И.А. Крылов. "Лебедь, Рак и Щука". Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам.
  • Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова
  • рисунки с изображением животных
  • цветовые эмоциональные схемы (методика Г.А.Бакулиной)
  • карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Определение учащимися автора и названия литературного произведения

Учитель: Начнём урок с логического упражнения. Решив задачу, вы сможете определить произведение, которое сегодня будем изучать.

На уроке чтения ученики 2 “А”, 2 “Б” и 2 “В” изучали произведения: “Чиж и Голубь”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак и Щука”.Ученики 2 “В” не читали произведения “Чиж и Голубь” и “Лебедь, Рак и Щука”, ученики 2 “А” не читали произведение “Лебедь, Рак и Щука”.Определи, какое произведение читали ученики 2 “Б” ?

Он баснописец и поэт народный –
Вот в чём его великость.

– О ком эти строки?

– Сформулируйте тему урока. Тема урока –произведение И.А. Крылова “Лебедь, Рак и Щука”.

3. Подготовительная работа

Знакомство с биографией.

– Поговорим о жизни и творчестве И.А. Крылова. Прочитайте сведения на карточках и выберите цвет, который передаёт ваше отношение к прочитанному.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Его отец был офицером. Он оставил в наследство сыну сундучок с книгами. Мать не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в нищете.

Будущий баснописец не учился в школе. Он самоучкой изучил математику, языки.

Крылов написал 205 басен. Они поучают незаметно, весело, мудро. Они переведены на 60 языков мира.

Словарная работа.

Учитель: Вспомните тему нашего урока. О каких животных пойдёт речь в произведении?

Что общего? Чем отличаются? Как передвигаются?

Физкультминутка.

– А сейчас и мы подвигаемся.

– Продолжим нашу работу. В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуйте прочитать их и объяснить их значение.

Со|гла|сье – все вместе, едино, как одно целое.

лад – порядок, согласие.

мука – сильное страдание, испытание.

По|кла|жа – уложенные для перевозки вещи

воз – повозка с чем-то

впряг|лись – упряжью соединиться с повозкой

пя|тит|ся – двигаться назад

су|дить – высказывать своё мнение

Предопределение учащимися содержания нового произведения.

– Зная название и некоторые слова из басни, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. Кто прав, узнаем, прослушав произведение. Слушая внимательно, определите жанр произведения.

4. Первичный синтез. Чтение учителем

5. Проверка первичного восприятия

  1. Оправдались ваши предположения?
  2. Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?
  3. Что такое басня?
  4. Какая история описывается в басне?

6. Вторичный синтез. Чтение учащимися

– Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

Лебедь рвётся в облака – он стремительный, упрямый, быстрый

Рак пятится назад – неповоротливый, нерасторопный, то и дело меняет своё решение.

Щука тянет в воду – упрямая, только знает своё дело.

7. Анализ художественного произведения. Формирование идеи

  1. Обратите внимание на глаголы, которые передают характер каждого героя?
  2. Прочитай, как герои выполняли свою работу?
  3. Как понимаете выражение: “Из кожи лезут вон”?
  4. Найди слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
  5. Почему же “воз и ныне там”?

Главная часть басни – мораль. Прочитайте её в тексте басни.

8. Обобщающее слово учителя

– Некоторые высказывания Крылова мы используем и по сей день.

Когда человек очень старается, то говорят, что он…

Когда дело не движется (нет результатов, несмотря на усилие)…

9. Творческая работа

– Приступим к творческой работе. Из набора слов, которые вы видите на карточке, в парах составьте две пословицы.

Поспешишь – не грузно,
Дружно – людей
насмешишь,
а врозь- хоть брось.

– Назовите составленные пословицы. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к басне?

10. Итог урока

  1. С каким произведением вы познакомились?
  2. Почему герои так и не смогли выполнить свою работу?
  3. Что такое басня?
  4. Что вам понравилось на уроке?
  5. Что вызвало у вас затруднение?