Тема. Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.
Цели.
- Разобрать особенности изменения глаголов.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Обращать внимание детей на чуткое отношение к слову.
- Использовать на уроке материалы из исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование. Компьютер, карточки для работы в группах
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Настрой на урок
– Подготовимся к уроку русского языка. Пусть
урок пройдет интересно, с хорошим настроением.
Так как нам предстоит много писать,
подготовим руки.
– Итак, только при помощи рук показать грусть
(закончилась перемена), испуг (а вдруг сделаю
ошибку), работоспособность (то, что очень хочется
увидеть мне на уроке), радость (хорошая отметка),
успех (от хорошего ответа).
– Спасибо! Желаю всем на уроке радости и успехов!
2. Чистописание
Камчатская погода непредсказуема: ветер, ураган, пурга. Слова разбросаны. (Приложение 1. Слайд 1) Составьте пословицу. Как ее понимаете? Спишите. (Приложение 1. Слайд 2) (Всякое уменье трудом дается.) Соблюдайте правила орфографии. Как вы думаете, почему я приготовила именно такую пословицу, именно сегодня?
Ваши предположения. (Приложение
1. Слайды 3, 4) комментирует часть своего
проекта «Какие традиции русского народа нам
помогают в жизни» Бекасов Илья.
Я думаю, слова из этой пословицы и будут девизом
нашего урока.
3. Актуализация знаний. Языковая разминка
(У доски.) Работа над предложением. Приветливое слово гнев побеждает.
а) Полный разбор предложения.
б) В это время один ученик работает индивидуально по теоретической карточке. Тема: Что я знаю о глаголе?
Карточка.
Задание. Вспомни, что ты знаешь о глаголе и ответь на следующие вопросы:
- Что такое глагол?
- Расскажи о неопределенной форме глагола.
- Как изменяются глаголы?
в) Глагол «побеждает» – морфологический разбор за доской, один ученик.
После работы над предложением, проверяем морфологический разбор глагола «побеждает».
Вопрос учителя: «Так что мы знаем о глаголе?»
Вопрос учителя: «Как понимаете смысл
пословицы?»
Сказать о проекте «Надо ли лезть за словом в
карман?» (Приложение 1.
Слайд 5) Комментирует слайд автор проекта –
Берецкая Таня
Затем отвечает ученик по теоретической
карточке. Можно задать дополнительный вопрос.
Например: Где чаще используется глаголы, в
текстах-описаниях или текстах-повествованиях?
Что ты можешь сказать о глаголах в переносном
значении.
В работу включается весь класс.
Отвечают «да» или «нет». Поясняют свои ответы.
Вопросы по теории (Приложение 1. Слайд 6)
1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. (Что
обозначает глагол с частицей НЕ). У Снежной
Королевы. (Не смейся, не радуйся, не улыбайся, не
вспоминай)
3. Глагол чаще всего в предложении бывает
сказуемым.
4. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс Л.
5. От глаголов в неопределенной форме
совершенного вида можно образовать две формы
времени. Глагол НАПИСАТЬ.
– Ну что ж, вы мне доказали, что определенные знания по теме ГЛАГОЛ у вас есть. А все ли вы знаете о глаголе?
Задания по группам:
1 гр. В словарных словах СТЕРЕЧЬ, СОЧИНИТЬ найди суффиксы неопределенной формы. Сколько форм времени можно образовать от глагола СТЕРЕЧЬ. Как вы это объясните? Можно ли просклонять глагол СОЧИНИТЬ?
2 гр. В глаголе НАДЕЯТЬСЯ какой глагольный суффикс? Сохраняется ли он в форме прошедшего времени? Можно ли просклонять глагол НАДЕЯТЬСЯ?
3 гр. Что такое склонение? Какие известные части речи склоняются? Приведите примеры. Можно ли просклонять глагол ДУМАТЬ? (Ответы на доске)
Спикеры. В группах проблема!
4. Поиск решения. Введение в новый материал
– Почему у нас возникла проблема? (Глаголы не
изменяются по падежам).
– А как изменяются глаголы? (В прош. времени –
по числам, в ед. числе – по родам. В наст, и буд.
по лицам и числам)
– Итак, у нас – проблема: вроде бы глаголы, как
и существительные, изменяются по числам (можно
попробовать просклонять), но не изменяются по
падежам (значит просклонять невозможно) У нас
явно не хватает каких-то знаний о глаголе. Ведь
они изменяются по лицам и числам, т.е. есть какие
– то особенности глаголов. Итак, тема урока: Особенности
словоизменения глаголов.
Работа по учебнику. Упр. 247.
