Цели:
- формирование понятия модуль, умение находить модуль числа;
- воспитание познавательной активности, культуры общения, формирование навыков контроля и самоконтроля;
- развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала, интереса к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Сегодня для вас урок необычный,
Здесь не знакомый учитель стоит,
Гостей у вас очень много, смотрите,
Но главное не теряйтесь, Я верю в вас!
Мы помогать здесь будем друг другу
Новые знания получать!
Ну, веселей, носы повыше,
Нам рано еще унывать!
– Вы любите сказки?
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них!
В мире много чисел сказочных порой,
Мы должны открыть их, изучив с тобой.
Сегодня мы отправимся в Математическое царство, в Арифметическое государство, где есть деревни положительных чисел и отрицательных чисел, которые разделены между собой нулевым лесом.
В этой стране мы сделаем несколько остановок: гора Мозгодром, Угадайка, Сказочный лес, Разгрузочная, Тренировочная. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания о жителях этого государства, узнать что-то новое о них. За правильные ответы вы будете получать жетоны – “архимедики” – веселые мордашки, а в конце путешествия мы выберем царицу и царя этого государства.
2. Устный счет. Гора Мозгодром
– Открываем тетради, записываем число. Ой, а темы-то у нас нет? В сказочной стране просто так ничего не появляется, чтобы узнать тему урока надо решить ряд примеров.
Проверим ответы, чтобы буквы встали на свои места, надо выстроить соответствующие им числа на координатной прямой. Получим тему нашего урока. За правильный ответ – жетон.
М – 0, |
О – 1, |
Д -, |
У – , |
Л – 3,5, |
Ь – 4. |
Модуль – слово не понятное, но на звук вполне приятное, в переводе из латыни мера или величины. | Модуль! Лат. слово модулус – мера (величина) |
Наша задача разобраться с этим новым для нас словом, что скрывается под ним.
3. Математический диктант (2 варианта)
Остановка “Угадайка” (работа с капирками).
1. Выпишите положительные (отрицательные) числа:
-3 | 2,4 | 0 | 7,8 | - | - |
2. Отметьте на координатной прямой точки:
А(3) | В(-1,5) | С(1) | К(-6) | М(3,5) | Т(2) |
3. Найдите координаты точек:
Запишите число противоположное числу, указывающее координаты точки А точки М.
4. На координатной прямой отмечена точка с координатой -3 (-4), укажите на сколько единичных отрезков число удалено от начала отсчета.
5. На координатной прямой отмечена точка с координатой 8 (5), укажите на сколько единичных отрезков эта точка удалена от начала отсчета.
Проверка: обмениваются листочками и проверяют, оценивают своего товарища по парте.
Критерии:
“5” – 5 заданий
“4” – 4 задания
“3” – 3 задания
Кто получил 5 – получают жетоны.
Я вижу вы хорошо знаете жителей сказочной страны.
Те числа, которые живут правее 0 называются ___________, а левее 0 ________________.
А 0 – это отрицательное или положительное число?
4. Новый материал. Сказочный лес
1. Жила-была в Математическом царстве в Арифметическом государстве, в деревне положительных чисел Троечка. Она договорилась встретиться со своей двоюродной сестрой Минус Троечкой, которая жила в деревне отрицательных чисел. Решили они встретиться в Нулевом лесу. Пошли они по координатной прямой с одной и той же скоростью и в Нулевой лес пришли одновременно. Как могло это случиться? (Обсуждение.)
2. Постройте координатную прямую, отметьте точки, которые находятся от начала отсчета на расстоянии 5 единичных отрезков. Сколько вариантов ответа? В какую точку пришли? С какой координатой? 5 и -5 расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчета. Для такого расстояния придумано специальное название – модуль числа. Попробуйте сформулировать, что называется модулем числа а.
Обозначают: / а / читают модуль числа а.
Пример: / 5 / =___, /-5/=____, почему не отрицательное
число?
/ 5 / = / -5 /
6. Физкультминутка
7. Закрепление. Остановка Тренировочная
1. Прочитать запись: / 6 /, /-17,5/, /98/, /0/, /100/, /-225/
2. Чему равен модуль каждого из чисел?
3. Чему равен модуль положительного числа?
4. Чему равен модуль отрицательного числа?
5. А почему модуль числа всегда положителен?
Вот какие свойства мы обнаружили:
/-а/ = /а/ |
/0/ = /0/ |
Закрепление № 934 из учебника математика
Виленкина.
Проверка у доски.
Назвать все числа, имеющие модуль равный
12, | 3,7 | 0 | -3 | 2 |
Работа в парах по вариантам (1,2,3)
Решите уравнения:
/а/ = 3 /в/ = 0 /с/ = -5 |
/а/ = 5 /в/ = 0 /с/ = -6 |
/а/ = 6 /в/ = 0 /с/ = -8 |
Проверка, получение жетонов за правильное решение.
8. Итоги урока
Что нового узнали на уроке?
Оценки за урок. Выбор царицы.