Тема: Наш любимый Пушкин.
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством великого поэта А. С. Пушкина.
2. Прививать любовь к русской культуре через произведения писателя-классика.
3. Учить анализировать, сравнивать, делать выводы при работе над викториной.
Оборудование: Слайдовая презентация (Приложение), выставка книг А.С. Пушкина, видеофильм-сказка «Руслан и Людмила» или м/ф «Сказка о мёртвой царевне», викторина по сказкам поэта.
План мероприятия:
1. Беседа о творчестве поэта:
а) Детство А.С.Пушкина;
б) Лицейские годы;
в) Женитьба и дуэль.
2. Викторина по сказкам.
3. Просмотр фильма - сказки «Руслан и Людмила» или м/ф.
Ход урока
Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина, даты жизни.
Летним днём, 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын, назвали которого Александром. Рос мальчик малоподвижным, толстоватым ребёнком. Его дядя, поэт Василий Львович, говорил о нём: «Экой ленивец!»
Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. Он то и дело бил посуду, и Надежда Осиповна (мама Александра) наказывала его. Никто не останавливал вспыльчивую барыню (ни отец - отставной майор, ни дядя), только няня Арина Родионовна, прижав к себе малыша, уводя, говорила: «Ничего нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую».
Слайд 2. Няня будущего поэта.
Няня укладывала своего любимца, принималась сказывать. И в комнате словно бы появлялся Серый Волк, и Иван-царевич… Утром француз - гувернёр выводил мальчика в сад, в город, беседовал с ним по-французски, учил читать французские книги, здороваться по-французски. Ведь дворянское дитя и речью и манерами должно быть французом! Александр всё выполнял, правда, с ленцой и скукой.
Слайд 3. В кругу взрослых поэтов.
Как только в доме появлялись писатели, поэты и начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное, он подружился на всю жизнь с книгами.
Слайд 4. На учёбу в Петербург!
Шли годы. Александр стал крепким, подвижным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправили на учение к дяде в Петербург, в Царскосельский лицей.
В лицее Пушкина приметили сразу. Он был резок, горд, прямодушен. Громче всех смеялся. Смеялся, когда ловко шутили над ним, смеялся над другими. И стихи его тоже заметили. Товарищи сочиняли неплохо, поначалу даже лучше Александра, но он быстро их превзошёл. Всё у него получалось живей и энергичней. Юноша пошутить мог, весело посмеяться мог, обидеть - никогда.
Слайды 5, 6. На экзамене…
Однажды в лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец, произнёс: «Воспоминания в Царском Селе» - и, вскинув руку, с жаром стал читать звучные стихи о великих мужах русской земли, о грозных битвах.
В голосе его слышались раскаты сражений, торжество побед, а в конце – восторг перед ним, Державиным, который воспел отвагу русских воинов. Голос Пушкина звенел, сердце, казалось, стучало на весь зал. Когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять молодого поэта, но Пушкин смутился и убежал.
Теперь все признавали: Пушкин – талант, при старании он может сделаться придворным поэтом… Но не таков был Пушкин, не это занимало его. Он до слёз любил Царскосельские парки с вечерними лебедиными криками, дружеские вечеринки, своих друзей, подруг. И ночи напролёт в своей комнатушке номер 14, волнуясь, едва успевал записывать прекрасные стихи, прекрасные слова, которые так и лились на бумагу.
Рядом с Лицеем находился гусарский полк, где молодые офицеры, вернувшиеся с войны, требовали свободы для своего народа, и Пушкин был с ними заодно. За свободу, за волю!
Однажды он принёс стихи, которые так т назывались – «Вольность», и прочитал:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…
Так смело в России о царях ещё никто не писал. Стихи читал весь Петербург. Прочёл и царь, пришёл в ярость: «Убрать, сослать! В Сибирь!» И только после заступничества именитых друзей смягчился: «Определить в службу на юг. Вдали от Петербурга образумится, поутихнет». Но не таков был Пушкин.
Царь был человек образованный, стихи читал, поэтов знал. Пушкин его раздосадовал. Он выслал Александра из Петербурга сперва к южным границам страны, а оттуда в родительское имение, в Михайловское, в глухую деревню. Пушкин писал о своём изгнании: «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна» и это не было преувеличением. Во время изгнания с поэтом всегда была рядом его няня.
Слайд 7. В ссылке с няней.
