Цели:
: познакомить с творчеством
М.Пришвина, совершенствовать технику чтения,
работать над выразительностью;
Оборудование:
- портрет М. М. Пришвина, его книги;
- словарь Ожегова;
- энциклопедии “Растительный и животный мир России”,
- иллюстрации растительного и животного мира,
- политическая карта мира;
- фотографии различных мест КБР, России;
- выставка работ учащихся по теме “Времена года”,
- распечатка текста песни “С чего начинается Родина”
Ход урока
1. Организационный момент
1. Психологический настрой.
Учитель: Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске):
– Какое солнце вам больше всего нравиться? Почему?
– Мне нравится ваш настрой на работу.
2. Речевая разминка
а) Упражнения для развития чёткости произношения.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – не ветках снегири.
б) Произнеси чисто и чётко скороговорки.
– Шапкой Мишка шишки сшиб,
– Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
– Сено Сене Костя косит,
В сени сено Сеня носит.
в) Наращивание слов.
Род – родина – родители – родился
2. Фронтальная беседа
– Сегодня мы с вами начинаем изучать очень интересную тему. Она называется…..
(Дети читают запись на доске: “Люби всё живое”.)
– Как вы понимаете смысл этого предложения? (Дети высказываются).
– Правильно. И ёлочки у крылечка школы, и птицы в небе, бабочки на цветках, капельки росы на траве, кукарекание петуха по утрам, мычание коров во дворах, …- всё это окружает вас с детства, и всё это можно назвать словом, которое у нас зашифровано на доске.
– Кто назовёт его?
(НДИОАР – РОДИНА).
-Как вы понимаете значение этого слова?
-А теперь давайте найдём в словаре русского языка И.И.Ожегова слово Родина и сравним его объяснение с нашим.
(Родина-Отчизна-Отечество. Синонимы.)
– Кто из вас, где родился?
– Что вы можете рассказать о том доме, селе, городе, республике, в которой вы родились. (Небольшие сообщения детей)
– Кто-то из вас родился в с. Пролетарском, кто-то в г. Прохладном, в г. Нальчике….
Что объединяет все эти названия? (Они все находятся на территории КБР.)
– Значит Кабардино-Балкарская Республика – наша Родина!
– А вот Андрей родился в Ростове, Тоня в Ставрополе, я в Иркутской области, многие из вас в КБР.
– Что можно сказать о местонахождении этих территорий? (Они входят в состав России.)
– Значит, Россия – это тоже наша Родина, а нас всех можно назвать россияне.
– Я знаю, что многие жители с. Пролетарского теперь живут в Германии, Франции и других странах.
– Как вы думаете, вспоминают ли они своё село и почему?
– Выходит, что эти страны для бывших россиян тоже стали Родиной.
А как вы думаете можно назвать жителей разных стран нашей прекрасной планеты? (Земляне.)
– За что же мы любим свою Землю, Родину? (Она очень красивая, в ней много лесов, гор, морей, удивительных животных, птиц, рыб…..)
– Вы правы. Посмотрите, какие чудесные иллюстрации уголков нашей Родины помещены в книге и на доске.
(Учитель показывает иллюстрации, фотографии.)
– Художники, то, что видят вокруг, отражают с помощью кисти на холсте
– Фотографы – на снимках.
– А кто описывает красоту природы, жизни, чувств людей с помощью слов? (писатели, поэты.)
– Произведения, каких писателей, поэтов о Родине вы читали?
– Кто прочитает наизусть несколько строк из стихов названных поэтов?
(Зачитывают 2–3 человека.)
– Многие писатели, поэты посвящали свои произведения Родине.
– Одним из таких писателей был и человек, фамилия которого зашифрована в кроссворде.
– Назвать фамилии авторов строк:
1. “Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невесёлыми глазами”. (Куприн “Слон”.)
2. “И друзья мальчишки, стоя надо мной…..(Суриков “Детство”.)
3. Кто написал книгу “Приключения Муравьишки”. (Виталий Бианки.)
4. “Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…” (Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
5. “Она жи – жи – живая !.....” (Носов “Живая шляпа”.)
6. “Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними”… (Житков “Храбрый утенок”)
7. “Черёмуха душистая
С весною расцвела….” (Есенин “Черёмуха”).
4. Чтение статьи “Родина”
а) Чтение про себя. (Согласны ли вы, что мы читаем произведение о Родине?)
б) Чтение вслух учителем, далее хорошо читающим учеником.
5. Беседа на этапе первичного восприятия текста
а) Вопросы по фактическому содержанию.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
б) Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям.
– Почему эти воспоминания так важны для писателя?
в) Чтение детьми вслух “по цепочке” и одновременно тренировка навыка чтения
(Чтение трудных слов) и словарная работа.
мало-помалу
жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
сок-ро-ви-ща-ми
пок-ры-ва-лось
не-о-бык-но-вен-но
кладовая (дети самостоятельно объясняют смысл слова)
2. Слово учителя о М.М.Пришвине.
“ Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что он проник в её
жизнь и воспел её, то, прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю Михаила
Пришвина”. Константин Паустовский. |
– Жизнь и творчество М.М.Пришвина- это увлекательное путешествие: иногда – в соседний лес, а бывает в дальние страны.
– Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. И про всё это вы прочитаете в его книгах: “В краю непуганых птиц”, “Кладовая солнца”, “Женьшень” и др.
3. Показ книг М.М.Пришвина.
4. Физминутка
5. Закрепление изученного материала.
а) Цифровой диктант как способ первичного усвоения.
- Пришвина зовут Михаил Алексеевич.
- Он путешественник и писатель.
- Угощал его чаем с молоком отец.
- Пришвин просыпался поздно.
- Он ходил на охоту после чая.
- Он убивал птиц и животных.
Ответ: 010010
б) Выборочное чтение наиболее понравившихся мест.
в) Ответы на вопросы.
– Как вы думаете, какие строки этой статьи
самые главные?
– Согласны ли вы с его призывом?
– Прочитайте эти строки с выражением! Кто лучше?
– Как вы можете беречь нашу школу, наше село?
4. Итог урока
1. (Творческая работа (домашние заготовки))
– А какие пословицы о Родине вы знаете?
“Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
“Родная сторона-мать, чужая-мачеха”.
“Родина-мать, сумей за неё постоять”.
“Человек без Родины, что птица без крыльев”.
“На чужой сторонушке рад своей воронушке”.
“Своя земля и в горсти мила”.
2. Слушается песня “С чего начинается Родина”.
– Понравился ли вам урок?
– Какой вывод вы для себя сделали, чему научились на уроке? (Надо очень сильно любить свою Родину!)
5. Задание на дом
- Выучить наизусть призыв Пришвина.
- Суметь объяснить смысл одной из пословиц о Родине.
- Подобрать однокоренные слова к слову Родина.