Театрализованное представление "Город мастеров"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.

Задачи:

  • углубить знания о прикладном искусстве (которые ребята получили на уроках);
  • прививать любовь, уважение и интерес к традициям русского народа, русской культуре, своей Родине и её истории;
  • развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности.

Литературный ряд: стихотворения, песни, частушки.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: когда люди впервые стали рисовать? И почему они это сделали?

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменным орудием, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных - передовая тем самым своё представление о мире.

Весь мир поразили открытые в своё время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах тёмных трудно доступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием, при свете факелов. Выразительность этих рисунков на столько велика, что после их открытия наши современники отказываются верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объём, красоту движений животных и людей. Рисовал он эти рисунки, для того чтобы украсить своё жильё.

На протяжении многих зеков искусство продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое своё. И поскольку результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей данного народа, это искусство мы называем - народным искусством.

Народное искусство - это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Их мастерство передавалось от отцов к сыновьям, сохраняя характерные черты, особенности рисунка и цвета эта повторяемость называется традицией.

Один из современных народных художников А. Е. Ермишов сказал: "Я работал, как отец мой работал, а отец мой работал, как дед работал". И вот эта самая ниточка традиций тянулась-тянулась и дотянулась до наших дней.

Сейчас мы знаем, насколько развито, насколько разнообразно народное искусство. Оно разнообразно по материалу, из которого изготавливают изделия: это дерево, глина, ткани, нити, медь и т. д. Разнообразно по манере исполнения, по цветовой разработке.

Наша русская земля очень богата талантливыми людьми. Они живут в вологодских, курских, тульских, архангельских деревнях и больших городах. Любой самый обыкновенный предмет в руках умельцев становится произведением искусства. В город, куда съехались мастера мы сегодня и отправимся.

(Звучит музыка)

1 - участник: "Мы приехали в город мастеров из Подмосковья - из Гжели знаменитой. Знаменита Гжель наша мастерами, да изделиями. Мастера у нас умелые, а изделия богатые, каждая хозяйка не прочь иметь в своём доме вазу, часы или молочник нашей работы".

2 - участник: "Роспись наша не многоцветна это сочетание синего кобальта и белого фарфора. В этом наше отличие от других русских росписей. А людям роспись Гжельская нравится. Мы хотим вам показать наши изделия и песней рассказать о нашей росписи.

I

Есть в Подмосковье такое местечко.
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.

Припев.
И светится вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

II

Рядом с осинками в синих косынках
Синии гроздья на синих рябинках,
Синии зори и синии птицы -
С этой красою ничто не сравнится.

Припев.

III

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Припев.

1 -участник: "Приезжайте к нам в Подмосковье за Гжельской посудой".

Чтец:

В тени родного края
Под сенью сосен древних
Живёт одна простая
Российская деревня.
Проснётся спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
На жостовском подносе,
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы.

Учитель: Какое красивое стихотворение о жостовской росписи. А из Жостова у нас приехали мастера или нет?

Привезли ли они нам свои подносы известные?

3 - участник: "Да привезли. Мы приехали из Подмосковья из деревни Жостово сейчас Мытищинский район Московской области, но в дороге с гжельскими мастерицами нашими соседками не встретились. Видимо потому, что изделия везли разные. Гжельцы везли посуду, бьющуюся и ехали медленно, а мы везли подносы металлические посмотрите какие удивительно красивые".

Учитель: Да красивые! Мы очень хотим услышать ваш рассказ, как же делают такую красоту.

4 - участник: У нас в Жостове фабрика работает по производству таких подносов. Фабрика выпускает в год более 800 тысяч подносов, но что интересно двух одинаковых не найдёшь, как не будешь стараться.

Коллектив художников у нас творческий и что важно, расписывая подносы, художники никогда заранее эскиз не готовят, а рисунок целиком и полностью зависит от фантазии и настроения художника".

3 - участник: "Украшены наши подносы букетами цветов, очень-очень похожими на настоящие. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии и незабудки. Цветовая палитра не ограничена, но есть обязательный фон. Он может быть чёрный и красный, коричневый и синий. Наши цветы настолько красивы что, кажется, будто на них капельки росы. И ощущаешь запах цветущих лугов, глядя на наши подносы".