Об отношениях А.С.Пушкина с няней, самых искренних и душевно-тёплых, говорит стихотворение «Зимний вечер». Арина Родионовна не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Некоторые из них сродни народным песням. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Слайды 8, 9, 10. Пушкин в Михайловском. Дом. Кабинет А.С.Пушкина
(Михайловское, Петербург). Светёлка няни.
Пушкин постоянно не жил в Москве. В кабинете, где работал поэт, вся стена была уставлена полками с книгами. А.С. Пушкин любил, чтобы его библиотека росла. Неудивительно, что у него накопилось четыре с половиной тысячи томов. С 1826 по 1836 год поэт приезжал в Москву 16 раз. В один из своих приездов, зимой 1828 года, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой, своей будущей женой, на балу. Надумал, собрался жениться Пушкин.
Перед женитьбой поехал осенью в деревеньку Болдино. Пришлось там задержаться: в округе завелась холера. Опасаясь болезни, никого, никуда не выпускали. Карантин.
Слайды 11, 12. Рукописи. Гусиное перо.
А Пушкину самое время работать. Осень – его пора. Были бы только перо, чернильница и бумага!
Слайд 13. Осенние строчки в Болдино.
Побежали по бумаге строчки. Стихи, пьесы, рассказы – валом. Сыпались за окном золотые листья, ложились на стол золотые пушкинские страницы. Утром рассказы, вечером стихи. За одну осень столько, что иному не написать за всю жизнь.
Женился Пушкин на прекрасной девице Наталье Гончаровой. Они обвенчались в феврале 1831 года в церкви Большого Вознесения у Никитинских ворот. Очень её любил Александр Сергеевич. Когда писал «Сказку о царе Салтане», думал о ней.
Слайд 14. Наталья Гончарова.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Жил с женой опять в Царском Селе, неподалёку от царского дворца. Поэт гордился женой и считал, её призвание – блистать красотой в обществе. Царю нравилась Наталья. Пушкины часто бывали на приёмах у царя.
Слайд 15. Дети.
В семье Пушкиных было четверо детей: Григорий, Мария, Наталья, Александр. Дочери выросли красавицами и вышли замуж, сын Александр стал военным, Григорий же много лет прожил в Михайловском, а потом передал имение под музей.
Слайд 16. На балу.
Но вот за Натальей Гончаровой стал при всех ухаживать близкий ко двору офицер француз Дантес. Пушкин предупредил: это оскорбительно! Но тот стал ещё назойливей. Дуэль была неминуемой.
Слайд 17. Дуэль.
Снежным зимним вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: «Погодите», собрался с силами, выстрелил в Дантеса, радостно крикнул: «Попал! Попал!» - и лишился чувств.
Весть о ранении поэта пронеслась по Петербургу. У его постели днём и ночью дежурили поэты, писатели. Иногда он смотрел на полки с книгами и обращался к ним: «Прощайте, друзья!». Потом попросил товарищей не оставлять жену и детей, вновь потерял сознание – и умер. По распоряжению царя, поэта похоронили в Михайловском.
В радостные праздники и в суровые дни помним мы его волшебные стихи, любим поэмы и сказки. И «ветер по морю гуляет», и учёного кота, и царя Салтана.
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
Слайд 18.
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Так сказал о себе когда-то сам Пушкин. Так сегодня его стихами говорим мы – его потомки, его наследники, его ученики.
Игра-викторина «Угадай, какая сказка? Кто герой?»
1. Дядька тридцати трёх богатырей?
2. Королевич, ожививший мёртвую царевну?
3. Коварная сватья баба?
4. Царь, которому царица родила богатыря?
5. Работник попа?
6. Князь, владыка острова Буяна?
7. Царь, который над златом чахнет?
8. Царь – обладатель золотого петушка?
9. Что у Царевны Лебеди блестело под косой (колье, месяц, рубин)?
10. Что у Царевны Лебеди горело во лбу (жемчуг, звезда, сапфир)?
11. Предмет, в котором плыли по морю царица и Гвидон (бочка, плот, лодка)?
12. Враг Царевны Лебеди (гадюка, коршун, ястреб)?
13. Место, где спала Мёртвая царевна (гора, поле, утёс)?
14. Дичь, на которую охотились богатыри (орлы, совы, утки)?
15. Красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра?
Литература
1. Писатели в начальной школе. Издательство «Дрофа». Москва. 2004 г.
2. А.С.Пушкин «Стихи и сказки». Издательство «Детская литература».
3. «Мурзилка». Ежемесячный журнал для детей. №1 - №6 1999 г., №7 1997 г.