Урок по русскому языку. 1-й класс. "Собственные имена"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить детей с понятиями собственные имена; учить отличать собственные имена от других слов.

Задачи:

  1. Работать над правилом написания собственных слов;
  2. Развивать устную речь; обогащать словарный запас;
  3. Учить работать в малых группах; воспитывать взаимопомощь.

I. Организационный момент.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое лицо вам нравится больше. Какое у вас сейчас настроение? Я надеюсь, что к концу урока у вас всех будет хорошее настроение. Мы вернёмся к этим лицам в конце урока.

II. Введение в тему урока.

-Кто выполнил совет авторов учебника и рассказал дома о том, какие бывают слова в русском языке? О каких группах слов вы рассказали?

- На какой вопрос отвечают слова, которые называют людей и животных? (Кто?)

- Сегодня мы с вами откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? О том, что для вас будет новым, вы сами скажете в конце урока.

III. Повторение и знакомство с новым материалом.

Работа над каллиграфией.

-Найдите на странице 9 в рабочей тетради столбик слов. Хором прочитайте первое слово так, как оно написано . (Писатель)

- Кого называют этим словом? (Человека, который пишет книги.)

- На какой вопрос отвечает слово? (Кто?)

-Впишите вопрос на приготовленную строку во второй столбик. Старайтесь писать не только аккуратно, но и красиво.

-Шёпотом прочитайте второе слово и отметьте в нём все «опасные места». Не забудьте и о буквах парных согласных.

- Хором прочитайте это слово так, как оно написано, старайтесь запомнить буквы на месте «опасностей».

-На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?) Почему? (Оно называет человека)

Впишите вопрос на строку. /Учитель показывает на доске одну из увиденных им каллиграфических погрешностей и исправляет её./ Постарайтесь второй вопрос записать лучше.

- Прочитайте третье слово и решите, на какой вопрос оно отвечает. Почему на вопрос кто? Впишите вопрос.

- Самостоятельно поработайте с двумя последними словами: прочитайте их и отметьте «опасные места», стараясь запомнить буквы.

- Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звёздочками. Прочитайте слова шёпотом и определите, чем похоже их написание.

- Почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей и клички животных.) прочитайте фамилии. Выберите имена. А теперь – клички.

-Давайте попробуем некоторые из этих слов по смыслу соединить со словами первого столбика. Например, какое слово подойдет к слову писатель? (Чуковский.)

-Что вы им назвали? (Фамилию писателя.) впишите фамилию писателя в первую строчку третьего столбика, но сначала подготовимся. Назовите буквы первого слога, которые вам понадобятся. (Большая буква Ч и буква У.) вспомним как пишется заглавная буква Ч и как она соединяется со следующей буквой. /Учитель прописывает букву и соединяет её с У)

- Ребята, мы видим слова написанным, по какой памятке будем действовать? (По памятке списывания.) Отметьте другие»опасности»и самостоятельно выполните оставшиеся действия. / Учитель вывешивает в качестве плана рисунки подсказки из памятки1 №3,4,5. Учащиеся руководствуются ими./

- Давайте сравним слова, записанные в первом и третьем столбиках. Кого они все называют? (Людей или животных.) На какой вопрос отвечают? (Кто?)

Смотрите: одни называния людей и животных пишутся с маленькой буквы, а другие- с большой. Откройте секрет нашего языка: какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?

- Если слова называют имена, отчества и фамилии людей, клички животных, пишут с большой буквы. Такие слова имеют своё особое название. Хотите узнать какое? На странице 19 учебника в рамке вместе читаем.. ( Учитель читает первый абзац, а ребята следят.)

-Ребята, какое новое название вы узнали? (Собственные имена. ) Что этими словами называют? Дочитайте вторую часть сведений в рамке. Что нового встретили в знакомом правиле? (Новое научное название – собственные имена.)

- Теперь мы можем говорить правило маленькие, как взрослые, как ученые.

Физминутка.

“Сели. Встали”.

Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы – дети садятся на корточки. Если пишется с большой буквы – то встают и поднимают руки вверх.

Котёнок, Барсик, Мальвина, мальчик, щука, Щукин, луг, Луговая, море, озеро, Байкал, шарик (Шарик).

- Почему некоторые ребята встали? Почему вы присели?

