Роль занимательных компьютерных упражнений в формировании у младших школьников музыкально-образных представлений

Разделы: Музыка


Известно, что музыкально-образные представления имеют большую социально-культурологическую значимость в формировании художественной и, прежде всего, музыкальной культуры школьников.

Поэтому посредством упражнений и заданий занимательного, творческого характера, выполняемых с помощью компьютеров на уроке музыки мы пытались решить задачи по формированию музыкально-образных представлений у младших школьников. В ходе занятий специально программировались ситуации, настраивающие каждого ученика на образное восприятие звуковысотных, ритмических особенностей музыки с последующим воплощением образов в вокальных, инструментальных, пластических проявлениях.

Следует подчеркнуть, что перед нами стояли непростые задачи: научить детей чувствовать выразительность музыкального ритма, мелодии; различать и осмысленно исполнять звуки разные по высоте, направлению движения мелодии (восходящее, нисходящее); уметь самостоятельно подбирать тот или иной музыкальный инструмент, цветовую гамму и т.п.

К тому же поисковые ситуации, предоставление возможности каждому ученику проявить инициативу, способствовали их творческому отношению к процессу воплощения музыкальных образов в вокальном и инструментальном исполнении, пластическом интонировании, рисунках, поэтических высказываниях.

В качестве примера рассмотрим основные моменты в содержании занятия «Музыкальная лесенка». Особенное внимание обращаем на направленность каждого педагогического приема на определенный сенсорный канал восприятия-представления (визуальный, аудиальный, кинестетический), которые мы обозначили в скобках курсивом: «В»-визуальный; «А»-аудиальный; «К»-кинестетический.

«Музыкальная лесенка»

Дидактические задачи: познакомить детей с особенностями звучания восходящей и нисходящей мелодии, используя возможности компьютера: звучание и изображение инструментов, графическое изображение озвученной лесенки, цветовой палитры, на умение интонировать мелодию в восходящем и нисходящем направлении звучания; способность определять по слуху направление движения мелодии.

План проведения занятия:

1. Дети рассматривают графическое изображение лесенки, определяют количество ступеней (в).

2. Прослушивают плавное неторопливое звучание восходящей мелодии в исполнении на фортепиано или на других музыкальных инструментах (звуковая запись на компьютере) (а).

3. Отмечают при помощи курсора последовательность звучания восходящего и нисходящего направления движения мелодии (в-а).

4. Внимательно слушают мелодию, продолжая курсором отмечать последовательность звучания восходящих, нисходящих звуков, самостоятельно определяя пропущенный звук (на усмотрение учителя) (а-в).

5. Слушают мелодию и движением руки показывают ее направление – вверх, вниз (к-а).

6. Вспоминают (про себя) высоту звучания пропущенного звука, пытаются спеть его. Игра повторяется, предполагая пропуск того или иного звука (а).

7. Пытаются пропеть звук протяжно, отрывисто, решительно, полетно, звонко, непокорно, беззаботно, пасмурно, солнечно.(характер исполнения дети выбирают самостоятельно) (а).

8. В соответствии с характером исполнения подбирают определенный цвет (из семи цветов радуги) (в).

9. Каждый ребенок индивидуально собирает «рассыпавшиеся» музыкальные ступеньки в определенной последовательности (восходящее, нисходящее движение) (в-а).

10. Каждый ученик самостоятельно выбирает музыкальный инструмент, изображенный на экране. Сопоставляет звучание своего голоса со звучанием того или иного инструмента, одновременно напевая мелодию (в-а).

Наблюдения показывают, что многократные попытки подбора детьми нужного звука в сочетании с его словесными характеристиками (эмоционально – образный словарь), с подбором определенных цветовых оттенков для характеристики того или иного звука - способствуют быстрому закреплению слухового представления даже на первых занятиях.

Несмотря на то, что не всеми учениками была достигнута чистота интонирования восходящей и нисходящей мелодии, мы отметили, что дети, в процессе усвоения данного упражнения, научились:

– самостоятельно сравнивать звуки по высоте звучания;
– выделять нужный звук из комплекса других звуков;
– мысленно представлять восходящее, нисходящее направление движения мелодии;
– делиться поиском нужной интонации с другими;
– сопоставлять правильность воспроизведения мелодии, отдельных звуков со звучанием компьютера;
– сопоставлять тембровое звучание одной и той же мелодии (звучание разных музыкальных инструментов), отдавать предпочтение той или иной тембровой окраске.
– сравнивать музыкальное звучание с цветовой палитрой, отдавая предпочтение в каждом конкретном случае сочетанию определенного звука с определенным оттенком.

