Цель: познакомить детей с понятиями собственные имена; учить отличать собственные имена от других слов.
Задачи:
- Работать над правилом написания собственных слов;
- Развивать устную речь; обогащать словарный запас;
- Учить работать в малых группах; воспитывать взаимопомощь.
I. Организационный момент.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое лицо вам нравится больше. Какое у вас сейчас настроение? Я надеюсь, что к концу урока у вас всех будет хорошее настроение. Мы вернёмся к этим лицам в конце урока.
II. Введение в тему урока.
-Кто выполнил совет авторов учебника и рассказал дома о том, какие бывают слова в русском языке? О каких группах слов вы рассказали?
- На какой вопрос отвечают слова, которые называют людей и животных? (Кто?)
- Сегодня мы с вами откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? О том, что для вас будет новым, вы сами скажете в конце урока.
III. Повторение и знакомство с новым материалом.
Работа над каллиграфией.
-Найдите на странице 9 в рабочей тетради столбик слов. Хором прочитайте первое слово так, как оно написано . (Писатель)
- Кого называют этим словом? (Человека, который пишет книги.)
- На какой вопрос отвечает слово? (Кто?)
-Впишите вопрос на приготовленную строку во второй столбик. Старайтесь писать не только аккуратно, но и красиво.
-Шёпотом прочитайте второе слово и отметьте в нём все «опасные места». Не забудьте и о буквах парных согласных.
- Хором прочитайте это слово так, как оно написано, старайтесь запомнить буквы на месте «опасностей».
-На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?) Почему? (Оно называет человека)
Впишите вопрос на строку. /Учитель показывает на доске одну из увиденных им каллиграфических погрешностей и исправляет её./ Постарайтесь второй вопрос записать лучше.
- Прочитайте третье слово и решите, на какой вопрос оно отвечает. Почему на вопрос кто? Впишите вопрос.
- Самостоятельно поработайте с двумя последними словами: прочитайте их и отметьте «опасные места», стараясь запомнить буквы.
- Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звёздочками. Прочитайте слова шёпотом и определите, чем похоже их написание.
- Почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей и клички животных.) прочитайте фамилии. Выберите имена. А теперь – клички.
-Давайте попробуем некоторые из этих слов по смыслу соединить со словами первого столбика. Например, какое слово подойдет к слову писатель? (Чуковский.)
-Что вы им назвали? (Фамилию писателя.) впишите фамилию писателя в первую строчку третьего столбика, но сначала подготовимся. Назовите буквы первого слога, которые вам понадобятся. (Большая буква Ч и буква У.) вспомним как пишется заглавная буква Ч и как она соединяется со следующей буквой. /Учитель прописывает букву и соединяет её с У)
- Ребята, мы видим слова написанным, по какой памятке будем действовать? (По памятке списывания.) Отметьте другие»опасности»и самостоятельно выполните оставшиеся действия. / Учитель вывешивает в качестве плана рисунки подсказки из памятки1 №3,4,5. Учащиеся руководствуются ими./
- Давайте сравним слова, записанные в первом и третьем столбиках. Кого они все называют? (Людей или животных.) На какой вопрос отвечают? (Кто?)
Смотрите: одни называния людей и животных пишутся с маленькой буквы, а другие- с большой. Откройте секрет нашего языка: какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?
- Если слова называют имена, отчества и фамилии людей, клички животных, пишут с большой буквы. Такие слова имеют своё особое название. Хотите узнать какое? На странице 19 учебника в рамке вместе читаем.. ( Учитель читает первый абзац, а ребята следят.)
-Ребята, какое новое название вы узнали? (Собственные имена. ) Что этими словами называют? Дочитайте вторую часть сведений в рамке. Что нового встретили в знакомом правиле? (Новое научное название – собственные имена.)
- Теперь мы можем говорить правило маленькие, как взрослые, как ученые.
Физминутка.
“Сели. Встали”.
Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы – дети садятся на корточки. Если пишется с большой буквы – то встают и поднимают руки вверх.
Котёнок, Барсик, Мальвина, мальчик, щука, Щукин, луг, Луговая, море, озеро, Байкал, шарик (Шарик).
- Почему некоторые ребята встали? Почему вы присели?
