Урок-исследование "Строение и свойства глюкозы"

Разделы: Химия


Тема: Строение и свойства глюкозы. (Урок-исследование).

Цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач:

Задачи

Умения и навыки

Приобретение общеучебных умений.

Работать с учебником, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешенй речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ.

Приобретение специальных умений.

Усвоение фактического материала по предмету

Приобретение интеллектуальных умений.

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Приобретение исследовательских знаний и умений.

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.

С целью учета формирования данных умений и навыков на уроке и последующей рефлексии, подготавливаю «ЗУНЫ» - набор карточек с перечнем умений и навыков, которые показывают учащиеся на конкретном уроке. В течение урока данные карточки вручаю учащимся, демонстрирующим компетенции. Карточки помогают объективно оценить работу учащихся на уроке, осуществить рефлексию на уровне: «Я знаю.., я умею.., я могу…», подвести итог.

Компетенции (зуны) данного урока:

  • Умеет показывать строение веществ.
  • Умеет показывать ход реакций.
  • Умеет наблюдать.
  • Зная строение, может определить свойства.
  • Знает свойства альдегидов.
  • Знает свойства спиртов.
  • Умеет делать выводы.
  • Умеет распознать многоатомный спирт.
  • Умеет сравнивать.
  • Умеет находить главные признаки.
  • Знает реактив на альдегидную группу.
  • Знает реактив на спиртовые группы.
  • Умеет анализировать.
  • Самостоятельность мышления.
  • Оригинальность мышления.

Обучающая цель данного урока: Изучить строение глюкозы, свойства, получение и применение. Научиться осуществлять реакции по обнаружению глюкозы в пищевых продуктах.

Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить существенные признаки предметов и процессов; развивать умение находить причинно-следственные связи при определении зависимости свойств от строения, понимать закономерности протекания химических реакций.

Воспитательная: включить в творческий процесс освоения знаний, создать условия для применения знаний и умений в практической деятельности, расширить кругозор о превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез); осуществить рефлексию собственного продвижения и утверждения в деятельности.

Оборудование и реактивы: Раствор глюкозы, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор меда, виноградный сок (отжатый натуральный), спиртовки.

На доске: Состав глюкозы. Строение. Свойства. Карточки - ЗУН. Коллекция «Применение глюкозы» - таблетки, сорбит, глюконат кальция, мед, виноград, кефир. Дневник исследователя - инструкции для учащихся.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией «Глюкоза». (Приложение)

I. Актуализация и повторение опорного материала

Продолжаем изучение кислородосодержащих органических веществ. На прошлом уроке познакомились с классификацией углеводов, определили их состав. Дома необходимо было вспомнить биологическую роль глюкозы.

  • Напомним состав глюкозы.
  • Покажем процесс образования глюкозы в природе (реакция).
  • Какова её биологическая роль.

Учитель знакомит с критериями оценки работы на уроке: знания учащихся о свойствах и строении изученных классов, умение выделять существенные признаки, анализировать, проводить эксперимент  отмечается с помощью «зунок».

Учитель (демонстрация коллекции и презентации): Не меньшее значение имеет глюкоза и как ценный пищевой продукт. Все кисломолочные, квашеные изделия - это продукты брожения глюкозы. Лекарства, кондитерские изделия и ещё многим другим мы обязаны глюкозе. Она стоит того, чтобы урок посвятить ей.

Сегодня мы на уроке:

  • Что будем делать: Изучим строение и свойства глюкозы.
  • Как будем это делать: с помощью эксперимента.
  • Зачем: применять законы и теории для установления зависимости между свойствами и строением веществ, знать практическое использование глюкозы. Мы узнаем - как обнаружить глюкозу в пищевых продуктах.

II. Изучение материала: Постановка проблемы

Строение молекул мы показываем в виде структурной формулы – это определенный порядок расположения атомов. Каков он в глюкозе. При таком количестве атомов возможны различные варианты. Попробуем его установить опытным путем. Исследуем свойства глюкозы. Порядок исследования отражен в «Дневнике исследователя», используем его для записи хода работы и выводов.

Учитель напоминает порядок исследования:

  • Постановка проблемы (вопрос).
  • Определение цели
  • Выдвижение гипотезы (Если.., значит…).
  • Эксперимент.
  • Вывод.
  • Применение новых знаний.

III. Исследование

Дневник исследователя по теме «Строение и свойства глюкозы»

Цель: Экспериментальным путем установить строение глюкозы.

Реактивы: Раствор глюкозы, CuSО4, NaОН, спиртовка.

Этапы эксперимента:

  • Вспомните функциональные группы изученных классов – альдегидов и спиртов. Каковы способы обнаружения функциональных групп  этих классов,  реактивы на данные группы.
  • Гипотеза: если глюкоза вступит в реакцию с … и даст характерные признаки: .., значит, в молекуле глюкозы есть … группы.
  • Проверим наличие в глюкозе известных функциональных групп: альдегидной и гидроксильной. Проведите реакции по обнаружению в глюкозе гидроксо-групп -ОН, и альдегидной группы – СОН.
  • Сделайте вывод о строении: Реакция глюкозы с … без нагревания приводит к образованию … раствора. Это доказывает наличие в глюкозе … групп. Реакция глюкозы с … при нагревании приводит к образованию … осадка. Это доказывает наличие в глюкозе … группы.
  • Покажите строение глюкозы – запишите её структурную формулу в тетрадь.
  • Объясните, почему глюкозу называют альдегидоспиртом.
  • Какие свойства глюкозе придает альдегидая группа. (способность вступать в реакцию с …)
  • Какие свойства глюкозе придадут 5 гидроксильных групп. (… способность вступать в реакцию с …)
  • Сделайте выводы о химических свойствах глюкозы (заполните таблицу).

IV. Выводы

Характеристика химических свойств глюкозы

Свойства, обусловленные наличием в молекуле глюкозы

Специфические свойства глюкозы

гидроксильных групп

альдегидной группы

1. Как многоатомный спирт глюкоза реагирует
с _________________________
c образованием __________________________

1. Как альдегид реагирует
с __________________________

(реакция “серебряного зеркала”):

Глюкоза способна подвергаться … :

а) ...

б) …

2. Реагирует с __________________
_______________________________

с образованием _________________________

(пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотными группами)

2. Окисляется _____________________________

(с образованием красного осадка)

3. Под действием восстановителей … превращается в ______________ _____________________________

Окисление (дыхание)

V. Применение знаний

Эксперимент

Задание учащимся: Докажите наличие глюкозы в меде и винограде. Сделайте вывод о наличии в меде и винограде функциональных групп.

VI. Общий вывод

Доказали правильность 2-го и 3-го положений теории А.М. Бутлерова «Свойства веществ зависят ...», «Зная свойства…»

VII. Итоги урока

Рефлексия: Какие были затруднения? Что показалось самым интересным? Что удивило вас? Назовите, какие знания и умения помогли вам сегодня в работе (учащиеся используют выданные карточки). Какие знания помогли вам исследовать глюкозу, каков уровень ваших ЗУН. Количество карточек. Оценки.