Цели.
- Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова.
- Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам.
- Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова
- рисунки с изображением животных
- цветовые эмоциональные схемы (методика Г.А.Бакулиной)
- карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Определение учащимися автора и названия литературного произведения
Учитель: Начнём урок с логического упражнения. Решив задачу, вы сможете определить произведение, которое сегодня будем изучать.
На уроке чтения ученики 2 “А”, 2 “Б” и 2 “В” изучали произведения: “Чиж и Голубь”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак и Щука”.Ученики 2 “В” не читали произведения “Чиж и Голубь” и “Лебедь, Рак и Щука”, ученики 2 “А” не читали произведение “Лебедь, Рак и Щука”.Определи, какое произведение читали ученики 2 “Б” ?
Он баснописец и поэт народный –
Вот в чём его великость.
– О ком эти строки?
– Сформулируйте тему урока. Тема урока –произведение И.А. Крылова “Лебедь, Рак и Щука”.
3. Подготовительная работа
Знакомство с биографией.
– Поговорим о жизни и творчестве И.А. Крылова. Прочитайте сведения на карточках и выберите цвет, который передаёт ваше отношение к прочитанному.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Его отец был офицером. Он оставил в наследство сыну сундучок с книгами. Мать не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в нищете.
Будущий баснописец не учился в школе. Он самоучкой изучил математику, языки.
Крылов написал 205 басен. Они поучают незаметно, весело, мудро. Они переведены на 60 языков мира.
Словарная работа.
Учитель: Вспомните тему нашего урока. О каких животных пойдёт речь в произведении?
Что общего? Чем отличаются? Как передвигаются?
Физкультминутка.
– А сейчас и мы подвигаемся.
– Продолжим нашу работу. В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуйте прочитать их и объяснить их значение.
Со|гла|сье – все вместе, едино, как одно целое.
лад – порядок, согласие.
мука – сильное страдание, испытание.
По|кла|жа – уложенные для перевозки вещи
воз – повозка с чем-то
впряг|лись – упряжью соединиться с повозкой
пя|тит|ся – двигаться назад
су|дить – высказывать своё мнение
Предопределение учащимися содержания нового произведения.
– Зная название и некоторые слова из басни, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. Кто прав, узнаем, прослушав произведение. Слушая внимательно, определите жанр произведения.
4. Первичный синтез. Чтение учителем
5. Проверка первичного восприятия
- Оправдались ваши предположения?
- Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?
- Что такое басня?
- Какая история описывается в басне?
6. Вторичный синтез. Чтение учащимися
– Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
Лебедь рвётся в облака – он стремительный, упрямый, быстрый
Рак пятится назад – неповоротливый, нерасторопный, то и дело меняет своё решение.
Щука тянет в воду – упрямая, только знает своё дело.
7. Анализ художественного произведения. Формирование идеи
- Обратите внимание на глаголы, которые передают характер каждого героя?
- Прочитай, как герои выполняли свою работу?
- Как понимаете выражение: “Из кожи лезут вон”?
- Найди слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
- Почему же “воз и ныне там”?
Главная часть басни – мораль. Прочитайте её в тексте басни.
8. Обобщающее слово учителя
– Некоторые высказывания Крылова мы используем и по сей день.
Когда человек очень старается, то говорят, что он…
Когда дело не движется (нет результатов, несмотря на усилие)…
9. Творческая работа
– Приступим к творческой работе. Из набора слов, которые вы видите на карточке, в парах составьте две пословицы.
Поспешишь – не грузно, Дружно – людей насмешишь, а врозь- хоть брось. |
– Назовите составленные пословицы. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к басне?
10. Итог урока
- С каким произведением вы познакомились?
- Почему герои так и не смогли выполнить свою работу?
- Что такое басня?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вызвало у вас затруднение?