Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
М.Ю.Лермонтов
Задача: используя информационно-коммуникативные технологии, привлечь внимание учащихся к изучению темы, активизировать их познавательную деятельность.
Цели:
- расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России;
- развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа.
Оборудование:
- карта “Отечественная война 1812 г.”;
- презентация “Бородинское сражение” (приложение 3);
- документы об Отечественной войне 1812 г. (приложение 1, 2);
- фотографии М.И.Кутузова, Барклая де Толи, П.И.Багратиона.
Ход занятия
Основные, структурные элементы урока |
Время |
Содержание и приемы работы |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
1 мин |
Организация учащихся класса на работу. |
|
2. Переход к изучению нового материала |
1 мин |
Вступительное слово учителя: Мы продолжаем с вами знакомство с величайшими сражениями в истории России. А вот о каком сражении мы будем говорить сегодня, вы скажете мне сами. Послушайте небольшое стихотворение:
Хайбалиева О.В. |
Учащиеся определяют, что речь идет о Бородинском сражении. |
3. Постановка проблемной задачи |
1,5 мин |
Учитель: Да, сегодня мы с вами поговорим о Бородинском сражении, которое состоялось 26 августа 1812 г. (1 слайд презентации). Вот, что интересно, Бородинскую битву и русские, и французы считают своей победой и до сих пор это является спорным вопросом. Давайте с вами выясним, чья же это была победа: России или Франции? (2 слайд презентации) |
|
4. Составление плана работы на уроке. |
5 мин. |
Учитель: Нам необходимо, ребята, с вами составить план работы по изучению Бородинского сражения. Как вы думаете, что необходимо рассмотреть вначале. В ходе беседы составляется план занятия (3 слайд): 1. Военные силы сторон. 2. Ход Бородинского сражения. 3. Герои Бородино. 4. Итоги и значение битвы. |
Учащиеся отмечают, что сначала необходимо рассмотреть силы воюющих сторон. Затем можно переходить к изучению хода сражения и героям битвы. В конце изучения необходимо сделать вывод об итогах сражения и его значении. |
5. Вступительное слово о войне 1812 г. |
6 мин. |
Учитель кратко знакомит учащихся с началом Отечественной войны 1912 г. (5, 6, 7 слайды презентации) |
|
6. Работа по 1 пункту плана “Военные силы сторон” |
6 мин. |
Учитель организовывает работу с таблицей “Военные силы сторон” (слайд 8) Учитель должен отметить, что, несмотря на превосходство в силах, у русских многие войска были необучены военному делу, это давало преимущество Наполеону, именно поэтому у него остался неиспользованным резерв. |
Ученики отмечают, что сил у русских войск было больше, чем у Наполеона. |
7. Работа по 2 пункту плана “Ход Бородинского сражения” |
8 мин. |
Учитель с помощью презентации объясняет учащимся ход сражения (9 – 12 слайды). Работа учащихся с документами о сражении (Приложение 1). Затем проводится работа с документами и учащимся предлагается поиграть в игру “Чистая доска”: 1. О чем свидетельствуют документы, с которыми вы познакомились? 2. Как в бою себя вели русские воины? 3. Как в бою вели себя французы? 4. Что отличало русских и французов в этом сражении? |
Учащиеся работают с документами и отвечают на вопросы: 1. Учащиеся отмечают, что сражение было ожесточенным. 2. Русские стояли насмерть, “с неподвижностью твердейших стен”. 3. Французы воевали отчаянно, несмотря на большие потери. 4. Их различали цели: русские отстаивали свободу своей Родины, Москву, а французы стремились “загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице”. |
8. Работа по 3 пункту плана “Герои Бородино” |
2 мин. |
Учитель кратко знакомит учащихся героями не только Бородинского сражения, но и всей Отечественной войны 1812 г. (слайды 13) |
|
9 Решение проблемного вопроса. |
3 мин. |
Организовывается работа с документами (Приложение 2) для ответа на вопрос, поставленный в начале занятия: чья же это победа: Франции или России? |
Учащиеся, знакомясь с выдержками из документов, приводят различные точки зрения о том, кому принадлежит победа в Бородинском сражении, но в итоге приходят к выводу, что все-таки это была победа русской армии, России. |
10. Работа по 4 пункту плана “Итоги и значение битвы” Рефлексия |
6,5 мин |
Беседа с учащимися по вопросам: 1. Какой вывод мы можем сделать о значении Бородинского сражения? 2. Как вы думаете, можно ли было избежать этого сражения? 3. Были ли в истории нашей страны аналогичное событие? |
Учащиеся отвечают, что битва показала силу русской армии, убедила русских солдат, что они могут разгромить противника, несмотря на то, что Наполеон считался непобедимым. Учащиеся отвечают, что Наполеон стремился к генеральному сражению, надеясь в нем разгромить русскую армию, и Кутузов понимал, что отходить бесконечно русские не могут, позади была Москва, которую надо было защитить. По третьему вопросу ученики могут привести пример начала Великой Отечественной войны – битва за Москву. |