Использованы:
- стихотворение В.С.Шефнера «Лесной пожар»,
- методические разработки педагогов г. Ижевска (Пожарная азбука для детей. Методические рекомендации по проведению мероприятий с детьми для педагогов образовательных учреждений /Болотина Н.И., Швецова Г.Ю. и др. – Ижевск, 2008)
- популярная музыка отечественных композиторов в интернет-версиях
Благодарность за создание фонограммы Тарасову Борису, звукооператору творческой группы «Трасса 60» (г.Смоленск)
Оборудование: платок для Бабы яги, 2 шапочки зверюшек, шапка егеря, модель огнетушителя, шапочка снегурочки, лопата, ведро, веник из свежих веток, дудочка, шапочки туристов, красные шарфы 10 шт.
Атрибуты разложены на заднем плане. Участники отходят, берут и возвращаются на свое место.
Методические рекомендации.
Действенной формой информационно-наглядной работы по обучению детей и подростков пожарной безопасности является сценическое творчество. Использование потенциала творческой деятельности воспитанников в пожарно-профилактической работе позволяет решить несколько задач:
- расширение охвата воспитанников обучением пожарной безопасности через вовлечение в работу детей и подростков, не имеющих возможности по состоянию здоровья принимать участие в мероприятиях спортивной и пожарно-прикладной направленности;
- самореализацию потребностей и способностей воспитанника к публичной творческой деятельности, раскрытие потенциала личности, формирование коммуникативных навыков и креативности;
- активизацию познавательной деятельности детей и подростков по изучению пожарной безопасности в процессе подготовки сценариев, мультимедиа продуктов, печатной продукции;
- активизацию познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в отношении пожарной безопасности в процессе участия в творческих мероприятиях, проводимых для них подростками;
- привлечение творческого потенциала родителей воспитанников в форме помощи своему ребенку при подготовке информационно-наглядной продукции, тем самым решая задачу интеграции семейного воспитания и дополнительного образования.
Агитбригада юных пожарных справедливо считается хорошо зарекомендовавшей себя с 1950-х годов формой работы. Характерное отличие в методике работы по сравнению с иными объединениями театрального характера – динамичность процесса подготовки сценического продукта, использование различных жанров, мобильность, то есть готовность легко переместиться для выступления на любую площадку.
При организации агитбригады важно сотрудничество нескольких педагогов – специалиста в области сценического искусства и специалиста в области пожарной безопасности. К сожалению, приходится отмечать, что изредка можно при просмотре конкурсных программ художественной самодеятельности видеть выступления, безупречные с точки зрения режиссерской работы, но изобилующие некорректными терминами или рекомендациями, в том числе использующие термин «пожарник», который, как известно, обозначает не сотрудника Пожарной охраны, а погорельца, лицо, пострадавшее на пожаре. В нашей системе работы практикуется совместное написание сценариев руководителями театрального объединения и методистами по обучению пожарной безопасности, что позволяет сделать готовый материал с одной стороны, педагогически целесообразным (дидактическим, развивающим и воспитывающим), а с другой стороны – несущим элементы развлекательности, зрелищности и других присущих агитбригаде эффектов психологического воздействия на зрителя.
Отбор литературного и информационного материала чрезвычайно важен. Он должен быть интересен детям, и в то же время соответствовать педагогическим требованиям, так как представления о юморе, о критерии смешного у педагогов и подростков могут значительно расходиться.
Источниками литературного материала могут служить классические детские произведения о пожаре и пожарных, в том числе стихи К.И.Чуковского «Путаница», произведения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», басня И.А.Крылова «Огонь и Роща». Возможно внесение корректив в имеющиеся тесты популярных песен, что неизменно пользуется успехом у подростков. Многие педагоги совместно с воспитанниками пишут самостоятельные тексты или перерабатывают творчески народные сказки, известные произведения. Конкурсы литературного творчества, экспресс-конкурсы на лучшую противопожарную частушку, игры-буримэ также формируют копилку литературного материала, который после педагогической обработки может быть использован при разработке сценария.