4 - участник: "Мы знаем, что у вас в школе есть музей народного творчества и хотели бы передать в дар музею наш поднос".

Учитель: Спасибо вам большое. Это действительно подарок так подарок.

(Учитель читает стихотворение).

Где плывут соловьиные трели
По просторам полей и садов,
Есть у русской земли ожерелье
Белокаменных городов.
Здесь узорные стены и роспись палат
Рождены воспевать богатырский талант.
Здесь художник по имени Русский народ
Создаёт чудеса несравненных красот.

5-й участник: "А мы приехали из города Семёнова Нижегородской области. Привезли Вам золотую хохлому. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Наши умельцы расписывают деревянную посуду, применяя жёлтый, красный, чёрные цвета".

Учитель: Откуда же появилось ваше удивительное хохломское искусство?

5-й участник: "Разное рассказывают старики. Моя бабушка Агрофена Петровна рассказывала: "Будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичонок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой".

6-й участник: "А я другое слышала. Мой дедушка Афанасий Селантьевич говорил: "В давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но ещё больше любил свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной земли. И стал он рисовать пышные цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать и любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища".

Учитель: Интересно мастерица Вы рассказываете. Может и действительно благодаря жар-птице красота такая родилась, а может быть, и огонь навеял такие цветосочетания. Не важно. Важно то, что красота родилась не писанная, даже песню люди сложили о хохломе.

(Звучит песня на слова П.Синявского "Хохломская роспись")

Учитель: Вот такая удивительная роспись - золотая хохлома. Хохломские изделия всегда считались хорошими подарками. И мы Вам хотим подарки подарить.

(Дарят подарки)

Была, ребята, и я когда-то в тех местах, где живут наши мастерицы. Сели мы на пристани в быстрый "Метеор", который идет до Нижнего Новгорода, отправились плыть по Волге реке. В какое окно не глянешь, перед глазами проплывают картины родной природы, ширь полей, лугов, покрытых разноцветьем трав, темнеющая в дали полоса леса. А дальше русские деревни, церкви - жемчужны русской архитектуры. А на пригорке виднеется городок под названием Городец.

А из Городца к нам в город мастеров приехали гости?

7 - участник: "Мы ехали вместе с мастерицами хохломскими , так как живём по соседству в Нижегородской области и изделия везли тоже деревянные. Почему деревянные вы наверное догадались! Леса у нас в округе много, а работать с ним одно удовольствие. Только роспись наша другая. Не спутаешь её с хохломской. В традициях нашего рисунка - "кони", красавцы скакуны; "цветы", но не просто цветы, а русские полевые, лесные, луговые. У нас нет обязательной для хохломы травки, листочков меньше и курочки у нас особые форсистые, геройские.

8 - участник: "Цвета в нашей росписи применяются разные. Иногда роспись наносится на чистую поверхность дерева, иногда по цветному фону. Изготавливают наши умельцы посуду деревянную, игрушки, прялки и сундуки писные. Наша роспись отличается от других тем, что последним этапом работы художники наносят бликовку и тенёжку, что придаёт росписи живость, заставляет цветы и листья играть и веселиться. Штрих, выполненный кистью разной ширины, придаёт объём и связывает элементы композиции между собой.

Традиции Городецкой росписи сегодня хранит и развивает старейший мастер Тимофей Фёдорович Краснояров, он проработал на фабрике узоров 40 лет. Краснояров и сейчас работает, правда у себя дома, да ещё и молодых людей обучает своему делу. Вот такая наша роспись!"

(Девочки исполняют частушки).

Эй, девчонки, хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.

Очень любим мы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни-
Кавалеры наши.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Учитель: А вы гости дорогие, откуда к нам пожаловали?

9 - участник: "Из Дымкова".

10 -участник: "Из Дымковской слободы".

Учитель: Какое интересное название на слово дым похоже. Расскажите нам, пожалуйста, о ваших изделиях, мастерах и росписи.

