Цели учебного занятия:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний, учащихся о классификации катионов, методах их обнаружения, положительных и отрицательных воздействиях на организм человека, пище наиболее богатой этими катионами.
- Способствовать формированию мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения; навыков определения причинно-следственных связей.
- Содействовать развитию волевых и эмоциональных качеств личности, коммуникативных творческих и познавательных способностей; формированию научного мировоззрения, развития чувства ответственности за порученное дело.
Оборудование: тематические газеты, эпидеоскоп, мультимедийная установка, реактивы, химическая посуда, пищевые продукты.
Межпредметные связи: кулинария, товароведение, контроль качества продуктов питания, валеология, экология.
Ход учебного занятия
I. Организационный этап
Вступительное слово преподавателя
– Сообщение темы, целей учебного занятия.
– Мотивация.
Мы уравнения реакций научились писать
Катионы в кислотах и щелочах распознавать.
Формулы, формулы нет им числа,
Химия вас просто сводит с ума
Химия моя – ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь,
Но всегда, везде химию вспоминаю.
II. Этап: Актуализация субъективного опыта учащихся
– А теперь вспомним все то, что нами было изучено на предыдущих уроках. (Проводится фронтальный опрос по теме).
- Что изучает “Аналитическая химия”?
- Что включает в себя понятие “Качественный анализ”7
- Что такое “катионы” и “анионы”?
- Какой метод классификации катионов мы выбрали за основу?
- Сколько групп катионов включает в себя эта классификация?
- Какие катионы входят в состав 1 группы катионов?
- Чем эта группа отличается от других?
- Какие катионы входят во 2 группу?
- Чем отличается 3 группа от 1 группы и от 2 группы?
- Что такое групповой реагент?
- Какие групповые реагенты в 4,5 группах?
- На какие подгруппы делится 4 группа?
- Назовите, какие катионы входят в эту группу?
- Назовите окрашенные катионы? В какие группы они входят?
- Какие катионы наиболее часто встречаются в пищевых продуктах?
- Какие самые распространенные продукты по содержанию катионов?
Во время фронтального опроса учащиеся выполняют индивидуальные задания:
1. У доски работают учащиеся по карточкам – решают задачи.
Задача № 1
Определите массу выпавшего осадка при реакции 5 г сульфата железа (3) с гексацианоферратом калия?
Задача № 2
При реакции раствора нитрата меди с 12 г раствора щелочи натрия образовался осадок массой 0.45г. Вычислите, сколько это составило от теоретически возможного.
Задача № 3
При реакции раствора хлорида никеля со щелочью калия выпал осадок, массой 15 г. Сколько для этого потребовалось раствора хлорида никеля?
2. В это время на местах учащиеся выполняли задание по карточкам.
Задача № 1.
Имеем раствор сильной кислоты с (Н) = 5 * 10 моль/л. Чему равен рН раствора?
Задача № 2.
Вычислить (Н) и рН 0,1М раствора СН СООН, при К = 1,74 * 10.
Задача № 3.
Чему равна концентрация гидроксидных ионов в растворе, если рН раствора равен 8?
Учащиеся сдают выполненные задания. Проверяется решение задач учащихся у доски.
III. Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий
Творческая работа учащихся.
Группа разделена на подгруппы, каждая из которых познакомит нас с используемыми продуктами и их ролью в питании человека.
Каждой группой оформлен стол с представленными видами определенной продукции.
Хлебный стол.
Молочный стол
Овощной стол.
Фруктовый стол.
Учащиеся делают сообщения с презентацией, предварительно представив свой стол (исполняются частушки, стихотворения)
– Вводный инструктаж к практической работе.
Практическая работа учащихся.
– Мало знать теорию, надо уметь применять ее на практике.
- За лабораторным столом четверо учащихся работают по карточкам с заданием “Обнаружить катионы с помощью выбранных учащимися веществ из предложенных”. Обнаруживаются самые распространенные катионы пищевых продуктов.
- В это время у доски четверо учащихся работают по карточкам, в которых предложено написать уравнения реакций с помощью коих можно определить катионы в веществах используемых учащимися за лабораторным столом.
Задания проверяются последовательно, после защиты каждого из предложенных столов.
IV. Этап контроля и самоконтроля:
Вся группа выполняет графический диктант:
- Катионы натрия обнаруживаются с помощью гидротартрата натрия?
- Катионы калия окрашивают бесцветное пламя горелки в фиолетовый цвет?
- Катионы аммония определяют по изменению цвета лакмусовой бумажки, при выделении аммиака?
- Катионы кальция можно определить с помощью оксалата аммония?
- Катионы меди определяются с помощью гексацианоферрата калия (4)?
- Катионы свинца определяют с помощью дихроматов?
- Катионы свинца определяют с помощью хроматов?
V. Этап коррекции по результатам выполнения графического диктанта.
VI. Этап подведения итогов учебного занятия.
Учащиеся читают стихотворение.
Спасибо, химия, за то,
Что в жизни нас ты не оставишь,
А что накормишь и оденешь,
Не сомневается никто.Ведь каждый день, жуя обед.
Мы вряд ли думаем о том,
Что все, что мы едим и пьем, –
Хитросплетение веществ.Хоть иногда беду приносишь,
Все ж от тебя немало пользы.
И сотни раз тебя возносят
Поклонники в стихах и прозе.Спасибо, химия, за то,
Что ты – реальнейшее чудо,
Что ты - наука, не причуда.
Там жизни нет, где ты ничто!
Спасибо, химия, за все!
VII. Этап рефлексии
Используется методика “ Незаконченного предложения” .
- “Сегодня на уроке мне удалось …….”
- “Я задумался о том, что …………….”
- “Самым интересным на уроке было ……”