IV. Освоение нового понятия.

-Ребята, как вам кажется, вы хорошо поняли, какие слова называют Собственными именами? ( Хорошо.) А теперь хотите проверить себя? ( Да ) Тогда выполним одно хитрое задание, которое есть в учебнике, на странице 18.

-Прочитайте хором первые три пары слов. ( Мальчик-девочка; сын-дочь; внук-внучка.)

-Скажите, кого называют все эти слова? (Людей.) А среди этих слов есть собственные имена? Объясните свой ответ. (Нет имен и фамилий, а значит и нет собственных имен.)

-Встаньте все те, кто считает, что слова из первого столбика называют его. (Встают мальчики.) Теперь встаньте те, кто относит к себе слова второго столбика (Встают девочки).

- Посмотрите: в учебнике после каждого столбика оставлено по две пустые строчки. Догадайтесь, какие слова нужно в них записать? (Имя и фамилию).

1) Работа в тетрадях.

-Откройте тетради и положите их правильно. Прочитайте запись на доске и объясните орфограммы.

февраля.

Классная работа.

-Запишите это в тетрадь.

- Теперь, запишите в тетрадь предложение, вставляя своё имя и фамилию.

Я- _____   ________ .

-Но сначала проговорите вслух так, как будите писать. Какая памятка поможет вам не допустить ошибок? (Памятка № 2)

/Запись проводится под самодиктовку. Учитель следит за действиями детей и помогает им./

-Что называют записанные слова? Какое их научное название вы теперь знаете?

- Молодцы, вы хорошо справились с хитрым заданием.

Физминутка

- Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!

Все открываем глаза и …приступаем к дальнейшей работе.

V. Совершенствование умения отличать собственные имена от других слов и писать их с заглавной буквы. Работа над каллиграфией.

- Откройте стороны страницу 20 учебника. Посмотрите на группы слов в красных рамках. Как вы думаете, почему авторы учебника в скобках в начале некоторых слов указали по две буквы: большую и маленькую? ( Авторы предлагают выбрать буквы.)

- Как вы думаете действовать, выбирая нужную букву? ( Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя – выберем большую букву.)

-Читаем первую группу слов. Что называют слова, в которых предстоит выбрать буквы? ( Имя, отчества и фамилию человека.) Какое название для таких слов есть в языке? ( Имена собственные.) Какую букву нужно выбрать при их записи? (Заглавную.)

- Подготовимся к записи слов. Сначала потренируемся в написании буквы я и ее соединении со следующей буквой д. ( Обсуждается и один раз прописывается буква я в соединении с д.) Потренируемся в написании буквы ж. ( Она тоже прописывается.)

-Прочитайте слова так, как они должны быть написаны, запишите их в тетрадь. Следите за красотой букв.

- Подготовьтесь к списыванию и под уже имеющимися словами, в столбик запишите эту пару слов. / Учитель вновь адресует детей к помещенному на доске плану списывания в рисунках. Учащиеся отмечают «опасные места», проговаривают слова, повторяют и пишут их, не глядя в книгу. Для проверки слов хором прочитываются по сделанной записи./

- Прочитайте слова в двух ставшихся рамках. Какие из букв в скобках нужны, а какие –нет? Почему?

2) Комментированное письмо предложения. Выделение всех орфограмм.

У (С,с)обачки (Б,б)елки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок.

3) Работа на карточках.

Вставить большую или маленькую букву.

П,п?

зелёная …етрушка

попугай …етрушка

С,с?

щенок …нежок

первый …нежок

Р,р?

грибок …ыжик

собака …ыжик

О,о?

птица …рёл

город …рёл

Б,б?

коза …елка

пушистая …елка

Л,л?

цветок …илия

девочка …илия

П,п?

кот …ушок

белый …ушок

Р,р?

грибок …ыжик

собака …ыжик

Т,т?

река …игр

полосатый …игр

Взаимопроверка. Поставьте друг другу отметку в карточке.

VI. Подведение итогов урока.

-О каких особых словах – названиях вы сегодня узнали?

- Что называют эти слова?

- С какой буквы они пишутся?

- Дома расскажите взрослым, какое новое научное слово вы теперь знаете. И вместе соберите «копилку» собственных имен родных и близких: имена и отчества ваших родителей, бабушек, дедушек, Братьев, сестер. А если захотите, вместе со старшими прочитайте на странице 19 вопрос Антона и ответ на него.

-Какое лицо вам сейчас нравится больше? Нарисуйте его в тетради.