Цели урока:
Образовательные:
- дать представление об искусстве оригами;
- научить учащихся создавать композицию из цветов, сделанных путем складывания бумаги, используя ИКТ.
- развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
- расширять кругозор, развивать чувство меры в работе, эстетические потребности (мотив, интерес), эстетический вкус;
- формировать навыки работы с бумагой, проволокой и другим сопутствующим материалом (сетка, зубочистки, декоративная лента).
- формирование положительной мотивации к предмету;
- формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
- развитие личностных качеств: глазомера, аккуратности, трудолюбия.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. Цветная и гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока, бросовый материал (конфетная коробка), подкладная доска. Технологические карты, готовые изделия, слайд с мордашками человечков. Музыка «Сакура», кроссворд.
Технология личностно-ориентированная (ИКТ).
План урока
1. Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Проверить отсутствующих
2. Введение в тему урока
Проверка знаний учащихся
Фронтальная беседа
Сообщение темы урока
3. Вводный инструктаж
Чтение технологической карты
Инструктаж по технике безопасности
Объяснение нового материала
4. Физкультминутка
5. Практическая работа
6. Заключительная часть
Подведение итогов урока:
- беседа;
- выставление оценок;
- домашнее задание;
- уборка рабочих мест.
Ход урока
1. Организационный момент
На первом уроке мы писали
И немного размышляли,
А на этом вот уроке
Хочу вас, дети, научить,
Цветы из бумаги мастерить.
Не терпится вам начать?
Не заставлю долго ждать,
Об оригами расскажу
И композицию создать вас научу.
Слайд (фото класса)
- Для начала разобьем класс на бригады:
1 ряд: бригада «Вьюнок»
2 ряд: бригада «Одуванчик»
3 ряд: бригада «Василек»
- Доложите о готовности учеников к уроку.
2. Введение в тему урока
Звучит музыка «Возвращение домой»
Слайд (домик, веер, ветка сакуры)
- Как называется искусство, с которым мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы узнали об этом искусстве?
Слайд (табл. оригами)
Слово «оригами» - японское. Оно означает «сложенная бумага». Это искусство зародилось в Японии много веков назад.
Слайд (условные знаки)
После второй мировой войны, благодаря японскому оригамисту были созданы универсальные знаки. Не зная языка, можно было сложить различные модели.
Слайд (журавлика)
Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир.
И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни бумажных журавликов.
А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в парке Мира в Хиросиме.
Учитель - вывод:
Слайд (3: птица, животное, цветок)
Оригами - занимательный и интересный процесс. Из бумажного квадрата складывают фигурки: птиц, животных и удивительный мир цветов.
Жизнь настоящего цветка, к сожалению, очень коротка. С давних пор люди научились засушивать цветы и составлять из них композиции, изготавливать искусственные цветы из ткани, перьев, кожи.
Проявив усердие и фантазию, можно за несколько минут «выразить» собственный оригинальный цветок из обыкновенного листа бумаги
Посмотрите, как они прекрасны. Эти цветы мы научились делать на прошлом уроке.
3. Сообщение темы урока
Слайд (тема урока, цитата)
- А сегодня на уроке мы будет учиться создавать композицию цветов из бумаги.
Для этого у нас есть необходимые заготовки. (Коробка, стебельки с цветами, ракушки, зубочистки, декоративная лента).
Но не хватает одной детали.
- Как вы думаете, какой детали не хватает для создания композиции? (Лепестков).
- Восточная мудрость гласит:
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
4. Объяснение нового материала
Слайд (тех. карта «Лепесток»)
- Следуя восточной мудрости, мы будем пробовать создавать свои композиции.
- Нам понадобится квадрат зеленого цвета, ножницы, ваше внимание и мастерство. Давайте рассмотрим технологическую карту.
- Вам понятны условные знаки? (Кто может рассказать процесс изготовления лепестка?)
- На уроках ИЗО вы учитесь создавать композицию. А что такое композиция? (Соотношение составных частей каких-либо предметов). Вот и вам предстоит соотнести и составить части так, чтоб это было красиво, аккуратно и интересно для окружающих.
5. Практическая работа
Перед тем, как мы начнем сложный, творческий процесс, давайте повторим правила безопасности на уроках труда.
Слайд (правила)
1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
2. Быть осторожным с режущими инструментами. Передавать ножницы только ручкой вперед.
3. Инструменты применять только по назначению и в соответствии с правилами.
4.Тюбик с клеем установить надежно на рабочем месте
5. Приступать к работе только после инструктажа и разрешения учителя.
6. Во время задания работать спокойно, без резких движений.
7. Не мешать рядом сидящим товарищам.
8. Не вытирать глаза грязными руками.
- Японские мастера в своих работах применяют различный побочный материал: декоративные ленты, зубочистки, ракушку, сеточку. Посмотрите, как умело, они используют этот материал. Нет ничего лишнего, все в меру, и все на своих местах.
Слайд (работы профессионалов)
6. Физкультминутка
- Что-то вы, ребята, засиделись? Давайте отдохнем.
Все умеют танцевать,Руки
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Представьте, что у вас в левой руке целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, ваши рука и ладонь чувствуют себя намного лучше, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадает из вашей руки. (Повторить вест процесс для правой руки.)
7. Практическая работа (продолжение)
Учащиеся выполняют практическую работу. Учитель оказывает помощь, как правильно исправлять ошибки.
8. Выставка работ
- Мы с вами плодотворно потрудились, работы получились интересными.
- Как вы думаете, а какая дальнейшая судьба может быть у ваших работ?
- Зачем мы учились создавать композицию?
Советую дарить подарки просто так, без повода - это чудесный, приятный знак внимания, который может изменить настроение и даже улучшить самочувствие.
9. Заключительная часть урока
Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего вас заинтересовало в работе?
Давайте оценим свою работу на уроке
Слайд (три человечка)
Три изображения человечка с разной мимикой.
Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно,
положите свою фишку веселому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении зданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.
Кому на уроке работать было трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному человечку.
- Как вы думаете, почему в нашем имитирующем «небе» столько журавликов?
Возьмите их себе на память как символ протеста против атомной войны.
Слайд (небо, журавлики, руки детей)
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы солнце ярким было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Всем спасибо за вниманье,
Говорю: «До новых встреч!»