Чтение должно стать для ребёнка очень
тонким
инструментом овладения знаниями и вместе с тем
источником богатой духовной жизни.
В. А. Сухомлинский
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
При обучении чтению детей младшего школьного возраста существуют три направления:
- совершенствование всех сторон навыка чтения;
- обучение аналитическим и синтетическим видам работы с познавательными и художественными произведениями;
- формирование способности ориентироваться в мире книг.
Учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя, на мой взгляд, - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Именно такие занятия помогают мне проводить учебники О. В. Кубасовой “Любимые страницы”.
Методический аппарат данных учебников по литературному чтению позволяет:
- формировать мировоззрение детей за счёт отбора произведений по темам духовно – нравственного содержания;
- развивать творческие способности учащихся;
- обогащать умственный потенциал детей за счёт формирования типа правильной читательской деятельности: обдумывание перед чтением, в процессе чтения и по окончании чтения произведения;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- развивать речь читателя (работа над заголовком, планом, все виды пересказа, создание собственных высказываний);
- формировать отношение к чтению как к процессу общения с автором (акцент на внимание к личности писателя, к его “присутствию” в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу);
- активизировать мотивационную сторону чтения.
Хочу предложить читателям – моим уважаемым коллегам – описание урока литературного чтения во втором классе по теме: Русская народная сказка “Заяц – хваста”.
Цель урока: анализ художественного произведения.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с русской народной сказкой “Заяц – хваста”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
- Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работать дружно при работе в паре.
Оборудование урока:
учебник по литературному чтению для 2-го класса “Любимые страницы” О. В. Кубасова часть 3;
карточки со словами для игры “Две шкатулки”;
рисунки к сказке.
Ход урока (см. таблицу)
См. приложение 1.
См. приложение 2.
См. приложение 3.
См. приложение 4.