“Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач”
/Озерова О.Е./
Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь я понимаю, что все дети наделены способностями. Разными: у кого-то получается возводить интересные постройки из кубиков, кто-то обладает нежным голоском, у кого-то хорошая пластика и он прекрасно выполняет танцевальные движения. Костя, например, забавно изображает сказочных героев, а Полине удаются красочные, выразительные рисунки. Нужно постараться увидеть эти способности, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и способностям проявиться, развиться.
Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить. В игре, во время прогулок, бесед, на своем примере…
Во время занятий, связанных с творческим процессом развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Имея возможность выразить себя, ребенок становится эмоционально богаче, чувствует удовлетворение. Творчество для него – это отражение душевной работы.
Понятно, что в детском саду одно из самых важных занятий детей должно оставаться творчество. Поэтому своей темой самообразования я взяла развитие творческих возможностей детей - дошкольников через художественно-эстетическое воспитание. А целью – развивать познавательную и творческую активность детей, помочь найти свой путь к самовыражению. В процессе своей работы с детьми я включила разные виды деятельности: дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения, фантазии, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание художественных произведений, прогулки, игры-путешествия, упражнения (Пр. “Представь, что ты солнышко”) и т.д.
Настольной моей книгой, помощницей в работе стала книга О,Е. Озеровой “Развитие творческого мышления и воображения у детей”
В качестве практического материала предлагаю разработанную мною творческую игру “Спасатели”
Педагогам, работающим в области творческого развития ребенка, необходимо владеть множеством методов и приемов для того, чтобы раскрыть творческий потенциал дошкольника. Для того, чтобы чему-то научить, нужно самому уметь.
Необходимо создать благоприятные условия окружающей среды для проявления творческой фантазии, воображения ребенка, помочь ему раскрепоститься. Подобрать множество развивающих и стимулирующих игр, занятий. И в скором времени вы увидите, как маленький человек покажет, на что он способен.
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка-дошкольника заняться творческими поисками, если он к этому не готов или попросту не хочет. Мы только отобьем у него охоту вообще садиться за рисование. Не зря же, начиная занятие по изобразительной деятельности, педагог продумывает начало, заинтересовывая детей сюрпризным моментом или ставя перед ними проблемные ситуации, “приводя” сказочных персонажей и т.д.
Не обязательно, чтобы ребенок был одарен с рождения и рисовал, как художник-профессионал. Важно, чтобы посредством нашего влияния на его развитие, ребенок мог передать свои переживания, эмоции, впечатления. Для этого, на мой взгляд, существует нетрадиционная техника рисования, где ребенок, покажет себя, и при этом не будет переживать, что у него ничего не получилось. В конечном итоге цель педагога вырастить всесторонне развитую личность.
Работая над темой творческих поисков, я сделала вывод, что дошкольнику нужно давать возможность работать с разнообразным материалом. Материал, в свою очередь должен быть достаточно привлекателен. Также нужно учитывать его специфику, назначение, свойства.
Для развития творчески развитой личности важно развивать воображение ребенка. Благодаря развитому воображению ребенок может предположить конечный результат своей деятельности; продумать способ поведения в неопределенной ситуации; создать образ, заменяющий деятельность; создать образ описываемого объекта. Психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение это одна из форм мышления.
Цель: развивать творческий потенциал детей, воображение, фантазию. Учить приемам нетрадиционного изображения. Упражнять мелкую моторику. Учить сопереживать.
Ход игры
Дети приходят в музыкальный зал, оформленный для проведения игры.
Воспитатель – сегодня мы отправимся на прогулку…
Ребята, вы слышите, кто-то плачет?
Дети – Да, слышим.
В – Кто же это может быть? Сейчас посмотрим.
Дети оглядываются по сторонам, вместе с воспитателем подходят к ширме. Там появляется Звездочка (помощник, в костюме звездочки)
В – Кто же это?
Дети узнают Звездочку
В – Почему ты такая грустная?
З – Я из волшебного Звездного города. Я и мои подружки звездочки жили очень счастливо и весело. Но однажды увидел нашу счастливую жизнь злой волшебник. Невзлюбил он счастливых звездочек и попрятал их. Теперь наш город пуст. Мне очень грустно в нем одной. Как мне найти своих подружек и не знаю. Может, вы поможете?
В – Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь нашей новой знакомой?
Д – Да, сможем!
З – Я очень рада! Но дойти до моего города совсем не просто. Нужно пройти сложный путь.
В – Для этого мы сейчас превратимся в спасателей.
Воспитатель надевает на детей цветные воротнички, а сама одевается в цветную накидку и произносит заклинание: “Вокруг себя обернись, в спасателя превратись!”
В – Вы готовы пуститься в путь? Для этого у меня есть волшебный компас. Посмотрите, ребята, эта стрелка показывает нам направление. Куда же мы сейчас направимся? Дети называют (вперед, прямо, направо…)
В – Это опасная дорога. По ней можно будет пройти тогда, когда она будет разрисована разноцветными камнями. А узнать, каким цветом вы будете рисовать камешки, вам помогут эти катушки.