IV. Освоение нового понятия.
-Ребята, как вам кажется, вы хорошо поняли, какие слова называют Собственными именами? ( Хорошо.) А теперь хотите проверить себя? ( Да ) Тогда выполним одно хитрое задание, которое есть в учебнике, на странице 18.
-Прочитайте хором первые три пары слов. ( Мальчик-девочка; сын-дочь; внук-внучка.)
-Скажите, кого называют все эти слова? (Людей.) А среди этих слов есть собственные имена? Объясните свой ответ. (Нет имен и фамилий, а значит и нет собственных имен.)
-Встаньте все те, кто считает, что слова из первого столбика называют его. (Встают мальчики.) Теперь встаньте те, кто относит к себе слова второго столбика (Встают девочки).
- Посмотрите: в учебнике после каждого столбика оставлено по две пустые строчки. Догадайтесь, какие слова нужно в них записать? (Имя и фамилию).
1) Работа в тетрадях.
-Откройте тетради и положите их правильно. Прочитайте запись на доске и объясните орфограммы.
…февраля.
Классная работа.
-Запишите это в тетрадь.
- Теперь, запишите в тетрадь предложение, вставляя своё имя и фамилию.
Я- _____ ________ .
-Но сначала проговорите вслух так, как будите писать. Какая памятка поможет вам не допустить ошибок? (Памятка № 2)
/Запись проводится под самодиктовку. Учитель следит за действиями детей и помогает им./
-Что называют записанные слова? Какое их научное название вы теперь знаете?
- Молодцы, вы хорошо справились с хитрым заданием.
Физминутка
- Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на… (Пауза.)Мы спокойно отдыхаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Все открываем глаза и …приступаем к дальнейшей работе.
V. Совершенствование умения отличать собственные имена от других слов и писать их с заглавной буквы. Работа над каллиграфией.
- Откройте стороны страницу 20 учебника. Посмотрите на группы слов в красных рамках. Как вы думаете, почему авторы учебника в скобках в начале некоторых слов указали по две буквы: большую и маленькую? ( Авторы предлагают выбрать буквы.)
- Как вы думаете действовать, выбирая нужную букву? ( Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя – выберем большую букву.)
-Читаем первую группу слов. Что называют слова, в которых предстоит выбрать буквы? ( Имя, отчества и фамилию человека.) Какое название для таких слов есть в языке? ( Имена собственные.) Какую букву нужно выбрать при их записи? (Заглавную.)
- Подготовимся к записи слов. Сначала потренируемся в написании буквы я и ее соединении со следующей буквой д. ( Обсуждается и один раз прописывается буква я в соединении с д.) Потренируемся в написании буквы ж. ( Она тоже прописывается.)
-Прочитайте слова так, как они должны быть написаны, запишите их в тетрадь. Следите за красотой букв.
- Подготовьтесь к списыванию и под уже имеющимися словами, в столбик запишите эту пару слов. / Учитель вновь адресует детей к помещенному на доске плану списывания в рисунках. Учащиеся отмечают «опасные места», проговаривают слова, повторяют и пишут их, не глядя в книгу. Для проверки слов хором прочитываются по сделанной записи./
- Прочитайте слова в двух ставшихся рамках. Какие из букв в скобках нужны, а какие –нет? Почему?
2) Комментированное письмо предложения. Выделение всех орфограмм.
У (С,с)обачки (Б,б)елки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок.
3) Работа на карточках.
Вставить большую или маленькую букву.
П,п? зелёная …етрушка попугай …етрушка С,с? щенок …нежок первый …нежок Р,р? грибок …ыжик собака …ыжик |
О,о? птица …рёл город …рёл Б,б? коза …елка пушистая …елка Л,л? цветок …илия девочка …илия |
П,п? кот …ушок белый …ушок Р,р? грибок …ыжик собака …ыжик Т,т? река …игр полосатый …игр |
Взаимопроверка. Поставьте друг другу отметку в карточке.
VI. Подведение итогов урока.
-О каких особых словах – названиях вы сегодня узнали?
- Что называют эти слова?
- С какой буквы они пишутся?
- Дома расскажите взрослым, какое новое научное слово вы теперь знаете. И вместе соберите «копилку» собственных имен родных и близких: имена и отчества ваших родителей, бабушек, дедушек, Братьев, сестер. А если захотите, вместе со старшими прочитайте на странице 19 вопрос Антона и ответ на него.
-Какое лицо вам сейчас нравится больше? Нарисуйте его в тетради.