Создание оптимальной схемы координации деятельности объединений дополнительного образования детей и досуговых программ, связанных с организацией и проведением информационно-наглядной работы пожарно-профилактического характера позволяет говорить о комплексной системе деятельности, позитивно влияющей на всестороннее развитие детей и подростков, формирование у них прочных и осознанных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности и действиям в опасных ситуациях, а также приобщение воспитанников к социально значимой деятельности, воплощенной в реальных творческих и социальных продуктах
В данном сценарии учтены традиции классической агитбригады – минимальное количество костюмов и реквизита, роли обозначаются быстро сменяемыми шапочками. Отсутствуют декорации, что делает постановку мобильной и воплощаемой на любой сценической площадке.
Время исполнения от 5 до 15 минут в зависимости от режиссерского решения. Возможно исполнение самими детьми песенных вставок, замена перестроений протанцовками.
Возрастная адресованность: 7-12 лет (1-6 класс)
Количество участников: минимальное количество – 4 человека, из них обязательно одна девочка, так как имеются 2 «женские» роли – Баба-яга и снегурочка. В тексте они расположены таким образом, что исполнить их может и одна участница. Данный сценарий предусматривал участие 9 детей.
Ход выступления.
Участники находятся по бокам сцены. Грозная музыка (фонограмма ОГОНЬ). Выходит девочка, читает стихотворение В.С.Шефнера «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Звучит фонограмма детского хора из припева песни «Лесные пожары» (к/ф «Граница. Таежный роман»)- 6 раз повторяется фраза «лесные пожары». Выбегают, кружась попарно участники с красными шарфами, занимают свои места справа и слева от первой девочки. Взмах шарфом, застыли.
1 участник: Ежегодно на планете сгорает до 520 квадратных километров леса,
Фонограмма кусок 1 куплета, протанцовка девочек
2 участник: В нашей богатой лесами стране существует специальное подразделение для тушения лесных пожаров – Авиалесоохрана.
3 участник: Авиалесоохрана России родилась 7 июля 1931 года, когда с аэродрома города Урень Нижегородской области поднялся самолет ПО-2 для патрулирования лесов.
4 участник: С 2003 года на вооружении лесных пожарных стоит самолет-амфибия Бе-200. Он способен набирать на глиссировании от 6 до 12 тонн воды.
Перестроение в самолет( центральная участница на месте, остальные делают попарно шаги назад, образуя клин). музыка «Первым делом самолеты» (к/ф «Небесный тихоход»). Движения руками, имитирующие движение крыльев самолета.
5 участник: Стальные крылья донесут
К людской беде нас всюду срочно.6 участник: Опасен выбранный маршрут,
Зато на место вышли точно.Все: Десант идет, десант в пути
7 участник: Нас вновь зовет сигнал «Спасите!»
И мы обязаны спасти,Все: Идем на помощь, ждите, ждите!!
Фонограмма «звук летящего самолета». Улетели, качая крыльями (поворот кругом). Развернулись, вышли хороводом. Те же шарфы надеты как платки, надеты у девочек.
Девочки: Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Искры летят,
Колокольчики звенят.
Диди-дили-дили-дон,
Выбегай скорее вон!
Все: поворот к центру, руки козырьком.
Дым стоит под небеса (поворот в другую сторон, другую руку козырьком)
То горят, горят леса
8 участник, обрывает пение: Нет, так дальше продолжаться не должно!
9 участник: Правильно! Ударим пеной по рыжей опасности!
10 участник: Развенчаем ложную романтику красного петуха!
Фонограмма «Небо, дай дождя» 1 куплет и припев. Протанцовка с шарфами.
Фонограмма Песня «У леса на опушке жила зима в избушке». Участники выходят русским народным шагом.
Все. Поют: У леса на опушке
Жила Зима-старушка,
Она сушила пряжу
В березовой кадушке.