Игра “Волшебные катушки”
В – Возьмите в руки по катушке. Под музыку начинайте накручивать веревочку на катушку, пока не дойдете до сундучка. Когда он откроется, вы узнаете, какой краской будете рисовать свой камешек.
По мере нахождения своей краски, воспитатель уточняет, каким цветом будет рисовать ребенок.
После того, как каждый ребенок нашел свой цвет, предлагается подойти к столу и взять баночку со своей краской.
В – Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу волшебными камнями. но рисовать камни нужно только в квадратиках, только тогда мы сможем по ней пройти.
З – Но у вас нет кисточек, чем же вы будете рисовать?
Д – Можно порисовать рукой, пальчиком.
В – Давайте нарисуем камешки поролоном, тогда мы сделаем это быстро и камни получатся большими. Берем по кусочку поролона, обмакиваем в краску и делаем отпечаток. Не забудьте, что рисовать нужно в квадратиках. Воспитатель показывает технику рисования. Дети работают под музыку.
В – Вот и получилась волшебная дорога. Теперь давайте пройдем по ней осторожно на носочках, не наступая на камешки. Дети идут под тихую музыку, добираясь до противоположного края.
В – Ребята, что это такое разбросано по поляне?
Д – Картинки, цветные карточки…
В – Что же могло случиться?
Звучит звукозапись голосов Весны и Зимы.
З – Я, кажется, знаю. Это поругались Зима и Весна. Перемешали все свои краски – теплые и холодные и не могут их сами собрать. И теперь не дают здесь никому пройти, пока не разберутся.
В – Ребята, давайте поможем Весне и Зиме разложить карточки на теплые и холодные цвета. Здесь и корзинки лежат. В какие корзинки будем складывать карточки для Зимы и Весны?
Дети выбирают корзинки и разбирают цветные карточки.
В – Ребята, давайте посмотрим, какие картинки можно выложить из этих карточек. Вы, Илья, Рита, и Настя, Присаживайтесь здесь и попробуйте сложить картинку для Весны. А вы…. будете складывать картинку для Зимы.
Дети выкладывают снежинку и цветок.
В – Какие вы молодцы, ребята, у вас все получилось! Вы помогли Зиме и Весне помириться. А теперь продолжим свой путь. Посмотрите на компас, куда показывает стрелка? Дети называют направление.
Дети с воспитателем продвигаются дальше: перепрыгивают “овраг”, переходят узенький мостик.
В (шепотом) – Здесь нужно пройти тихо, чтобы не разбудить в болоте лешего. Он большой проказник. Ребята, смотрите (показывает на кочку, на которой стоит сундучок) что это?
Д – Сундучок.
В – Давайте посмотрим, что в нем.
Дети открывают сундучок, там лежат шарики.
В – Как вы думаете, на кого похожи эти шарики?
Д – На колобок, на мячики…
В – Но они зеленого цвета и живут в болоте. Кто бы это мог быть, догадались?
Д – Нет.
В – Давайте мы нарисуем им глазки. Смотрите здесь лежат волшебные краски. Давайте присядем на эти кочки и порисуем.
Рисование пальчиком.
В – А теперь догадались?
Д – Нет.
В – Послушайте стишок: Радуя маму –
лягушку,
Головастики ныряют друг за дружкой.
Д – Это головастики!
В – Как вы думаете, какие головастики живут в этом болотце, грустные или веселые?
Д – Веселые!
В – Посмотрите, как надо рисовать веселого головастика.
Воспитатель показывает детям, как нарисовать улыбку.
В – Какие симпатичные головастики у нас получились! Давайте отпустим их обратно в болотце.
В – Мы должны идти дальше. Давайте опять посмотрим на стрелку компаса.
З – Ребята, мы пришли в мой город. Но он теперь пуст. Почему-то яблоки лежат повсюду.
В – А как вы думаете, почему они здесь лежат?
Д – Не знаем.
В – Неспроста эти яблочки здесь появились. Давайте попробуем заглянуть вовнутрь яблока.
Воспитатель берет заранее разрезанное горизонтально яблоко (на срезе зернышки располагаются в виде звезды) и показывает его половинки детям.
В – Ребята, посмотрите, кто же спрятан в середине яблока?
Дети видят звезду.
В – Вот куда злой Волшебник спрятал звездочки!
З – Спасибо вам, ребята. Вы спасли моих друзей.
В – Нам пора возвращаться обратно. Прощай, Звездочка.
Звучит песня о дружбе, дети уходят.
См. презентацию.
В игре использовались материалы:
- Игра “Катушки”, Е.Ю. Абрамович, МДОУ д/с “Родничок”, г. Светлогорск Калининградской обл.
- Сюрпризный момент “Звезда” - Автор К. Фопель, “Развитие творческого мышления и воображения у детей”, О.Е. Озерова, изд. 2005 г.