В современном обществе с его развитой информационной культурой особое значение приобретает организация информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Наряду с этим для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и мотивация к изучению химии, биологии. Решить данную проблему можно благодаря применению современных информационных технологий. Их применение при изучении предметов естественного цикла даёт возможность:
- шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным;
- сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
- моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
- воспроизводить сложные химические эксперименты;
- проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;
- организовать самостоятельную работу учащихся, учить их работать со справочным материалом;
- осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей;
- способствовать развитию информационной культуры, умений работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации.
Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность.
Занятия с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий и Интернета. Задача учителя — подобрать эти средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать в учебных целях персональный компьютер.
Учитель должен уметь использовать возможности показа видеоматериалов:
- для инсценирования дискуссии,
- обсуждения проблемы,
- привития интереса к познавательным программам,
- для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Компьютерные технологии позволяют учителю
разнообразить учебную деятельность:
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: 7-10 минут (ориентировочная норма).
Традиционная урочная система преподавания предметов естественного цикла сложилась давно. Мы попытались применить к ней компьютерные технологии обучения. Используемые средства и оборудование подобраны с учётом типа урока, его цели, этапов и направлены, прежде всего, на активизацию мотивационной сферы учащихся.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Нами предпринята попытка проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке. Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя. Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Рассмотрим применение ИКТ на уроках различных типов.
Урок изучения нового материала. Цель урока - проинформировать школьников, чему будут посвящены занятия по данной теме, чему они должны научиться. Необходимо показать практическую значимость материала; рассказать о форме контроля по данной теме. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. На этом уроке целесообразно применить компьютерную презентацию, так как требуется представить большой объём разной информации. Учитель на данном уроке координирует, направляет, и организовывает учебный процесс, воспитывает.
Слайдовый показ материала позволяет сэкономить время, оптимизировать процесс обучения, структурировать материал, а использование анимации делает его более доступным восприятию и пониманию учащихся.
Урок-практикум. В силу ряда причин не всегда имеется возможность проведения химического, биологического эксперимента. И тогда на помощь приходят виртуальные химические и биологические лаборатории.
Урок закрепления нового материала. Закрепление чаще проходит в виде беседы, при выполнении практических заданий. Предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Можно предложить в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, для их дальнейшего самостоятельного комментария. Для индивидуальной работы дать ученикам карточки, а на слайде презентации – правильные ответы.
Урок обобщения знаний. На таких уроках учитель сталкивается с проблемой большого объема информации, которую следует активизировать, обобщать, систематизировать, ликвидировать пробелы в знаниях. Поэтому целесообразно применять мультимедиапрезентацию, а также экспресс – тестирование с использованием программных продуктов. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются разные возможности компьютера.
Урок контроля знаний. Широкое применение тестирования в образовании, эксперимент по внедрению ЕГЭ диктуют необходимость использования на уроках этого способа контроля знаний учащихся.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества:
- осуществляется индивидуализация контроля знаний;
- повышается объективность оценки;
- ученик видит детальную картину собственных недоработок;
- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Таким образом, применение новых информационных технологий повышает эффективность урока.
На уроке презентация может быть использована при:
- актуализации знаний;
- объяснении нового материала;
- первичном закреплении знаний;
- обобщении и систематизации знаний;
- контроле знаний.
Рассмотрим применение презентации на некоторых этапах урока. При актуализации знаний учитель, как правило, беседует с учениками. Вопросы такой беседы целесообразно помещать в слайды. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей.
Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Можно предложить в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала для их дальнейшего самостоятельного комментария. Можно предложить индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.
Использование компьютерных технологий благоприятно влияет на психологический климат на уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения.
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Обобщая некоторый опыт применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
- В презентации должен присутствовать продуманный единый стиль оформления: фон слайдов, стиль оформления заголовков, определений, текстового материала.