Понаблюдайте, как изменяются глаголы по лицам
и числам, сделайте то же самое с глаголами плести,
кричать (выделяя окончания) У доски 2 ученика
(по очереди). А индивидуально у магнитной
доски работает с двумя глаголами: стучать,
расти – 1 ученик.
– Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто
что заметил?
В личных окончаниях глаголов в одном и том же
лице и числе согласные одинаковые, а изменяются
гласные буквы. Это новые слова или форма одного и
того же слова? Так как вы изменяли глаголы? (По
лицам и числам). Если склонение – это изменение
по числам и падежам. То изменение глаголов по
лицам и числам тоже как-то, видимо, называется.
Работа с правилом стр.67. Так какое новое слово
нужно запомнить? Если от существительного
СКЛОНЕНИЕ образуется глагол просклонять, то
СПРЯЖЕНИЕ – ?
Постарайтесь запомнить.
– Итак, назовите окончания 1 лица, 2, 3. На
окончания глаголов какого лица вы обратили
внимание? (2 лицо: ь говорит о том, что это 2 лицо ед.
ч, а у мн. ч самое длинное окончание. На конце е).
Это орфограмма? Правильно учимся отмечать. А вот
вопрос для умников: ПЕЧЬ будет склоняться или
спрягаться? Проспрягать, (чередование к-ч). А если
к глаголу 2 лица ед. числа добавляется постфикс
ся. Ь сохраняется? Хорошо. Задание: я говорю
глагол 2 лица ед. числа, вы его правильно
записываете и пишете второй глагол с постфиксом
ся, если такой можно образовать (самостоятельно)
не забудьте выделить окончание.
ПАСЕШЬ, ТРЯСЕШЬ, СТУЧИШЬ, ЗАПАСЕШЬ, МОЛЧИШЬ,
БЕЖИШЬ (Проверка. Приложение 1.
Слайд 7.)
– Как вы думаете, сколько спряжений у глагола?
Почему вы так решили? А спряжение постоянный
признак? Почему?
Правило. Стр. 68
(Рассказ учителя или детей о
разноспрягаемых глаголах.) Глаголы хотеть,
бежать изменяются по первому, а частично по
второму спряжению. Они называются
разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть,
дать.
5. Отдых
– Много читали, писали. Компьютер смотрели.
Отдыхают глаза. Музыка релаксирующая, приятная
картина (Приложение 1.
Слайд 8), глаголы: любить, ценить, знать,
наслаждаться, дышать, беречь, верить,
надеяться, осчастливить, щебетать,
мечтать, радоваться, молчать, слушать,
нежиться, расцветать.
– Кто какие глаголы запомнил? Какие образы
возникали? На какую тему можно было бы
написать сочинение?
Несколько упражнений:
- Вдеть нитку в иголку.
- Зажечь свечу спичкой.
- Прибить молотком гвоздь.
- Пить кипяток.
- Поймать мяч в воротах.
- Гладить белье.
- Выбивать ковер.
6. Закрепление
Упр. 250. по вариантам. 1 в – с глаголами 1 спряжения, 2 в – 2 спряж. Обратите внимание, окончания ударные.
Взаимопроверка. (Подглядываем на таблицу).
– Это предложения или словосочетания? Почему? А фразеологизм? Составьте устно предложение.
Со мной (глаголы для разбора по составу): разместишь, бегут, стучите, любят.
7. Итог
На доске (задание на внимание)
Сскпрляожнееннииее.
– Прочитать сначала буквы, подчеркнутые одной
чертой, а затем не подчеркнутые. (Получаются
слова: склонение, спряжение)
– Что такое склонение? С какой частью речи
ассоциируется? А спряжение? А кто-то запомнил
окончания 1 спряжения?
Дополнительное задание. (Приложение 1. Слайд 9.)
– Дар, который дала природа – грамотно говорить, дар, который оставили предки – жить по неделе, в трудах, дар, который дали нам родители – жизнь. А чтобы жить по совести, послушайте восточную мудрость (Омар Хайям) № 1168.
«Чтоб зло тебя на злой земле не поразило,
Злу не учись, злу не учи, зло не лелей!»
Оценки.
Домашнее задание: проспрягать любые 2 глагола. Синквэйн о спряжении.
Урок!
То скучный, то приятный.
Бежит, летит или ползет.
Но не проходит он бесследно никогда.
Да!
Если успеем – «Это интересно» (из проектов детей). (Приложение 1. Слайд 10)
Презентации детей, используемые на уроке:
- «Слово», сост. Берецкая Таня, ученица 4-б класса СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска-Камчатского (Приложение 2);
- «Какие традиции русского народа нам помогают в жизни», сост. Бекасов Илья, ученик 4-б класса СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска Камчатского (Приложение 3)