9 - участник: "Дымково - это городская слобода, то есть заречная часть города Кирова. Расположена она за широкой рекой. На вид слобода обыкновенная деревня, только люди там живут не обыкновенные. Любят наши люди лепить из глины игрушки различные. А когда вылепят, обжигают их в печи. Круглый год из труб домов дымок поднимается, поэтому и название такое у нашей слободы - Дымковская. Игрушки наши необыкновенно нарядны. Вот посмотрите это няня с ребёнком, одета она так как раньше одевались женщины города Кирова. Платье с пышными оборками, с кокошником на голове. А уж какая она величавая и статная! Какое округлое и румяное у неё лицо! Даже стихи поэты пишут о наших барышнях, вот послушайте.

Ходит гордо словно пава;
Коромысло на плечо,
А за ней детей орава,
Бабы в красных сарафанах
Рассуждают не спеша:
"Встала с солнцем утром рано,
Видно-вятская душа".
Белый фартук модно вышит,
Весь в оборках кружевах.
А румянец так и пышет
На тугих её щеках.
Встала тихо у рябины,
Ласково на всех глядит
Хоть и сделана из глины-
Хороша она на вид.

10 - участник: А я, ребята, хочу вам загадку загадать.

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан
Кто это? Правильно! Баран!
Баран золотые рога!

Не только загадка есть про барана, но и считалка:

Шёл баран по крутым горам,
Вырывал травку,
Положил на лавку
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт!

Учитель: Посмотрите, ребята на этого барана! Похож он по - вашему на настоящего? Вот таких баранов, индюков, петухов, разных сказочных героев, даже целые сценки сказочные лепят и расписывают наши мастера и мастерицы. А в росписи своей всем на удивление применяют в основном круги разного цвета, разной величины, от крупных, до мелких точек. Этой глиняной игрушкой и знаменито Дымково.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Учитель: Действительно, хороша ваша роспись, яркая, праздничная и вовсе на дым не похожая. Спасибо, вам, за ваш рассказ интересный. А мы продолжим знакомство с мастерами.

11- участник: "Мы привезли Палехские шкатулки и думаем, что они вам должны понравиться. Роспись наша не ограничивает цвет, можно применять все цвета. Поэтому она такая яркая. И ещё потому, что фон в нашей росписи почти всегда чёрный, а яркие краски на чёрном горят".

12 - участник: "Сюжеты на наших шкатулках бывают разные. Зачастую сюжеты сказок, легенд, песен и приданий. Расписать наши шкатулки сложно, потому что живопись наша многослойна, а иногда и очень мелка, что художники выполняют ее, применяя увеличительное стекло".

11 - участник: "Но расписывают у нас не только шкатулки, а ещё и украшения. Если кто-то из вас знает загадки, считалки или стихотворения о нашей росписи и может их рассказать, тому мы по дарим такую вот брошь.

(Показывает брошь)

Чтец из зрителей:

Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех,
Скачет на тройке в отсветах зари.
Ожили краски и в душу запали
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья жар-птицы
Палех рисует России портрет.

11 - участник: Хорошо, мы дарим тебе вот эту брошь.

Учитель: Ребята, вспомните, сколько мы с вами сегодня назвали росписей: Гжельская, Хохломская, Жостовская, Городетская. Дымковская, Палехская и ещё обязательно должны сказать о русской красавице. Как её зовут? Матрёшка - конечно, это символ России. Когда иностранцы приезжают в Россию они обязательно стараются увезти с собой такой сувенир, кусочек России. Расписывают матрёшек и в Подмосковье и в Нижнем Новгороде, и в Полохов - Майдане, по всей России, только получаются они всех немного разные.

И хочется мне, ребята, обратить ваше внимание на то, насколько разнообразно русское искусство, насколько оно богато и красиво. Цените его, знайте, любите и берегите.

(Учитель читает стихотворение).

От полей, от берёзок русских
Взял начало русский талант.
Он в архангельских сёлах
И в курских,
В деревнях вологодских
И тульских,
Как бесценный хранится клад.
На окошках резные кокошники,
А на печках-
Ковры израсцов...
Здесь от века познали художники
Мудрость дедов своих и отцов.
Каждый день настоящий мастер
Создавать чудеса готов.
Скачут кони Хрустальной масти,
Льётся запах резных цветов,
Лето кружится вышивкой пёстрой
По лужайкам льняного холста...
У большого таланта
Есть сёстры-
Красота,
Простота,
Доброта.

(Звучит песня "Красота" в исполнении Ю. Антонова).