- Текстовый материал каждого слайда не должен быть очень объемным, должен хорошо читаться за счет продуманного формата шрифта, цветовой гаммы. Важно понимать, что текст несет не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку.
- Вся анимация должна быть уместна и оправданна, Она не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.
- Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы.
- Эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
- Уравнения химических реакций на презентации при предъявлении нового материала предпочтительно повторять записями на обычной доске.
Мы предлагаем вашему вниманию методическую разработку интегрированного урока по химии, биологии с применением компьютерной презентации.
Тема урока.
Свойства оксидов и роль в жизни и деятельности человека и живой природы.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель занятия:
образовательная - показать важность оксидов в природе и жизни человека, научиться записывать формулы оксидов и давать им названия по химической номенклатуре, производить расчеты с использованием формул оксидов.
развивающая - совершенствовать логическое мышление и память.
воспитательная - учиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки.
Задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с представителями оксидов и их физическими свойствами;
- способствовать формированию у учащихся представления о важности оксидов в жизни и деятельности человека и живой природы;
- организовать деятельность по развитию умений и навыков самостоятельной работы, выявление характеристики вещества и определению его роли;
- воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний.
Форма проведения: работа в группах, защита презентаций.
Методы: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (компьютер, раздаточный материал), демонстрационный, лабораторный (опыты).
Средства обучения:
- компьютер, презентация урока;
- презентации учеников;
- оборудование для получения углекислого газа;
- раздаточный материал;
- учебник: Габриелян О.С. Химия. 8-й класс. М. Дрофа, 2007 г.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
№ п/п. |
Структура урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. | Организационный момент (1 мин.) |
Проверяют рабочие места, приветствуют учителя, гостей. | Раздаёт дидактический материал. |
2. | Целеполагание и мотивация (1 мин.) |
Отвечают на вопросы, формулируют тему. Определяют цель. Записывают в тетради. | Организует фронтальную работу учащихся через постановку вопросов. |
3. | Интеллектуальная разминка (6 мин.) |
А) Определяют степень окисления
элементов в указанных соединениях: K2O, SO2,
P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7
(взаимопроверка). Б) Отвечают на вопросы. Записывают определение оксидов в тетрадь. “Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых обязательно кислород со степенью окисления – 2”. |
А) Предлагает выполнить задание
в тетради. Б) Задает вопросы:
|
4. | Блок А Работа над темой
Осознание и осмысление (8 мин.) (кислород, оксиды). |
Выступление с презентацией о кислороде (Леонова). | Рассказ учителя химии об алгоритме составления химических формул и названий бинарных соединений. |
5. | Первичная проверка знаний и умений (4 мин.) | Вставляют в текст слова: 1. Кислород – это ... газ. Он ... воздуха, ... в воде, легко реагирует с другими ... , при этом образуются сложные вещества, которые называются ... .диагноз. Назвать следующие оксиды: SO3 , Cu2O, Mn2O7 (самопроверка). 2. Выпишите из приведенного перечня веществ оксиды и дайте им названия: H2O, Na2O, CuCl2, NО, OF2, HNO3, H2S, H2O2 (самопроверка). |
Выслушивает ответы, наблюдает за работой учащихся. |
6. | Закрепление: а) Игра “Найди пару”. б) Проведи соответствие между формулой вещества и его названием. в) Кто лишний (4 мин.) |
