Урок по теме "Растения-путешественники." 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ТЕМА: «Растения-путешественники».

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с «Растения-путешественники»;
  • развивать творческие способности, устную речь детей;
  • расширять кругозор учащихся, уважение и любовь к окружающему миру;
  • воспитывать любовь и уважение к природе к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • проектор;
  • слайды по темам: «Растения-путешественники»;
  • учебник Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2-й класс.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

 1. Организационный момент

Отгадайте:

Дышит, растёт,
А ходить не может.

2. Формирование новых знаний

Путешествуя по разным странам люди, привозили новые необычные для их мест астения.

(На доске фото рисунки.)

Георгин

Около двухсот лет назад попали в Европу из Южной Америки красивые цветы георгины. Название своё георгины получили в честь работавшего в России немецкого учёного-ботаника И.И.Георги. Окраска и форма этих цветов столь разнообразны, что уже сейчас цветоводы вывели более восьми тысяч сортов.

Гладиолус

Во второй половине лета начинают цвести гладиолусы. Высокие с крупными цветками самой разнообразной окраски, один за другим распускающиеся снизу вверх по стеблю. Гладиолус – пришелец из Южной Африки. Своё имя получил за сходство листьев с клинком грозного оружия (лат. gladius - меч; отсюда – гладиатор.) У нас это слово вошло в обиход совсем недавно, в 30 –е годы 20 века. А до этого прекрасный цветок назывался просто – шпажник.

Подсолнечник

Почти 500 лет назад в Европе появились семена необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина подсолнечника - Южная Америка. Коренные жители Америки – индейцы давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок Солнца, сын Солнца. Испанцы, итальянцы, французы называют его повёрнутый к Солнцу. У русских оп считается другом солнца, и потому мы называем его подсолнечник.

Под солнышком подсолнечник,
Когда денёк погожий,
Весь день глядит не солнышко,
Сам на него похожий.
Плывёт кораблик – солнышко,
Вокруг лучи кольцом.
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.

Апельсин

Многие думают, что апельсины появились у нас недавно. Но это не так. Уже в 17 веке московские богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии «китайскими яблоками». По-голландски - аппел «яблоко», сина - «Китай».

Так заморское слово прибыло в новую страну одновременно с продуктом, его обозначающим.

Картофель

Клубни картофеля похожи на гриб трюфели. Как и трюфель, они растут под землёй. Вот и назвали картофель в Италии, куда его привезли из Южной Америки, грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофель. В Россию картофель вместе с его немецким названием попал при Петре Первом. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Дамы использовали только цветки картофеля, прикрепляя их к платьям. Со временем неприхотливое и урожайное растение оценили по заслугам.

Физкультминутка

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Нас ещё работа ждёт.
Руки вниз на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Огурец

Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на русских огородах и носил своё чисто русское имя – огурец. На самом же деле это не так. Слову «огурец» предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, которое в свою очередь было заимствовано у греков. «Агурос» связано а «аорос» (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся пока не пожелтели они, не созрели окончательно их едят незрелыми.

Помидор

Слово помидор означает «золотое яблоко» и происходит от итальянского помидоро. Томатом же растение назвали ацтеки. Испанцы привезли это слово из Мексики после открытия Америки. Кстати сок помидоров мы называем не помидорный сок, а именно томатный (по-индейски), а вот сам помидор называем помидором по-итальянски.

Подорожник

На просёлочной дороге или лесной тропинке почти всегда можно увидеть подорожник большой. Это скромное неприхотливое растение с круглыми листьями обладает целебными свойствами. Когда под рукой нет пластыря или йода, его лист можно приложить к ссадине. Его можно встретить на земном шаре повсеместно, и оно продолжает путешествовать, занимая всё новые и новые территории благодаря мелким клейким семенам. Прошёл по дороге человек, пробежал зверь, присела отдохнуть птица – приклеившиеся к ногам или лапам семена начинают своё путешествие. Вместе с европейскими завоевателями в Америку отправился и подорожник, который буквально следовал по пятам, заселяя дорогу, просёлки, тропинки. Поэтому местные жители стали называть его «следом белого человека».

Такие растения, как подорожник, которые распространены почти повсеместно, называются космополитами (от греческого «космополитес» - гражданин мира).

Человек вольно или невольно способствует расселению многих растений. Почти всюду на полях и огородах можно теперь встретить такие сорняки, как марь белая, пастушья сумка, крапива, птичья гречиха мокрица. Некоторые растения распространяются по миру и без помощи людей. Например, семена некоторых водных и болотных растений – тростника, ряски, рдеста - переносят водоплавающие птицы.

Тыква

Одно из первых растений, которое стал выращивать человек. Плоды тыквы не только едят, но из особой тыквы - горлянки делают посуду: бутылки, вёдра, миски, ложки, чашки. В высушенных больших тыквах некоторые народы Азии и Африки хранят зерно и воду. Родина тыквы - Северная Америка.

3. Закрепление изученного

Рассмотрите рисунки (стр.148) .На какие группы можно разделить эти растения?

Хвойные
Ель
Можжевельник

Цветковые
Липа
Слива
Сирень
Колокольчик

Культурные
Земляника
Тыква

4. Итог урока

Огромное количество букетов ввозят в город в выходные дни и на праздники. Дикорастущих растений с красивыми цветами становится меньше. Очень мало осталось в лесах купальниц. Все знают этот прелестный цветок, похожий на золотистую розу. Это неприхотливое растение может жить на любой влажной почве.

Редко встречается белая кувшинка: почти каждый купающийся или плавающий на лодке обязательно сорвёт цветок. А ведь вынутый цветок сразу завянет.

Исчезает плаун. А это потомок гигантских растений живших в то далёкое время, когда отлагался каменный уголь. Плаун долго не вянет, остаётся зелёным, вот его и рвали, украшали рамки портретов. А возраст такой плети около 15 лет.

Конечно, каждому хочется привезти из леса букет. Но многие дикорастущие растения стали редкими, потому что мы их бездумно срываем. Некоторые занесены в Красную Книгу.

К сожалению, многие раннецветущие стали очень редкие наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней. Нужно ли рвать эти цветы, если стоят они в вазе всего один день, а то и меньше?

Многие растения размножаются семенами, а значит, если сорвёшь всего один цветок, то через несколько лет в лесу не вырастет десяток цветов. Ведь растения появляются из семян не на следующий год, а через несколько лет.

5. Домашнее задание

Стр. 147-148.