Цели:
- Находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям.
- Использовать неопределенно-личные предложения в речи.
- Заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными неопределенно-личными предложениями.
- Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения.
Оборудование:
- репродукция картины «Сцены русской жизни»;
- раздаточный материал;
- м/м проектор.
Эпиграф урока: Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром! (Русская народная пословица.)
Ход урока
I. Оргмомент
II. Основная часть
1. Слово учителя (2 мин.). Урок начну словами: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром!..» Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки, украшать речь пословицами, поговорками. Удивительно, что во все времена и до сих пор произведения эти живут и, наверно, будут жить всегда. Устное народное творчество – основа культуры любого народа. Сегодня на уроке повторим и закрепим изученный материал по теме «Односоставные предложения», используя устное народное творчество. Запишите тему урока.
2. Орфографическая работа (7 мин.).
– Урок начнем с орфографической работы (через м\м проектор):
- пуга (н, нн) ая ворона куста боится;
- даре (н, нн) ому коню в зубы не смотрят;
- стреля (н, нн) ый воробей;
- незва (н, нн) ый гость хуже татарина.
- кова (н, нн) ый конь, а и он спотыкается.
– Прочитайте пословицы. Запишите, раскрывая скобки. Проверяем (через м/м проектор). Сформулируйте правило о правописании н, нн в суффиксах прилагательных.
Вывод:
– Прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с одной н.
– Если есть зависимое слово, приставка (кроме не-), то это причастие, значит пишется нн.
– Прилагательные, образованные от глаголов на -ова-, -ева- (-ева-), пишутся с нн: асфальтированный, газированный. Исключения: жеваный, кованый.
3. Актуализация знаний (устно) (5 мин.) (через м/м проектор):
- На чужой каравай рот (не)разевай.
- Рыбак рыбака вид..т (из)далека.
- Ц..плят по осени считают.
- Из песни слов (не)выкин..шь.
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
– Назовите односоставные предложения, определите их вид.
– Выпишите первое предложение. Произведите синтаксический разбор (проверка).
4. Фронтальный опрос (3–5 мин.)
– Какие предложения называются односоставными?
– Какие односоставные предложения вы знаете?
– Какие предложения называются определенно-личными?
– Какие предложения называются неопределенно-личными?
5. Проверка домашнего задания (3 мин.)
(Учащиеся зачитывают пословицы, которые они подобрали самостоятельно.)
– Какие стороны нашей жизни отражают пословицы?
Физминутка
6. Анализ текста (5 мин.)
(Текст раздать каждому учащемуся на парту.)
– Прочитайте текст.
Народные рецепты
В Ро(с,сс)ии множество плодов и трав употребляют в пищу. Вот как, например, делают морковный чай. Для него берут морко..ь, часто добавляют свеклу, яблоки. Все шинкуют, обдают кипятком и перемешивают. Минуты две-три держ..т на огне, а затем употребляют этот полезный напиток.
– Вставьте пропущенные орфограммы.
– Какие предложения по составу преобладают? Почему?
(Преобладают односоставные предложения, так как не имеет значении, кто совершает действие.)
– А какие народные рецепты приготовили вы?
7. Творческое задание (2 мин.)
– Дополните пословицы.
- От добра… (добра не ищут) н-л
- На чужой роток… (не накинешь платок) о-л
- В чужом глазу… (сучок видим, а в своем бревна не замечаем) о-л
- За двумя зайцами… (погонишься – ни одного не поймаешь) о-л
– Определите тип предложений.
8. «Проба пера»
– Перед вами иллюстрация (Приложение 1).
– Что изобразил художник?
– Придумайте текст, используя пословицы и односоставные предложения.
– Какие пословицы можно применить к иллюстрации?
- Кончил дело – гуляй смело.
- Делу время – потехе час.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой; и т.д.
(Проверка.)
III. Итог
– Издревле люди создавали пословицы, широко ими пользовались, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
IV. Домашнее задание.
Приложение Вы можете получить у автора статьи.