Открытый урок по математике и конструированию

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Научить детей наблюдать, логически рассуждать, сравнивая квадрат с другими геометрическими фигурами.
  2. Сопоставлять геометрическую фигуру квадрат с образами в окружающей нас жизни. (Что похоже на квадрат).
  3. Создавать образы из квадрата, обосновывать их с жизненными ситуациями.
  4. Учить работать самостоятельно, высказывать свои мысли, соображения, а также коллективно, помогая друг другу.

Материал необходимый для работы на уроке:

1) тетрадь в клетку, простой карандаш, линейка, стерка,
2) цветные гелевые ручки, или цветные шариковые ручки, не менее шести цветов.

Ход урока

  1. Дети с помощью учителя настраиваются на урок, проверяют все ли готово для работы на уроке. Дети стоя выполняют упражнение, нажимая большим пальцем на подушечки остальных пальцев, считая каждый раз до пяти. Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Можно закрыть глаза. Затем дети тихо садятся.
  2. Учитель рассказывает детям о том, чем они будут сегодня заниматься на уроке. Говорит о том, что попробуем вспомнить все секреты квадрата и попасть в его царство. Но для того, чтобы попасть в царство квадрата в начале надо пройти сказочную лесенку. На доске силуэт квадрата.
  3. Дети открывают тетради, пишут число, затем начинают выполнять геометрическое чистописание цветными ручками.

Чистописание включает в себя верхнюю и нижнюю строки, квадратики располагаются в промежутках друг друга. Задается цвет квадратов, зеленый – верхний ряд, красный – нижний ряд, заштриховывать квадраты теми же ручками. Верхний ряд – наискосок, нижний слева направо.

  1. На доске изображение дворца, в котором живет Квадрат. Открываются дверцы и дети рассматривают изображение квадрата.

Учитель предлагает детям вспомнить, как еще можно назвать Квадрат. (Прямоугольник, четырехугольник, равносторонний прямоугольник.)

Дети рисуют по линейке карандашом три квадрата в тетради. Начинают вспоминать свойства квадрата (3*3). В первом квадрате обозначают прямые углы. Во втором квадрате – говорят, что это четырехугольник. В третьем квадрате – все стороны равны.

  1. Учитель обращает внимание на то, что еще у одного квадрата проведены какие-то линии внутри. Кто вспомнит как они называются? (Диагонали).

Устная работа – рассуждение по рисунку на доске. Что же происходит внутри квадрата? (Диагонали делят углы квадрата пополам. В середине квадрата диагонали делятся пополам. Это точка пересечения. Получились треугольники. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что треугольников в квадрате 8).

Дети вместе с учителем считают треугольники. Затем детям предлагается сложить, приготовленную заранее, модель квадрата из бумаги по диагоналям, ровно складывая углы. Дети еще раз убеждаются, что диагонали делят углы квадрата пополам.

  1. Учитель предлагает детям вспомнить стихотворение о квадрате.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его? (Квадрат.)

Дети читают стихотворение стоя, руками в воздухе вырисовывают силуэт квадрата. (Физкультурная минутка).

Затем дети садятся и внимательно смотрят на доску. Учитель задает вопросы. Что на доске нарисовано ? Что это за точки? Какую геометрическую фигуру они напоминают? Выясняют, что это точечный квадрат. Он таит в себе секрет – сюрприз. Если выполнить все его задания, то можно узнать, какая геометрическая фигура в нем спряталась. Детям задаются заранее заготовленные квадраты на листе в клетку, где отмечены ряды.

ряды

точки

13 –10 = 3 (3 ряд 3 точка)
3 + 5 = 8 (3 ряд 8 точка)
10 – 2 = 8 (5 ряд 8 точка)
10 – 7 = 3 (5 ряд 3 точка)
9 – 6 = 3 (7 ряд 3 точка)
7 + 1 = 8 (7 ряд 8 точка)

Нужно решить примеры, а их ответы отметить на точечном квадрате, и отгадка появится. Дети соединяют точки. Получается прямоугольник. Детям предлагается сравнить квадрат и прямоугольник. Что у них общего? (Прямые углы. Четыре угла.) Это тоже можно назвать прямоугольником, четырехугольником.

  1. На доске появляется озеро. Учитель говорит, что появилось еще одно препятствие. Его нужно преодолеть (переплыть). На этом озере нужно нарисовать плотики и по ним переплыть его, чтобы познакомиться с персонажем, который состоит только из квадратов. Маленькие озера выполняются у каждого ребенка в тетради.

Плотики:

  1. 8 клеток – один красный.
  2. 4 клетки – два синие.
  3. 3 клетки – три зеленые.
  4. 2 клетки – четыре желтые.
  5. 1 клетка –пять черные.

Плотики располагаются врассыпную по листу в клетку, штрихуются по линейке по разному, в разной цветовой гамме.

  1. Переправились по озеру дети получают задание на отдельных заготовках, где есть ось симметрии с незаконченным роботом. Его нужно выручить, спасти из-за зеркалья.

Закончив работу, дети закрепляют пройденный материал. Закрепляются свойства квадрата.