Она топила печку
Соломой и бензином
И потому пришлось нам
Спасать старушку зиму!
Фонограмма «частушки бабки ежки» (мультфильм «Летучий корабль»). Участники – лесные насекомые отходят за шапочками, выйдут на свои слова.
1 участник поет: Вдалеке от наших мест
Есть дремучий хвойный лес.2 участник поет: В том лесу сейчас пожар.
От избушки страшный жар.3 участник поет: Нет хозяина в окошке –
Дом стоит на курьей ножке.Бабка-ежка: Шла лесною стороной,
Вижу: лес горит стеной.
Позвонила 01.
Ну-ка, елка, не гориЛесные насекомые звонят по телефону:
Наш адрес Сказочный лес, проезд Мухоморный. Д 13Баба яга: Ой! Не мой ли это дом?
Голова идет кругом!
Эй! Пожарная бригада,
Поторапливаться надо.
фрагмент песни «Машина красная, полоска белая». Под эту музыку участники стоятся в виде машины в колонну по два, впереди- центральная участница, она имитирует движения руля. Участники с ведром, лопатой и ветками берут свои атрибуты.
4 участник: Шла машина темным лесом
За каким-то интересом5 участник: Где есть опасность, где огонь
Стрелою мчится кранный конь
Бабка-ежка (выбегает вперед с дудочкой в руках): При тушении пожара я буду дуть в эту дудочку . Я буду дуть изо всех сил, и огонь погаснет.
6 участник (Подбегает к Бабке-ежке. отнимает дудочку):
Остановись! Ты только радуешь пламя!
7 участник с ведром. Лесной пожар надо заливать водой
8 участник с лопатой: и засыпать землей.
9и 10 участники с зеленым веником: Можно захлестывать кромку пожара ветками
Все тушат. Фонограмма активной деятельности (бодрая музыка). Участник-егерь отходит назад за шапкой и огнетушителем. Центральная участница – за кокошником.
Звук меняется на нежную мелодию.
Все останавливаются, переводят дыхание, вытирают лоб. Смотрят на появляющуюся центральную участницу в кокошнике.
1 участница: Я снегурочка Оксана,
В гости я пришла к вам рано.
К вам пришла я не из леса,
От пожарных с эмчеэса.
Вас хочу предостеречь
От пожара уберечь.
2 участник: (показывает вдаль) Смотрите, к нам спешит егерь! А что это у него в руках?
(появляется егерь с огнетушителем)
3 участник: Дед, ты прямо наш спаситель,
Ты принес огнетушитель!4 участник берет огнетушитель: Быстро я кольцо срываю,
Раструб в пламя направляю,
Нажимаю рукоятку,
Пять минут. И все в порядке.Егерь: Я дедок еще не старый,
Я тушу в лесу пожары,
Всех спасаю я зверей
Уберечь хочу детей.
Я работаю с Шойгу,
И 16 лет в строю
Берегу свою страну
Фонограмма «Туристская песня». Появляется шагающий отряд туристов в кепках .Они выходят вперед, становятся в одну шеренгу.
1 участник: Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли2 участник: А огонь не затушили.
Сам погаснет – мы решили.3 участник: Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.4 участник: До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.Егерь: Гибнет лес. Пропали звери –
Всех несчастий не измерить.Лесные насекомые: Турист, костер не оставляй!
Нам дом лесной наш очень жаль.
Нам жаль траву, деревья жаль…
Какая ж в сказке сей мораль?Хором: турист, костре не оставляй!
7 участник с ведром: Его можно залить водой
8 участник с лопатой: А можно забросать землей
9 участник: А можно просто закопать.
Все: Но главное – не оставлять!
Егерь: Не оставляйте горящих костров –
Останется лес и цел и здоров
Все участники встают в одну шеренгу на сцене. Поклон. Фонограмма «Веселая туристская»В.Журбинская-Ю.Энтин (веселая маршевая). Уходят, машут рукой зрителям.