Тема: Строение и свойства глюкозы. (Урок-исследование).
Цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач:
Задачи |
Умения и навыки |
Приобретение общеучебных умений. |
Работать с учебником, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешенй речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ. |
Приобретение специальных умений. |
Усвоение фактического материала по предмету |
Приобретение интеллектуальных умений. |
Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Приобретение исследовательских знаний и умений. |
Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы. |
С целью учета формирования данных умений и навыков на уроке и последующей рефлексии, подготавливаю «ЗУНЫ» - набор карточек с перечнем умений и навыков, которые показывают учащиеся на конкретном уроке. В течение урока данные карточки вручаю учащимся, демонстрирующим компетенции. Карточки помогают объективно оценить работу учащихся на уроке, осуществить рефлексию на уровне: «Я знаю.., я умею.., я могу…», подвести итог.
Компетенции (зуны) данного урока:
- Умеет показывать строение веществ.
- Умеет показывать ход реакций.
- Умеет наблюдать.
- Зная строение, может определить свойства.
- Знает свойства альдегидов.
- Знает свойства спиртов.
- Умеет делать выводы.
- Умеет распознать многоатомный спирт.
- Умеет сравнивать.
- Умеет находить главные признаки.
- Знает реактив на альдегидную группу.
- Знает реактив на спиртовые группы.
- Умеет анализировать.
- Самостоятельность мышления.
- Оригинальность мышления.
Обучающая цель данного урока: Изучить строение глюкозы, свойства, получение и применение. Научиться осуществлять реакции по обнаружению глюкозы в пищевых продуктах.
Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить существенные признаки предметов и процессов; развивать умение находить причинно-следственные связи при определении зависимости свойств от строения, понимать закономерности протекания химических реакций.
Воспитательная: включить в творческий процесс освоения знаний, создать условия для применения знаний и умений в практической деятельности, расширить кругозор о превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез); осуществить рефлексию собственного продвижения и утверждения в деятельности.
Оборудование и реактивы: Раствор глюкозы, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор меда, виноградный сок (отжатый натуральный), спиртовки.
На доске: Состав глюкозы. Строение. Свойства. Карточки - ЗУН. Коллекция «Применение глюкозы» - таблетки, сорбит, глюконат кальция, мед, виноград, кефир. Дневник исследователя - инструкции для учащихся.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией «Глюкоза». (Приложение)
I. Актуализация и повторение опорного материала
Продолжаем изучение кислородосодержащих органических веществ. На прошлом уроке познакомились с классификацией углеводов, определили их состав. Дома необходимо было вспомнить биологическую роль глюкозы.
- Напомним состав глюкозы.
- Покажем процесс образования глюкозы в природе (реакция).
- Какова её биологическая роль.
Учитель знакомит с критериями оценки работы на уроке: знания учащихся о свойствах и строении изученных классов, умение выделять существенные признаки, анализировать, проводить эксперимент отмечается с помощью «зунок».
Учитель (демонстрация коллекции и презентации): Не меньшее значение имеет глюкоза и как ценный пищевой продукт. Все кисломолочные, квашеные изделия - это продукты брожения глюкозы. Лекарства, кондитерские изделия и ещё многим другим мы обязаны глюкозе. Она стоит того, чтобы урок посвятить ей.
Сегодня мы на уроке:
- Что будем делать: Изучим строение и свойства глюкозы.
- Как будем это делать: с помощью эксперимента.
- Зачем: применять законы и теории для установления зависимости между свойствами и строением веществ, знать практическое использование глюкозы. Мы узнаем - как обнаружить глюкозу в пищевых продуктах.
II. Изучение материала: Постановка проблемы
Строение молекул мы показываем в виде структурной формулы – это определенный порядок расположения атомов. Каков он в глюкозе. При таком количестве атомов возможны различные варианты. Попробуем его установить опытным путем. Исследуем свойства глюкозы. Порядок исследования отражен в «Дневнике исследователя», используем его для записи хода работы и выводов.
Учитель напоминает порядок исследования:
- Постановка проблемы (вопрос).
- Определение цели
- Выдвижение гипотезы (Если.., значит…).
- Эксперимент.
- Вывод.
- Применение новых знаний.
III. Исследование
Дневник исследователя по теме «Строение и свойства глюкозы»
Цель: Экспериментальным путем установить строение глюкозы.
Реактивы: Раствор глюкозы, CuSО4, NaОН, спиртовка.
Этапы эксперимента:
- Вспомните функциональные группы изученных классов – альдегидов и спиртов. Каковы способы обнаружения функциональных групп этих классов, реактивы на данные группы.
- Гипотеза: если глюкоза вступит в реакцию с … и даст характерные признаки: .., значит, в молекуле глюкозы есть … группы.
- Проверим наличие в глюкозе известных функциональных групп: альдегидной и гидроксильной. Проведите реакции по обнаружению в глюкозе гидроксо-групп -ОН, и альдегидной группы – СОН.
- Сделайте вывод о строении: Реакция глюкозы с … без нагревания приводит к образованию … раствора. Это доказывает наличие в глюкозе … групп. Реакция глюкозы с … при нагревании приводит к образованию … осадка. Это доказывает наличие в глюкозе … группы.
- Покажите строение глюкозы – запишите её структурную формулу в тетрадь.
- Объясните, почему глюкозу называют альдегидоспиртом.
- Какие свойства глюкозе придает альдегидая группа. (способность вступать в реакцию с …)
- Какие свойства глюкозе придадут 5 гидроксильных групп. (… способность вступать в реакцию с …)
- Сделайте выводы о химических свойствах глюкозы (заполните таблицу).
IV. Выводы
Характеристика химических свойств глюкозы
Свойства, обусловленные наличием в молекуле глюкозы |
Специфические свойства глюкозы |
|
гидроксильных групп |
альдегидной группы |
|
1. Как многоатомный спирт глюкоза реагирует |
1. Как альдегид реагирует (реакция “серебряного зеркала”): |
Глюкоза способна подвергаться … : а) ... б) … |
2. Реагирует с __________________ с образованием _________________________ (пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотными группами) |
2. Окисляется _____________________________ (с образованием красного осадка) |
|
3. Под действием восстановителей … превращается в ______________ _____________________________ |
Окисление (дыхание) |
V. Применение знаний
Эксперимент
Задание учащимся: Докажите наличие глюкозы в меде и винограде. Сделайте вывод о наличии в меде и винограде функциональных групп.
VI. Общий вывод
Доказали правильность 2-го и 3-го положений теории А.М. Бутлерова «Свойства веществ зависят ...», «Зная свойства…»
VII. Итоги урока
Рефлексия: Какие были затруднения? Что показалось самым интересным? Что удивило вас? Назовите, какие знания и умения помогли вам сегодня в работе (учащиеся используют выданные карточки). Какие знания помогли вам исследовать глюкозу, каков уровень ваших ЗУН. Количество карточек. Оценки.