Цели курса
- Развитие общекультурной компетентности учащихся.
- Формирование представлений об основных этапах становления органической химии.
- Расширение и углубление химических знаний о строении и свойствах веществ.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
- Формирование интереса к предмету через знакомство с применением органических соединений в повседневной жизни.
Задачи курса
- Углубление и расширение знаний учащихся по истории химии.
- Знакомство учащихся со строением органических веществ.
- Изучение номенклатуры и классификации веществ в органической химии.
- Совершенствование умений в составлении уравнений реакций на примере основных классов органических соединений (реакции присоединения, замещения, обмена, окисления и т.д.).
- Формирование умений работать с научно-популярной литературой и Интернетом для разработки тематических сообщений.
Содержание курса
Тема 1. История возникновения и развития органической химии (6 часов)
Химия углерода - химия жизни. Первые органические вещества, используемые человеком. Эмпирический период развития химии (XVII – XVIII вв.). Аналитический период развития органической химии (конец XVIII - середина XIX вв.). Этап витализма в истории химии. Шведский химик И. Берцелиус и его вклад в развитие органической химии. Развитие органической химии в XIX веке. Теория радикалов, теория типов. Работы Ф. Велера, Ф.А. Кекуле, А. Кольбе, А. Купера. Изомеры. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные направления развития теории органических соединений. Значение теории строения А.М. Бутлерова для дальнейшего развития органической химии. Изомеры (структурные, пространственные). Электронная природа химической связи. Единство органического и неорганического мира.
Практическая работа №1.
Качественное определение углерода, водорода и хлора в составе молекул органических соединений.
Тема 2. Классификация органических соединений (5 часов)
Общие принципы номенклатуры. Разные номенклатурные системы. Исторические названия наиболее распространенных в быту веществ. Основные принципы международной номенклатуры IUPAC на примере первых представителей различных гомологических рядов. Классификация углеводородов, кислородсодержащих соединений на примерах веществ, встречающихся в повседневной жизни (метан, пропан, этилен, ацетилен, этиловый спирт, уксусная кислота, муравьиная кислота, ацетон, глицерин и т.д.). Функциональные группы.
Практическая работа №2.
Составление шаростержневых моделей молекул органических соединений.
Тема 3. Реакции в органической химии
Различные типы химических реакций, встречающихся в органической химии (замещения, присоединения, обмена, и т.д.). Реакция окисления органических и соединений. Сравнение реакций соединения в неорганической химии и присоединения в органической химии, разложения и отщепления. Реакции полимеризации, как частный случай реакции соединения. В качестве примеров используются реакции с участием метана, этилена, этанола, уксусной кислоты.
Практическая работа №3.
Решение задач по уравнениям химических реакций, протекающих с участием органических соединений.
Тема 4. Органические соединения вокруг нас (2 часа)
Углеводороды и их использование в быту и промышленности. Использование спиртов, карбоновых кислот, альдегидов. Физиологическое действие отдельных веществ на организм человека.
Практическая работа №4.
Распознавание органических соединений - представителей различных классов.
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса «Введение в органическую химию» учащиеся должны:
Иметь представления об исторических этапах развития органической химии, о вкладе русских ученых в развитие теории органических соединений, о значении органических соединений для жизнедеятельности человека.
Знать основные принципы классификации и номенклатуры.
Уметьсоставлять формулы изомеров различного типа (углеродного скелета, положения кратный связи, положения функциональных групп, геометрических изомеров); составлять уравнения реакций гидрирования, гидратации, хлорирования, полимеризации, окисления (на примере метана, этана, этанола, этилена и т.д.); сравнивать и анализировать полученную информацию; выделять главное, пользоваться справочной и дополнительной литературой; использовать полученные знания в повседневной жизни для безопасного обращения с органическими веществами.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
История возникновения органической химии. |
5 |
4 |
1 |
2 |
Классификация органических соединений. |
4 |
3 |
1 |
3 |
Реакции в органической химии. |
4 |
3 |
1 |
4 |
Органические соединения вокруг нас. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Конференция (защита рефератов учащихся). |
2 |
2 |
|
6 |
Всего: |
17 |
13 |
4 |
Литература
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10-й класс. – М.: Дрофа,2004.
- Кузнецова Н.Е., Левкина А.Н, Задачник по химии 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. – 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
- Манолов К. Великие химики. – М.: Мир, 1985.
- Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. – М.: Просвещение, 1980.
- Потапов В.М. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1976.
- Соловьев Ю.И., Трифонов Д.Н., Шамин А.Н. История химии. М.: Просвещение, 1978.
- Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. – М.: Наука, 1979.
- Штрубе В. Пути развития химии. – М.: Мир, 1984.
- Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика – Пресс, 1997.
- Шпаусус В. Путешествие в мир органической химии. – М.: Просвещение.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2005.