Конспект урока по теме "Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами"

Разделы: Математика


Тема: Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Лабораторно-практическая работа.

Цели урока:

1) Обучающая: продолжать формировать навыки работы в графическом редакторе Paint, формировать навыки моделирования геометрических операций и фигур.

2) Развивающая: развивать логическое мышление, речь.

3) Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование к уроку: мультимедиа оборудование, презентация к уроку (Приложение 1), карточки для группы, чистые листы, оценочные листы для руководителя группы (Приложение 2).

Структура урока

I. Организационный этап - 1 мин.
II. Фронтальный опрос - 3 мин.
III. Изложение нового материала - 9 мин.
IV. Динамическая пауза - 1 мин.
V. Работа в группах - 7 мин.
VI. Итоги урока - 3 мин.
VII. Физминутка - 1 мин.
VIII. Выдача домашнего задания - 3 мин.
IX. Рефлексивный этап - 3 мин.

Ход урока

I. Здравствуйте ребята! Садитесь. Надеюсь у каждого из вас хорошее рабочее настроение. И прежде чем приступит к работе, проверим готовность к уроку. (Слайд 1)

Наш урок будет проходить в виде групповой деятельности. На прошлом уроке я вас попросила разделиться на 3 команды, а в каждой команде образовать по 2 рабочей группы и назначить руководителя группы, который будет следить за ходом выполнения заданий и в конце урока выставит вам оценки.

Распределитесь, пожалуйста, на команды, а внутри команд – на рабочие группы по 3 человека.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами». (Слайд 2)

А вот какие фигуры вы должны будете получить, вам предстоит отгадать. Запишите число, тему урока.

II. А прежде чем приступим к работе, необходимо ответить на несколько вопросов. (Слайд 3)(Слайд 4)

Молодцы ребята! Ну, вот мы и вспомнили принципы работы в Paint. На предыдущих уроках мы решали задачи на моделирование геометрических операций. Сегодня же будем моделировать геометрические фигуры.

III. Рассмотрим следующую задачу. Построить равносторонний треугольник с заданной стороной. Алгоритм построения равностороннего треугольника еще в 6 в. до н. э. предложил Евклид.

Все вы знаете, что Евклид – это великий ученый, путешественник, математик. Жил он в 5 веке до н.э. в Древней Греции, где основал свою школу, в которой изучал все науки доступные в то время и создавал собственную философию. Главной работой Евклида является «Начало», состоящее из 13 книг. В этой работе Евклид подытожил всю математику того времени. В основном он занимался геометрией.

Итак, построим треугольник с помощью алгоритма Евклида.

Как мы оформляем задачу в графическом редакторе?

Правильно!

Эту задачу мы разберем вместе со мной, оформив её в тетрадях. Итак, записываем условие задачи: построить равносторонний треугольник с заданной стороной. (Слайд 5)

Что нам дано?

Хорошо! (Слайд 6)

Вот мы и получили равносторонний треугольник с помощью алгоритма Евклида. Хорошо!

IV. Ну а сейчас для наших пальчиков и глаз выполним небольшие упражнения. (Слайд 7)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

3. Круговые движения вправо влево.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд. На 3-4 посмотреть вдаль.

5. Замкнуть руки в замок, выполнить вращательные движения.

6. Размять пальчики рук.

Молодцы!

V. А сейчас, выполним лабораторно-практическую работу. В начале урока вы поделились на команды, а внутри команды на 2 группы.

В каждой команде необходимо решить одну задачу, но первая группа выполняет её на компьютере в графическом редакторе, используя готовые фигуры (вам необходимо оформить задачу правильно), а вторая – должна по готовому алгоритму получить из бумаги геометрическую фигуру. Руководителю группы необходимо распределить, кто, что будет делать.

А чтобы узнать, какую фигуру будем строить необходимо, отгадать загадки.

1. Какая фигура взята за основу науки тригонометрии? (Слайд 8)

Правильно!

2. У какой фигуры радиус описанной окружности равен стороне этой фигуры? (Слайд 9)

Правильно!

3. (Слайд 10)

Молодцы ребята! Какую же фигуру ребята будут моделировать. Итак, (Слайд 11) приступаем!

(Руководитель группы проверяет правильность выполнения работ и наблюдает за скоростью выполнения.) (Приложение 3)

Молодцы!

VI. Вновь немного с вами отдохнем и выполним смешную зарядку.

Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.

VII. Слово предоставляется руководителям группы. (Демонстрирует полученные фигуры из бумаги и алгоритм построения на компьютере на экране.)

Урок подходит к концу.

VIII. Запишите домашнее задание. (Слайд 12)

IX. И в завершение, хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. На столе лежат листы, нарисуйте, пожалуйста, портрет этого урока.

И хочется урок закончить словами А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг.

(Слайд 13)

Литература

1. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007. – 128 с.: ил.
2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
3. Ф.Г. Петрова. Математические вечера. – Ижевск: Удмуртия, 1968. – 182 с.: ил.