Урок литературного чтения в 3-м классе. М.М. Пришвин. "Моя Родина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучающие: познакомить с творчеством М.Пришвина, совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;
  • развивающие: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, расширять лексический словарь учащихся, обогащать и развивать речь, расширять кругозор;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.

Оборудование:

  • портрет М. М. Пришвина, его книги;
  • словарь Ожегова;
  • энциклопедии “Растительный и животный мир России”,
  • иллюстрации растительного и животного мира,
  • политическая карта мира;
  • фотографии различных мест КБР, России;
  • выставка работ учащихся по теме “Времена года”,
  • распечатка текста песни “С чего начинается Родина”

Ход урока

1. Организационный момент

1. Психологический настрой.

Учитель: Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске):

– Какое солнце вам больше всего нравиться? Почему?

– Мне нравится ваш настрой на работу.

2. Речевая разминка

а) Упражнения для развития чёткости произношения.

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – не ветках снегири.

б) Произнеси чисто и чётко скороговорки.

– Шапкой Мишка шишки сшиб,
– Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
– Сено Сене Костя косит,
В сени сено Сеня носит.

в) Наращивание слов.

Род – родина – родители – родился

2. Фронтальная беседа

Сегодня мы с вами начинаем изучать очень интересную тему. Она называется…..

(Дети читают запись на доске: “Люби всё живое”.)

– Как вы понимаете смысл этого предложения? (Дети высказываются).

– Правильно. И ёлочки у крылечка школы, и птицы в небе, бабочки на цветках, капельки росы на траве, кукарекание петуха по утрам, мычание коров во дворах, …- всё это окружает вас с детства, и всё это можно назвать словом, которое у нас зашифровано на доске.

– Кто назовёт его?

(НДИОАР – РОДИНА).

-Как вы понимаете значение этого слова?

-А теперь давайте найдём в словаре русского языка И.И.Ожегова слово Родина и сравним его объяснение с нашим.

(Родина-Отчизна-Отечество. Синонимы.)

– Кто из вас, где родился?

– Что вы можете рассказать о том доме, селе, городе, республике, в которой вы родились. (Небольшие сообщения детей)

– Кто-то из вас родился в с. Пролетарском, кто-то в г. Прохладном, в г. Нальчике….

Что объединяет все эти названия? (Они все находятся на территории КБР.)

– Значит Кабардино-Балкарская Республика – наша Родина!

– А вот Андрей родился в Ростове, Тоня в Ставрополе, я в Иркутской области, многие из вас в КБР.

– Что можно сказать о местонахождении этих территорий? (Они входят в состав России.)

– Значит, Россия – это тоже наша Родина, а нас всех можно назвать россияне.

– Я знаю, что многие жители с. Пролетарского теперь живут в Германии, Франции и других странах.

– Как вы думаете, вспоминают ли они своё село и почему?

– Выходит, что эти страны для бывших россиян тоже стали Родиной.

А как вы думаете можно назвать жителей разных стран нашей прекрасной планеты? (Земляне.)

– За что же мы любим свою Землю, Родину? (Она очень красивая, в ней много лесов, гор, морей, удивительных животных, птиц, рыб…..)

– Вы правы. Посмотрите, какие чудесные иллюстрации уголков нашей Родины помещены в книге и на доске.

(Учитель показывает иллюстрации, фотографии.)

Художники, то, что видят вокруг, отражают с помощью кисти на холсте

– Фотографы – на снимках.

– А кто описывает красоту природы, жизни, чувств людей с помощью слов? (писатели, поэты.)

– Произведения, каких писателей, поэтов о Родине вы читали?

– Кто прочитает наизусть несколько строк из стихов названных поэтов?

(Зачитывают 2–3 человека.)

– Многие писатели, поэты посвящали свои произведения Родине.

– Одним из таких писателей был и человек, фамилия которого зашифрована в кроссворде.

– Назвать фамилии авторов строк:

1. “Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невесёлыми глазами”. (Куприн “Слон”.)

2. “И друзья мальчишки, стоя надо мной…..(Суриков “Детство”.)

3. Кто написал книгу “Приключения Муравьишки”. (Виталий Бианки.)

4. “Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…” (Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

5. “Она жи – жи – живая !.....” (Носов “Живая шляпа”.)

6. “Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними”… (Житков “Храбрый утенок”)

7. “Черёмуха душистая
С весною расцвела….” (Есенин “Черёмуха”).

4. Чтение статьи “Родина”

а) Чтение про себя. (Согласны ли вы, что мы читаем произведение о Родине?)
б) Чтение вслух учителем, далее хорошо читающим учеником.

5. Беседа на этапе первичного восприятия текста

а) Вопросы по фактическому содержанию.

– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

– Важны ли они для писателя?

б) Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям.

– Почему эти воспоминания так важны для писателя?

в) Чтение детьми вслух “по цепочке” и одновременно тренировка навыка чтения

(Чтение трудных слов) и словарная работа.

мало-помалу
жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
сок-ро-ви-ща-ми
пок-ры-ва-лось
не-о-бык-но-вен-но
кладовая
(дети самостоятельно объясняют смысл слова)

2. Слово учителя о М.М.Пришвине.

“ Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина”.

Константин Паустовский.

– Жизнь и творчество М.М.Пришвина- это увлекательное путешествие: иногда – в соседний лес, а бывает в дальние страны.

– Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. И про всё это вы прочитаете в его книгах: “В краю непуганых птиц”, “Кладовая солнца”, “Женьшень” и др.

3. Показ книг М.М.Пришвина.

4. Физминутка

5. Закрепление изученного материала.

а) Цифровой диктант как способ первичного усвоения.

  1. Пришвина зовут Михаил Алексеевич.
  2. Он путешественник и писатель.
  3. Угощал его чаем с молоком отец.
  4. Пришвин просыпался поздно.
  5. Он ходил на охоту после чая.
  6. Он убивал птиц и животных.

Ответ: 010010

б) Выборочное чтение наиболее понравившихся мест.

в) Ответы на вопросы.

Как вы думаете, какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с его призывом?
– Прочитайте эти строки с выражением! Кто лучше?
– Как вы можете беречь нашу школу, наше село?

4. Итог урока

1. (Творческая работа (домашние заготовки))

– А какие пословицы о Родине вы знаете?

“Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
“Родная сторона-мать, чужая-мачеха”.
“Родина-мать, сумей за неё постоять”.
“Человек без Родины, что птица без крыльев”.
“На чужой сторонушке рад своей воронушке”.
“Своя земля и в горсти мила”.

2. Слушается песня “С чего начинается Родина”.

Понравился ли вам урок?

– Какой вывод вы для себя сделали, чему научились на уроке? (Надо очень сильно любить свою Родину!)

5. Задание на дом

  1. Выучить наизусть призыв Пришвина.
  2. Суметь объяснить смысл одной из пословиц о Родине.
  3. Подобрать однокоренные слова к слову Родина.

6. Комментированное выставление оценок