В данном случае образ музыкальной лесенки, ассоциации с музыкальной «пирамидкой», поисковая ситуация в виде озвученной компьютерной игры, в сочетании звучания определенной ступеньки с цветом активизировали восприятие звучания мелодии, стимулировали развитие способности индивидуального представления о направлении движения мелодии вверх, вниз, а также элементарного воплощения восходящей, нисходящей мелодии в пении.

Приведем в качестве примера высказывания и размышления отдельных детей после проведения данного урока.

Аня Б.: «Я не знала, что из звуков можно составлять «пирамидки», теперь мне понятно, что звуки бывают разные: высокие, низкие, с ними можно играть».

Сережа Ю.: «У меня нет компьютера, но есть металлофон, я могу нарисовать разноцветные звуки и сочинить из них музыкальные картинки - песенки».

Предлагаем, в качестве примера, описание нескольких творческих заданий, выполненных детьми:

1. Подбирая определенный цвет для музыкальных ступенек, Игорь В. придумал историю о путешествующих звуках в красках. Каждая раскрашенная музыкальная ступенька в его исполнении отражала определенное настроение: до (I ступень) – зеленый цвет – весенняя трава, она настойчиво пробивается сквозь землю; соль (V ступень) – желтый цвет – цвет радостного солнца; си (VII ступень) – голубой цвет задумчивого неба. Ученик раскрасил I, V и VII музыкальные ступеньки в названные цвета, пытаясь воспроизвести высоту звучания каждой, при этом подбирая соответствующую интонацию для каждого музыкального звука: настойчивую, радостную, задумчивую.

2. Яна К. изобразила музыкальную лесенку в виде большого разноцветного круга, напоминающего радугу, стараясь придать каждому звуку выразительность звучания: «Звуки украшают мир, они разноцветные, они не могут звучать одинаково» – объяснила свой рисунок Яна.

Высказывания детей убедили нас в том, что образные сравнения, словесная подтекстовка, поиск и нахождение выразительного цветового изображения определенного звука являются своеобразной настройкой внимания ученика на осмысленное восприятие звучания мелодии с последующим осознанным, выразительным, образным ее исполнением.

3. У Миши С. любимый звук ассоциировался со звуком уплывающего корабля. Звук был протяжный, негромкий, печальный. Миша точно определил его место нахождения на музыкальной лесенке. Его «звуковой корабль» совершал кругосветное путешествие по волнам. Затем снова возвращался на пятую ступеньку лесенки. Звучание своего голоса Миша изменял в соответствии с контрастным изображением темных и светлых штрихов безмятежных или взволнованных волн. У других детей «любимый» звук ассоциировался с образом птиц, цветов, капель дождя и т.д.

4. Оля М. представила восходящее движение мелодии в виде распускающегося цветка. Она старалась передать свое образное представление в соединении выразительного пения с пластическим интонированием. В ее графических набросках на экране компьютера трудно было определить образ цветка. На первый взгляд, это был набор отдельных вертикальных и извилистых линий в которых явно был отражен определенный смысл. Например, тянущихся вверх тонких стебельков, которые, поднявшись вверх, тяжело падали. Представляемое сочетание звуков ученица выразила в движениях и пении.

Почему мы выделяем данные высказывания?

На наш взгляд, дети в своих высказываниях продемонстрировали увлеченность, заинтересованность, желание добиться результата через готовность к самостоятельному поиску, что, по нашему мнению, является одной из важных предпосылок в развитии музыкально-образных представлений.

Как видим, сопоставление звука и цвета, графические изображения, элементы мультипликации, образные сравнения, самовыражение в высказываниях – все это углубляло слуховые представления детей как об отдельном звуке и его свойствах, так и об интонации, средствах музыкальной выразительности, способствовало эффективному формированию музыкально- образных представлений на уроке музыки.