина (Приложение 1. Слайд 8), глаголы: любить, ценить, знать, наслаждаться, дышать, беречь, верить, надеяться, осчастливить, щебетать, мечтать, радоваться, молчать, слушать, нежиться, расцветать.
– Кто какие глаголы запомнил? Какие образы возникали?  На какую тему можно было бы написать сочинение?

Несколько упражнений:

  • Вдеть нитку в иголку.
  • Зажечь свечу спичкой.
  • Прибить молотком гвоздь.
  • Пить кипяток.
  • Поймать мяч в воротах.
  • Гладить белье.
  • Выбивать ковер.

6. Закрепление

Упр. 250. по вариантам. 1 в –  с глаголами 1 спряжения, 2 в – 2 спряж. Обратите внимание, окончания ударные.

Взаимопроверка. (Подглядываем на таблицу).

– Это предложения или словосочетания? Почему? А фразеологизм? Составьте устно предложение.

Со мной (глаголы для разбора по составу): разместишь, бегут, стучите, любят.

7. Итог

На доске (задание на внимание)

Сскпрляожнееннииее.

– Прочитать сначала буквы, подчеркнутые одной чертой, а затем не подчеркнутые. (Получаются слова: склонение, спряжение)
– Что такое склонение? С какой частью речи ассоциируется? А спряжение? А  кто-то запомнил окончания 1 спряжения?

Дополнительное задание. (Приложение 1. Слайд 9.)

– Дар, который дала природа – грамотно говорить, дар, который оставили предки – жить по неделе, в трудах, дар, который дали нам родители – жизнь. А чтобы жить по совести, послушайте восточную мудрость (Омар Хайям) № 1168.

«Чтоб зло тебя на злой земле не поразило,
Злу не учись, злу не учи, зло не лелей!»

Оценки.

Домашнее задание: проспрягать любые 2 глагола. Синквэйн о спряжении.

Урок!
То скучный, то приятный.
Бежит, летит или ползет.
Но не проходит он бесследно никогда.
Да!

Если успеем – «Это интересно» (из проектов детей). (Приложение 1. Слайд 10)

Презентации детей, используемые на уроке:

  • «Слово», сост. Берецкая Таня, ученица 4-б класса СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска-Камчатского (Приложение 2);
  • «Какие традиции русского народа нам помогают в жизни», сост. Бекасов Илья, ученик 4-б класса СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска Камчатского (Приложение 3)