а) оксид фосфора(III) оксид фосфора (V) Р2О3 оксид фосфора (II) оксид азота (I) оксид азота (II) NO оксид азота (III) б) Nа2S А оксид алюминия Al2O3 Б сульфид натрия CO2 В оксид кальция СаО Г оксид углерода(IV) (взаимопроверка) Ответ: 1.Б 2.А 3.Г 4.В в) NaCl, AgCl, CuCl2, Cl2O7, K2O, MgCl2, AS2O3, ОF2, NO2, CaO, MnO2 |
Выслушивает ответы, наблюдает за работой учащихся. |
7. | Динамическая пауза 1 мин. | ||
8. | Блок Б. Продолжение изучение материала (6 мин.) | Защита презентации 2 группы по воде (Спириденок К.). Слушают, просматривают презентацию | Задает вопросы, обращает внимание на роль воды организм человека, просят сделать вывод о проделанной работе. |
9. | Первичная проверка знаний и умений (3 мин.) | Решают задачу Дано: m(орг.) = 50 кг, w = 80%, или 0,8 Найти: m (воды) -? (самопроверка) |
Напоминает о формуле w = m (чист.в-ва) • 100% : m (общ.). |
10. | Блок В. Продолжение нового изучение материала. (6 мин.) | Учащиеся пытаются ответить
(углекислый газ). Защита презентации 3 группы по углекислому газу (Красман А.) |
Учитель дает загадку. Этот оксид стал важной причиной всемирного потепления климата, используется растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ. |
2 урок (4 мин.) | Учащиеся отвечают: 1. Н2О – жидкость, СО2 – газ, СаО- твердое вещество. 2. По агрегатному состоянию. 3. И заполняют таблицу |
Учитель задает вопросы. 1. Давайте подумаем, какие оксиды вам хорошо известны из вашего жизненного опыта. 2. По какому признаку классифицируют оксиды? |
|
11. | Закрепление по блоку В. 2 урок (5 мин.) |
Лабораторный опыт “Получение СО2” | Учитель дает инструктаж, следит за выполнением правил по охране труда. |
12. | Блок Г. Продолжение изучение нового материала (6 мин.) | Защита презентации 4 группы по газообмену (Чернышева К.). Слушают, просматривают презентацию. | Руководитель обращает внимание на роль кислорода и углекислого газа в газообмене. |
13. | Закрепление по микроэлементам
группе (5 мин.) |
Составить логические схемы | Руководитель задает наводящие вопросы для составления логических схем. |
14. | Блок Д. Продолжение изучение нового материала (6 мин.) | Защита презентации 5 группы по
гемоглобину (Тульская Н.) Слушают, просматривают презентацию. |
Задаёт уточняющие вопросы. |
15. | Проверка знаний и умений. (1 мин.) |
Учащиеся выполняют цифровой
диктант (самопроверка). Ответ: 1100 |
Диктует вопросы: 1. Задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода. 2. Гемоглобин находится в эритроцитах. 3. Эритроциты – белые кровяные клетки. 4. Анемия – недостаток кислорода. |
16. | Блок Е. Продолжение изучение нового материала (6 мин.) | Защита презентации 6 группы по
гипоксии (Романычева С.) Слушают, просматривают презентацию. |
|
17. | Закрепление по блоку Е. (1 мин.) | Отвечают на вопросы: 1. Патологический процесс, развивающийся в результате недостаточного снабжения тканей кислородом. 2. Наблюдается потеря сознания и судороги. 3. Вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух, а если есть возможность, дать вдыхать кислород и обязательно нужно вызвать скорую медицинскую помощь. |
Задает вопросы: 1. Что такое гипоксия? 2. Признаки острой гипоксии. 3. Первая медицинская помощь при гипоксии. |
18. | Блок Ж. Продолжение изучение
нового материала (4 мин. Отчет о практической части проекта |
Защита презентации 7 группы “Изучение состояния дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки” (Курносов С.) | Учитель дает пояснение об исследовательской части проекта. |
19. | Рефлексия. Домашнее задание ко § 18, упр. 1, 2, 4 (2 мин.) | Определяют уровень своих знаний
и умений по теме, отвечая на вопросы учителя. Выявляют вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение. Определяют домашнее задание. |
Задаёт вопросы по определению
уровня владения понятиями. Зачитывает отрывок из романа А. Павленко “Счастье”. Подводит к выводу, что знания, которые получили учащиеся на уроке, обязательно будут применять в повседневной жизни. Поясняет выполнение домашнего задания. |
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7